Андронов Николай Иванович
1929–1998 гг.
Русский и советский художник, мастер живописи, представитель «сурового стиля».
В 1943–1948 учился в Московской средней художественной школе, затем поступил в Институт имени И.Е.Репина в Ленинграде. Вернувшись в Москву, продолжал обучение в Институте имени В.И.Сурикова (1952–1954). Жил в основном в Москве.
Завоевал известность картиной «Плотогоны» (1961, Третьяковская галерея), ставшей одним из изо- манифестов «сурового стиля»; официальные по теме «трудовые будни» превратились здесь в образ гордого творческого самоутверждения Но все же основным руслом работы мастера оставалось станковое творчество, связанное с командировками и частными выездами в «глубинку» (Сибирь, 1960; Костромская и Вологодская области, 1960-е годы). Главным источником мотивов для него с годами стало Ферапонтово на Вологодчине, где он оборудовал летнюю студию. Образы русского Севера составили многолетний цикл — колористически-сдержанный, динамичный по красочной пластике, драматически-напряженный по настроению («Зимняя ночь. Собаки», 1971, Русский музей; «Зимнее окно ночью», 1972, Музей изобразительных искусств, Архангельск; «Пожар», 1973, Картинная галерея, Вологда). В цикле этом доминируют безлюдные пейзажи, интерьеры «избы-студии», «сельские натюрморты» и меланхолические автопортреты («Автопортрет с тараканом», 1969, Краеведческий музей, Истра).
Выступая в качестве администратора, Андронов (который с 1976 был членом президиума Московской организации Союза художников, МОСХ, а в 1976–1988 — председателем МОСХовской секции монументальной живописи) прилагал деятельные усилия к либерализации российской художественной жизни.
Умер Андронов в Москве 10 ноября 1998.