Амосова — Бунак Ольга Федоровна
17 (30) июня 1888 (Ораниенбаум) — 25 мая 1965 (Москва)
Фёдоровна Живописец, график, сценограф. 17 (30) июня 1888 (Ораниенбаум) — 25 мая 1965 (Москва) Родилась в семье вице-адмирала императорского флота Ф. И. Амосова, мать художницы происходила из купеческой семьи. В 1903–1905 училась в школе живописи и рисунка Я. С. Гольдблата в Петербурге. По воспоминаниям художницы, ее ученические работы экспонировались Гольдблатом на выставках в Академии художеств. Самостоятельно начала работать с 1905. По рекомендации врачей в 1907–1911 художница подолгу жила в Крыму, в частности в Ялте. В 1911 уехала в Италию для поправки здоровья и продолжения художественного образования. В 1911–1914 училась в Английской академии художеств в Риме, тогда же написала серию архитектурных пейзажей Рима. В 1912–1917 в Петербурге Амосова участвовала в выставках «Товарищества независимых», выставке «Нового общества художников» (все — Петербург), экспонировала свои работы на 19-й выставке акварелей, рисунков и графики в галерее Лемерсье (Москва), на периодических выставках в залах Петербургской консерватории. Из Италии в Россию художница вернулась в 1914. По возвращении продолжала выставляться в экспозициях Петербурга и Москвы. В июне 1915 прошла персональная выставка Амосовой в четырех залах Камероновой галереи в Царском Селе. Экспонировалось 260 картин и рисунков (масло, гуашь, акварель); в 1919 году все работы были уничтожены во время наступления армии Юденича на Царское Село. В 1914–1915 сотрудничала в качестве иллюстратора в журналах «Солнце России», «Лукоморье», «Огонек». Первые работы в области театрально-декорационной живописи Амосова выполнила в 1915 для театра Музыкальной драмы, Интимного театра и театра Н. Н. Евреинова «Привал комедиантов». В 1918 Амосова переехала в Москву, работала как художник (до 1919) в киноателье А. А. Ханжонкова (фильмы не сохранились) и оформляла спектакли (до 1923) Театра оперетты, 1-й студии МХТ и других московских театров. Позднее работала заведующей в художественных мастерских народного комиссариата здравоохранения; рисовала плакаты, писала картины революционного содержания, портреты советских деятелей. После переезда в Москву Амосова участвовала в «Первой Государственной свободной выставке произведений искусства» (1919, Петроград), выставке «Театрально–декорационное искусство Москвы 1918–1923» (1923) и др. В 1926 приняла участие в экспедиции в Тану-Тувинскую республику и Северную Монголию, возглавляемую антропологом и этнографом В. В. Бунаком, вышла за него замуж, после чего подписывала свои работы «Амосова-Бунак». Первые работы по мотивам огромного числа зарисовок, привезенных из тувинской экспедиции, вышли в 1927 в журнале «Красная нива». После экспедиции продолжала сотрудничать в журналах как иллюстратор и экспонировать свои работы. В 1928–1931 работала художником фабрики Гознак, делала эскизы почтовых марок, проекты бланков Государственных займов. В 1934–1935 художница обратилась к технике гравюры, в частности к линогравюре. В 1936–1937 работала в Институте усовершенствования художников-графиков под руководством В. А. Фаворского в Москве. В 1937 во время командировки в Грузию выполнила по заказу тбилисского музея 18 акварелей с изображением памятников древней грузинской архитектуры. Через год была принята в члены МОССХа. В конце 1941 эвакуировалась в город Киров (Вятка); работала в кировском драмтеатре, иллюстрировала книги. В 1943 участвовала в выставке «Великая отечественная война» (Москва, ГТГ), в следующем году вернулась в Москву, позднее жила попеременно в Москве и Ленинграде. В 1930-х — 1950-х Амосова-Бунак работала над серией гравюр «Архитектура Москвы в прошлом и настоящем» (не издана); исполнила графические портреты В. И. Баженова, М. Ю. Лермонтова, Ш. Руставели, Н. В. Гоголя, Микеланджело; иллюстрировала книги, написала ряд акварельных портретов, много работала над городскими пейзажами Ленинграда и Москвы, занималась литературной деятельностью, активно выставлялась.