МЫ ВНЕ ПОЛИТИКИ!

Альманах «Фамильные ценности» — абсолютно оригинальное и уникальное российское интернет-издание, не имеющее аналогов: все темы, поднятые в альманахе, рассматриваются через призму фамильных ценностей.

«Фамильные ценности» информируют о ярких, интересных, достойных внимания феноменах культуры и искусства, которые могут претендовать на место в истории.

«Фамильные ценности» обновляются ежедневно.

radbell@yandex.ru

Акимов Николай Павлович

Акимов Николай Павлович

Эскиз мужского костюма (со шляпой)
Год: 1950-е
Техника: бумага, гуашь
Размеры: 43 х 31

Где купить:

Контактный телефон: (499) 230 00 77

АКИМОВ Николай Павлович 3 (16) апреля 1901 (Харьков) — 6 сентября 1968 (Москва) Живописец, книжный график, театральный художник, режиссёр и педагог. Родился Николай Павлович Акимов в семье железнодорожного служащего. В 1910 его отец получил место в правлении Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги, и семья переехала сначала в Царское Село, затем в Петербург. В 1914 Акимов учился в вечерней рисовальной школе Общества поощрения художников (ОПХ), в 1915 брал уроки в студии С. М. Зайденберга, в 1916-1918 занимался в Новой художественной мастерской под руководством М. В. Добужинского, А. Е. Яковлева, В. И. Шухаева. В 1918 Акимов прервал учебу и поступил на работу в мастерскую плаката Пролеткульта в Петрограде. С 1920 по 1922 он преподавал рисунок на Высших курсах политпросветработников в Харькове. В 1922 работал художником в Харьковском детском театре. Его первый спектакль — «Подвиги Геркулеса» А.Белецкого, затем был «Алинур» (инсценировка Вс. Мейерхольда и Ю. Бонди по сказке О. Уайльда «Звездный мальчик»). Одновременно Акимов работал и в театре «Красный факел». В 1923 Акимов поступил во ВХУТЕМАС, где работал над оформлением пьесы Н. Н. Евреинова «Даешь Гамлета» в театре «Кривое зеркало». С 1923 же художник работал в театрах малых форм: в «Музыкальной комедии», «Современном театре», «Вольной комедии», в театрах-кабаре «Карусель» и «Балаганчик». В 1924 Акимов оформил спектакли «Девственный лес» Э. Толлера в Большом драматическом театре и «Озеро» Люль А. Файко в Академическом театре драмы. В 1926 Н. П. Акимов участвовал в создании Ленинградского театра сатиры. В Москве во МХАТе 2-м оформил спектакль «Евграф, искатель приключений» А. Файко, создал свои первые театральные плакаты. В 1927 в Ленинграде состоялась первая персональная выставка его работ, а в издательстве «Academia» вышла книга, посвященная творчеству Акимова (авторы статей А. Пиотровский, Б. Брюллов, Н. Петров). В 1932 Акимов впервые выступил как театральный режиссер: в театре им. Е. Вахтангова он поставил «Гамлета»; с 1933 работал главным режиссером Ленинградского мюзик-холла, где создал знаменитую в те годы Экспериментальную мастерскую. В 1935 начался самый главный этап в жизни Николая Павловича Акимова: он возглавил Ленинградский театр Комедии (к тому моменту сменивший много названий и умирающий Ленинградский театр сатиры). Только за первый год работы Акимов совершил, казалось бы, невероятное: театр не только ожил, но и стал качественно другим. «Лидер по натуре, уникально одаренный художник, график, литератор, режиссер, оратор, организатор, — ренессансная личность, Акимов построил театр столь оригинальный, что даже вопреки нормам русского языка слово Комедия в названии театра стало писаться с заглавной буквы. Эта акимовская «К» и сегодня на программках спектаклей театра, носящего имя Акимова» (www.komedia.spb.ru). Театральные премьеры следовали одна за другой. «Собака на сене» и «Валенсианская вдова» Лопе де Вега, «Школа злословия» Р. Б. Шеридана, «Двенадцатая ночь» Шекспира. «Тень» Е. Л. Шварца, «Опасный поворот» Д. Б. Пристли и др. Акимовские эскизы театральных костюмов были портретами актеров, которых он выбирал на роли. По словам самого Акимова, «рисование сценического костюма переросло в рисование сценического образа». Его театральные плакаты были естественной и потому неотъемлемой частью каждого спектакля. Незадолго до войны Театр Комедии был признан одним из лучших театральных коллективов страны. В годы войны — в осажденном Ленинграде, а затем в эвакуации — театр и его главный режиссер выпустили 16 премьер, среди которых «Питомцы славы» А.Гладкова и «Дракон» Евг. Шварца (позже запрещенный цензурой и восстановленный почти через два десятка лет). Совместно с художественно-театральной деятельностью Акимов на протяжении всей жизни пишет портреты, в том числе Николая Черкасова, Бориса Тенина, Николая Охлопкова и др. В огромной серии живописных и графических портретов предпочтение отдается людям театра — актерам, режиссерам, драматургам. Темы театра и драматургии преобладают и в его книжной графике, к которой он возвращается в 1960-х после длительного перерыва. В 1949 «за формализм в искусстве» и «западничество» Акимов был отстранен от руководства театром. Через два года в качестве главного режиссера и художника Ленинградского Нового театра (с 1955 — театр им. Ленсовета) он поставил и оформил знаменитые сатирические «Тени» М. Е. Салтыкова-Щедрина и «Дело» А. В. Сухово-Кобылина. Прирожденный педагог, Акимов в 1955 начал преподавательскую работу в Ленинградском театральном институте, основав и возглавив в нем художественно- постановочный факультет, на котором были воспитаны многие превосходные мастера сценографии. Блестящий и остроумный человек, Акимов входил в художественную элиту своего города, определяя ее высокий уровень и неповторимое лицо. Только в 1956 Акимов смог вернуться в театр Комедии, который все годы его отсутствия оставался без руководителя. Возвращение ознаменовалось постановкой пьесы Е. Л. Шварца «Обыкновенное чудо». В том же году в Москве (в ЦДРИ) прошла выставка его театральных плакатов. В 1957 на Первом Всесоюзном съезде художников (Москва) Акимов выступил с докладом «Художник советского театра». На Всемирной выставке в Брюсселе (1958) он был удостоен серебряной медали. В 1963 в Ленинграде и через два года Москве состоялись персональные выставки работ Акимова. Среди поздних режиссерских и оформительских работ Акимова — спектакли «Дон Жуан» Дж.-Г. Байрона, «Двенадцатая ночь» У. Шекспира, «Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина; спектакль на сцене «Комеди Франсез» в Париже в 1966. Как театральный художник он осуществил постановки пьес «На всякого мудреца довольно простоты» Н. Островского и «Цилиндр» Э. де Филиппо. Умер Н. П. Акимов в номере московской гостиницы во время гастролей Театра Комедии в 1968. Неоконченной осталась постановка пьесы Шекспира «Конец — делу венец». После смерти Акимова осталось огромное художественное наследие: портреты, книжная графика, станковая и театральная графика, эскизы декораций и костюмов.

Комментарии