Sotheby’s
28 ноября 2012 Sotheby’s в Лондоне представит на торгах документальный архив легендарного русского режиссера Андрея Тарковского (1932-1986). Его фильмы стали знаковыми для истории мирового киноискусства. Архив документов 1967 — 1986-х годов, открывает новые подробности личной жизни и профессиональной деятельности художника, который боролся за признание своего творчества в СССР. Коллекция, состоящая из нескольких тысяч рукописей, аудиозаписей, личных фотографий и документов — включая черновик письма Леониду Брежневу, в котором Тарковский обсуждает возможность работы в Советском Союзе — оценивается в £80,000-100,000* и будет выставлена на торги Книги о музыке, манускрипты, русская и европейская литература.
Стивен Роу, глава отдела Книги и манускрипты Sotheby's в преддверии торгов сказал: «Важность этого архива невозможно переоценить. Впервые настолько значимые материалы, связанные с Андреем Тарковским, выставляются на торги, и вряд ли в будущем появится что-либо подобное. Эти малоизвестные и малоизученные рукописи, заметки, письма, фотографии и аудиозаписи рассказывают нам о жизни режиссера, который изменил ход истории кинематографа, и чей талант отмечали величайшие режиссеры мирового кино. Из-за того, что советское правительство видело в его работах признаки элитизма, они были запрещены и практически неизвестны на территории СССР. Тарковский умер в эмиграции в возрасте 54 лет, так и не вернувшись на родину, которая вдохновляла его, но категорически отвергала».
Топ-лоты архива Андрея Тарковского:
— Опубликованные режиссерские версии сценариев фильмов «Солярис», «Белый, белый день» (позднее переименованного в «Зеркало») и «Сталкер». Изданы небольшим тиражом, возможно, являются единственными сохранившимися копиями. Это покадровая структура фильмов Тарковского. В них есть инструкции по расположению камер и угла съемки, в фильмах некоторые кадры значительно отличаются от первоначальных идей автора.
— Рукопись книги «Запечатленное время». Издана Тарковским в 1986 году и признана важнейшей книгой по русскому искусству и киноискусству после трудов Сергея Эйзенштейна. Рукопись включает черновики нескольких глав, блокноты и машинописную копию последней версии с пометками автора.
— Черновик письма Леониду Брежневу, в котором режиссер просит о возможности продолжить работу в СССР. Когда его фильмы попали в список запрещенных, Тарковский покинул СССР в 1982 году для съемок фильма «Ностальгия» в Италии. При жизни он так и не вернулся в Россию. Ниже Тарковский комментирует решение Брежнева запретить показ фильма «Андрей Рублев», вышедшего в 1966 году:
«...Вот уже три с половиной года эта картина лежит на полке... “Андрей Рублев” не был и не мог быть создан в целях, какой бы то ни было антисоветской пропаганды... У меня нет возможности реализации своих творческих замыслов. Мне объяснили, что этот вопрос связан с судьбой картины “Андрей Рублев”... Между тем, у меня нет работы, я не имею средств к существованию, но я женат и у меня есть ребенок. Мне особенно неловко говорить об этом, но положение мое так долго остается неизменным, что больше молчать я не могу...»
— Четыре альбома с фотографиями, на которых запечатлены последние годы жизни Тарковского, проведенные в эмиграции, многие из которых никогда не были изданы и опубликованы. На них снят режиссер вместе с такими известными людьми, как Кшиштоф Занусси, Отар Иоселиани, Олег Янковский, Мстислав Ростропович и Юрий Любимов. Он предстает перед нами в окружении друзей, как отец и как путешественник (Гранд Каньон, Стоунхендж, Италия). Судя по всему, некоторые фотографии были сделаны самим Тарковским и выполнены в том же стиле, что и его фильмы. На последних снимках режиссер уже сильно болен, он сфотографирован практически перед смертью. Тарковский умер в Париже от рака легких в возрасте 54 лет.
— Коллекция из 32 аудиокассет и 13 дисков с записями интервью с Тарковским, некоторые из которых никогда не издавались.
— 12 писем написанных Тарковским от руки Евгению Даниловичу Суркову, известному российскому кинокритику. В них обсуждается режиссерская деятельность Тарковского.