Дина Радбель — рецензия на фильм «Опасный метод»
Фрейд, Юнг и их сексуальные заморочки – с 26 января.
Канадский режиссер Дэвид Кроненберг прошел через все «трубы» кинематографа, сжигая всякие предрассудки. В своем первом фильме «Мерзость» (1975 год) он рассказывал об ужасе сексуального голода, возбужденного не эротическими впечатлениями, а паразитами, проникшими в тело человека. Затем его долгое время не отпускали фантастические кошмары, связанные с насекомыми (фильмы «Муха», «Паук»). Пройдя опыт фармакологических экспериментам над человеком («Сканнеры»), режиссер подружился со Стивеном Кингом («Мертвая зона»), что послужило трамплином для следующего прыжка – в мозговые полушария человека. Он взялся за «Экзистенцию», где грубым ножом резал тонкое человеческое сознание, а в «Автокатастрофе» натворил такое, что получил в оправдание своей жесткости приз Каннского кинофестиваля «за художественное мужество». Одолев зловонный поток насилия, омерзительные перерождения, животный, насильственный секс, нечеловеческую жесткость, — и все это на почве странного разума, он решил, что пора найти покой у психоаналитиков, впервые взявшись за экранизацию, практически, документальной пьесы Кристофера «Лечение словом». Ее герои — большие болтуны и практики — Зигмунд Фрейд, его ученик Карл Юнг и их пациентка, в дальнейшем, последовательница — Сабина Шпильрейн.
Первооткрыватели психоанализа пытаются привести пациентов в норму, но сами, отдавая волю чувствам, понимают, что нормы – как таковой – не существует. Те, кто лучше всех разбираются в человечестве, сломлены простыми человеческими эмоциями.
Отношения развиваются внутри двух треугольников.
Женатый и благополучный Юнг принимает сложную пациентку. Любящая жена рожает детей. Он – работает «лечением слова» с неординарной пациенткой. Две такие разные женщина и мужчина....
Второй треугольник: Фрейд, Юнг и Сабина. Она была ученицей Юнга, по его вине перешла к Фрейду.
Несмотря на то, что вся история построена на откровенных сексуальных разговорах и, в том числе, на практике садо-мазо, режиссер никаким образом не настраивает зрителей на сексуальную волну. Надо уметь так снимать страсть, чтобы она оказалась не заразительной.
Добрая часть диалогов вызывает добрый смех, и трудно понять – этого ли добивались сценарист и режиссер, вкладывая в уста героев адаптированные под среднестатистического зрителя цитаты психоаналитиков. Впрочем, и внешне эта парочка врачей очень тянет на Шерлока-Холмса и Ватсона. Правда, разгадывают они не детективы, а сны.
Двойственность прочтения (а ведь речь едет о драматической судьбе Сабины Шпильерейн, рожденной в Ростове-на Дону, ставшей известным советским психоаналитиком) придает картине пикантный шарм и легкость восприятия.
И главное: Юнг – Майкл Фассбендер, Фрейд – Вито Мортенсен, Сабина – Кира Найтли, Отто- Венсан Кассель. Такими мы их еще не видели. И хотя Найтли обвиняют в переигрывании, нет другого способа показать психотеническую истерию, основанную на комплексе страха и гипер-сексуальности. Фрейд — Мортенсена - отстранен, закрыт, подозрителен, обидчив, раним. Пожалуй, не хватает огня, свойственному ученым. И это тоже надо суметь сыграть. Скрывать прорывающийся огонь.
Кассель – опухший, обросший и порочный, правда, только на словах. Майкл Фассбендер убедителен во всем – в сдержанности, уверенности, пылкости, страстности, унынии...
Не случайно 19 января в Лондоне, на 32-й церемонии вручения награды критиков Circle Awards лучшим британским актером был признан Майкл Фассбендер.
Для тех кто более внимательно хочет изучить эту историю издательство «Азбука» выпустило книгу с одноименным названием.