МЫ ВНЕ ПОЛИТИКИ!

Альманах «Фамильные ценности» — абсолютно оригинальное и уникальное российское интернет-издание, не имеющее аналогов: все темы, поднятые в альманахе, рассматриваются через призму фамильных ценностей.

«Фамильные ценности» информируют о ярких, интересных, достойных внимания феноменах культуры и искусства, которые могут претендовать на место в истории.

«Фамильные ценности» обновляются ежедневно.

radbell@yandex.ru

Дина Радбель  — рецензия на фильм «Опасный метод»

Дина Радбель — рецензия на фильм «Опасный метод»

Фрейд, Юнг и их сексуальные заморочки – с 26 января.


 Канадский режиссер Дэвид Кроненберг прошел через все «трубы» кинематографа, сжигая всякие предрассудки. В своем первом фильме «Мерзость» (1975 год) он рассказывал об ужасе сексуального голода, возбужденного не эротическими впечатлениями, а паразитами, проникшими в тело человека. Затем его долгое время не отпускали фантастические кошмары, связанные с насекомыми (фильмы «Муха», «Паук»). Пройдя опыт фармакологических экспериментам над человеком («Сканнеры»), режиссер  подружился со Стивеном Кингом («Мертвая зона»), что послужило трамплином  для следующего прыжка – в мозговые полушария человека. Он взялся за  «Экзистенцию», где грубым ножом резал тонкое человеческое сознание, а в «Автокатастрофе» натворил такое, что получил в оправдание своей жесткости приз Каннского кинофестиваля  «за художественное мужество». Одолев зловонный поток насилия,  омерзительные перерождения,  животный, насильственный секс, нечеловеческую жесткость,  — и все это на почве странного разума, он решил, что пора найти покой у психоаналитиков, впервые взявшись за экранизацию, практически, документальной пьесы  Кристофера «Лечение словом». Ее герои  — большие болтуны и практики — Зигмунд Фрейд, его ученик  Карл Юнг и их пациентка, в дальнейшем, последовательница — Сабина Шпильрейн.

Первооткрыватели психоанализа пытаются привести пациентов в норму, но сами,  отдавая волю чувствам, понимают, что нормы – как таковой – не существует. Те, кто лучше всех  разбираются в человечестве, сломлены простыми человеческими эмоциями.
Отношения развиваются внутри двух треугольников.
 Женатый и благополучный Юнг принимает сложную пациентку. Любящая жена рожает детей. Он – работает «лечением слова» с  неординарной пациенткой.  Две  такие разные женщина и мужчина....
Второй треугольник:  Фрейд, Юнг и Сабина. Она была ученицей Юнга, по его вине  перешла к Фрейду.
  Несмотря на то, что вся история построена на откровенных сексуальных разговорах и, в том числе, на практике садо-мазо,  режиссер никаким образом не настраивает зрителей на сексуальную волну. Надо уметь так снимать страсть, чтобы она оказалась не заразительной.
 Добрая часть диалогов вызывает добрый смех, и трудно понять – этого ли добивались сценарист и режиссер, вкладывая в уста героев адаптированные под среднестатистического зрителя цитаты психоаналитиков. Впрочем, и внешне  эта парочка врачей очень тянет на Шерлока-Холмса и Ватсона. Правда,  разгадывают они не детективы, а сны.
Двойственность прочтения (а  ведь  речь едет о драматической судьбе Сабины Шпильерейн, рожденной в Ростове-на Дону, ставшей известным советским психоаналитиком) придает картине  пикантный шарм и легкость восприятия.
 И главное: Юнг – Майкл Фассбендер, Фрейд – Вито Мортенсен, Сабина – Кира Найтли, Отто- Венсан Кассель. Такими мы их еще не видели. И хотя Найтли обвиняют в переигрывании,  нет другого способа показать психотеническую  истерию, основанную  на комплексе страха и гипер-сексуальности. Фрейд — Мортенсена -  отстранен, закрыт, подозрителен, обидчив, раним. Пожалуй, не хватает огня,  свойственному  ученым.  И это тоже надо суметь сыграть. Скрывать прорывающийся огонь.
Кассель – опухший, обросший и порочный, правда, только на словах.  Майкл Фассбендер  убедителен во всем – в сдержанности, уверенности, пылкости, страстности, унынии...
 

Не случайно 19 января в Лондоне, на 32-й церемонии вручения награды критиков Circle Awards лучшим британским актером был признан Майкл  Фассбендер.

 

Для тех кто более внимательно хочет изучить эту историю издательство «Азбука» выпустило книгу с одноименным названием.

 

21 января 2012 г.
Комментарии