МЫ ВНЕ ПОЛИТИКИ!

Альманах «Фамильные ценности» — абсолютно оригинальное и уникальное российское интернет-издание, не имеющее аналогов: все темы, поднятые в альманахе, рассматриваются через призму фамильных ценностей.

«Фамильные ценности» информируют о ярких, интересных, достойных внимания феноменах культуры и искусства, которые могут претендовать на место в истории.

«Фамильные ценности» обновляются ежедневно.

radbell@yandex.ru

«100 фильмов» для обязательного просмотра

«100 фильмов» для обязательного просмотра

Автор: Вита Рамм
Опубликован список «100 фильмов». Министерства культуры, образования и науки РФ собираются до конца января провести совместную пресс-конференцию по поводу самой идеи факультативного урока кино в школах и возможных методах ее реализации. Затем проект списка «100 фильмов» будет официально направлен в Минобрнауки России.

Напомним, что ввести в школах уроки, на которых ученики 6-7 классов изучали бы сотню лучших фильмов, предложил летом 2012 года председатель Союза кинематографистов РФ Никита Михалков. Министру культуры Владимиру Мединскому идея понравилась, и он поручил департаменту кинематографии проработать порядок выбора списка киношедевров, причем так, чтобы там обязательно была квота на российские картины.

Скажем сразу, что с зарубежной частью списка возникли проблемы соблюдения авторских прав и потому пока в списке только отечественное кино. Понятно, что Министерство культуры занимается духовной частью проекта (список), а проблемы и вопросы практической реализации идеи будут находиться в компетенции Минобрнауки России.

Как составлялся список

Список «100 фильмов» был составлен на основе предложений граждан. Осенью 2012 года все желающие могли на сайте mkrf.ru и сайтах ряда СМИ предложить по три отечественных и иностранных фильма, которые хотели бы рекомендовать для факультативного урока кино в школах.

Из получившегося перечня были отобраны фильмы, набравшие не менее 50% голосов, — всего около 300. Этот список отредактирован специалистами НИИ киноискусства (ВГИК), Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения, Российского института культурологии, Российского института истории искусств, Госфильмофонда России, Союза кинематографистов.

Активная часть общественности сначала скептически отнеслась к самой идее «100 фильмов», а после опубликования и к большинству картин, попавших в этот список. Высказываются мнения о замшелости лент, которые сняты в первой половине 20 века (особенно в «немой период»), об излишней военнизированности (20 фильмов посвященных Великой Отечественной войне), о возвращении, т.е. воспитании школьников в советской идеологии. Аниматоры считают, что список ущемляет их вид искусства (всего три названия), их поддерживают коллеги — документалисты (два названия).

Волнуется общественность и о том, кто, каким образом и по каким научно-методическим материалам будет вести занятия. На мой взгляд, этот вопрос важный, но вполне разрешимый.

Есть положительный пример!

Министерству образования, на мой взгляд, стоит обратить внимание на накопленный уже опыт в Перми. Местное киновидеообъединение уже второе десятилетие и, без всяких официальных распоряжений, развивает медиаобразование школьников и студентов.

Все началось еще в начале 90-х. Светлой памяти генеральный директор Пермского областного государственного творческо-производственного объединения «Пермкиновидео» Геннадий Яковлевич Шестаков мне рассказывал о том, как он успел в переходном периоде получить федеральные деньги на ремонт и все вложил в обновление материальной базы (сделал в офисе два кинозала — сейчас залов уже шесть — от 25 до 65 мест — прим. «ПрофиСинема) и реставрацию фильмокопий. Во многих других регионах в 90-ые годы подобные структуры просто исчезали, не справляясь с экономическими проблемами. А Геннадий Яковлевич, обладая архивом, к тому же с правами без ограничения срока, решился на эксперимент.

Методисты «Пермкиновидео» составили два киноцикла: «Экранизация классики» и для летних школьных лагерей художественные фильмы о школьниках и отправились уговаривать директоров школ. Как вспоминал тогда Геннадий Шестаков, ему тоже приходилось выступать тяжелой «артиллерией» перед городским школьным начальством. Но учителя литературы в Перми быстро оценили нестандартную факультативную помощь.

Сегодня в «Пермкино» уже создан отдел медиаобразования и работает программа обучения тьюторов. Для тех, кому это понятие незнакомо, поясню, что тьюторы (англ. tutor — преподаватель, репетитор) — профессионалы, умеющие вести дискуссии после просмотра фильма.

Нынешний глава «Пермкино», режиссер — документалист Павел Печенкин объясняет: «Людям ведь хочется поговорить по окончании сеанса, но не каждый умеет облекать свои эмоции в слова, анализировать увиденное. Особенно это сложно делать школьникам....Например, в классе назревает конфликт. Можно увещевать одноклассников длинными монологами о морали и воспитании, а можно посмотреть всем классом и обсудить фильм Ролана Быкова „Чучело“, после сеанса которого, зрители обсуждение невольно будут проецировать на самих себя. Так приобретается дополнительный взгляд на проблему, что облегчает ее решение. Фильм — всегда диалоговая структура. Главное уметь ею распорядится».

Курирует это направление Ольга Николаевна Ахметзянова, руководитель отдела медиаобразования «Пермкино». А в школе тьюторов занимаются студенты педагогического университета, педагоги пермских вузов и школ.

Также именно в Перми, на базе местного государственного гуманитарно — педагогического университета, в 2011 году прошел всероссийский методический семинар «Театр, кино, музей — для новой школы». Одна секция семинара так и называлась — «Тьютор как инновационная фигура школьного образования».

Кстати, семинар проводился при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации. Так что, можно надеется, что, в связи с введением факультативной программы «100 фильмов», материалы семинара будут дополнительно изучены.

Вопрос — какое кино обсуждать предлагает список «100 фильмов».

Чиновники Министерства культуры говорят, что опубликованный список — не окончательный. Надеюсь на это, потому что «100 фильмов» больше соответствует амбициям на тему — а не составить ли нам список 100 лучших фильмов всех времен, как это периодически делают киноинституции США и Великобритании.

Большинство голосовавших на сайте Министерства культуры, проводивших экспертизу или возмущающихся отсутствием в списке Параджанова, Муратовой, на мой взгляд, забывают о начальном условии.

Список «100 фильмов» нужен был для факультативных кино уроков в 6-7 классах. Психологи утверждают, что в этот период (11-12 лет) дети проявляют живой интерес к самопознанию. И сколько из списка «100 фильмов» способны удовлетворить и этот интерес?

А какой в таком возрасте может быть просмотр картины «Иван Грозный» Эйзенштейна, позвольте спросить? И по каким критериям включен «Андрей Рублев» Андрея Тарковского? Давно ли авторы, эксперты смотрели фильм «9 дней одного года» Михаила Ромма? Согласятся ли родители, не оспаривая художественную ценность фильмов, «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» Кончаловского или «Покаяние» Абуладзе, чтобы их малолетние детки смотрели это кино?

В списке отсутствуют фильмы, снятые после 1991 года.

Критики уже в этом усматривают идеологическую составляющую, намерено возвращающую детей в советские времена. Боюсь, что причина куда проще. Как говорит киновед, директор российских программ Московского международного кинофестиваля Ирина Павлова, за последние 20 лет не снято ни одного (!) фильма, пригодного для детей 11 — 12 лет. НИ ОДНОГО!

Я попыталась Ирине Васильевне возразить, мол, авторы списка просто забыли (или сами не смотрели), например, «Возвращение» — дебют Андрея Звягинцева 2003 и «Вино из одуванчиков» Игоря Апасяна (экранизация Рэя Бредбери, 1997), на что получила логичный ответ: «Не надо забывать, что детки 11-12 лет — разные. И сложно предсказать, например, реакцию впечатлительной, с нежной нервной системой, девочки на историю взаимоотношений двух братьев и отца в фильме Звягинцева».

На мнение Ирины Павловой стоит обратить внимание. И будет правильно, если программа «100 фильмов» будет работать на местах, учитывая индивидуальные особенности деток.

Список «100 фильмов» был опубликован в алфавитном порядке. Но мне кажется, что проще изучать его достоинства и недостатки, если сгруппировать картины по некоторым направлениям.

Военное кино

«А зори здесь тихие» — С. Ростоцкий, 1972

«Баллада о солдате» — Г. Чухрай, 1959

«Белорусский вокзал» — А. Смирнов, 1970

«В бой идут одни „старики“ — Л. Быков, 1973

«Восхождение» — Л. Шепитько, 1976

«Живые и мертвые» — А. Столпер, 1963

«Звезда» — А. Иванов, 1949

«Иваново детство» — А. Тарковский, 1962

«Иди и смотри» — Э. Климов, 1985

«Летят журавли» — М.Калатозов, 1957

«Машенька» — Ю. Райзман, 1942

«Молодая гвардия» — С. Герасимов, 1948

«Они сражались за Родину» — С. Бондарчук, 1975

«Освобождение» — Ю. Озеров, 1972

«Подвиг разведчика» — Б. Барнет, 1947

«Проверка на дорогах» — А. Герман, 1972

«Радуга» — М. Донской, 1943

«Смелые люди» — К. Юдин, 1950

«Судьба человека» — С. Бондарчук, 1959

«Щит и меч» — В. Басов, 1968

Комментарий:

20 фильмов. Иначе, как отпиской, эту часть «100 фильмов» я назвать не могу. И пусть на меня обижаются составители, но не могу представить себе 11-12 летнего школьника, которого усадили смотреть «Восхождение» Ларисы Шепитько или «Проверку на дорогах» Алексея Германа. Фильмы Леонида Быкова — могу. Они ясные, чувственные, понятные.

В списке есть «Звезда» 1949 года. Так почему, в таком случае, не включить и одноименную версию режиссера Николая Лебедева 2002 года? И получилось бы обсуждение кинематографа с попыткой сравнительного анализа.

Первый российский фильм

«Стенька Разин» («Понизовая вольница») — В. Ромашков, 1908

Комментарий:

Знают ли составители списка хронометраж «Понизовой вольницы»?

6 мин. 14 сек!

Так не будет ли полезнее отдельное факультативное занятие посвятить истории зарождения кинематографа? Наши киноисторики, с учетом возраста (на который я постоянно обращаю внимание всех составителей списка и его критиков) 11- 12-летних зрителей, могут дополнить сборник еще несколькими яркими фильмами.

Исторические

«Адмирал Нахимов» — В. Пудовкин, 1946

«Александр Невский» — С. Эйзенштейн, 1938

«Иван Грозный» (1–2-я серии) — С. Эйзенштейн, 1944–1946

Историко-революционные

«Бег» — А. Алов, В. Наумов, 1970

«Броненосец „Потемкин“ — С. Эйзенштейн, 1925

«Земля» — А. Довженко, 1930

«В огне брода нет» — Г. Панфилов, 1968

«Белое солнце пустыни» — В. Мотыль, 1969

«Красные дьяволята» — И. Перестиани, 1923

«Мать» — В. Пудовкин, 1926

«Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» — Л. Кулешов, 1924

«Неуловимые мстители» — Э. Кеосаян, 1966

«Путевка в жизнь» — Н. Экк, 1931

«Чапаев» — Г. Васильев, С. Васильев, 1934

«Юность Максима» — Г. Козинцев, Л. Трауберг, 1934

Комментарий:

Опасность, что именно эти 12 фильмов могут вернуть и навсегда задержать юных зрителей в идеологии большевизма, на мой взгляд, надуманы. Половина из них никак не подходят к возрасту школьников, а просмотр фильма Кулешова требует отдельных киноведческих познаний текста и контекста, на что вряд ли будут готовы ведущие факультативные просмотры. И какой вред может быть от просмотра «Чапаев» — не понимаю искренне. Вот только что списке делают «немые» «Красные дьяволята» 1923 года и «звуковая» версия тех же героев «Неуловимые мстители» 1966 года?

Школьное?

«А если это любовь?» — Ю. Райзман, 1961

«Айболит-66» — Р. Быков, 1966

«Внимание, черепаха!» — Р. Быков, 1969

«Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» — Э. Климов, 1964

«Доживем до понедельника» — С. Ростоцкий, 1968

«Друг мой, Колька!» — А. Салтыков, А. Митта, 1961

«Ключ без права передачи» — Д. Асанова, 1976

«Курьер» — К. Шахназаров, 1986

«Пацаны» — Д. Асанова, 1983

«Республика ШКИД» — Г. Полока, 1966

«Сто дней после детства» — С.Соловьев, 1975

«Чужие письма» — И. Авербах, 1975

«Чук и Гек» — И. Лукинский, 1953

«Чучело» — Р. Быков, 1983

«Школьный вальс» — П. Любимов, 1978

Комментарий:

Знак вопроса здесь я поставила намерено. Фильмы, включенные в список 100, слишком широкого возрастного диапазона — от старшеклассников до первоклашек.

Сетования, что данный список не позволит нашим детям вырваться из плена идеологии советской школы, на мой взгляд, сильно преувеличен.

Проблема в том, что современные кинематографисты игнорируют пространство современной школы. А если и вспоминают, то представляют школу как исчадие ада. На место поэтической Динары Асановой пришла Гай Германика с новой искренностью. На мой взгляд, это проблема не столько самой школьной системы, сколько кинематографистов.

Экранизации

«Бесприданница» — Я. Протазанов, 1936

«Белеет парус одинокий» — В. Легошин, 1937

«Война и мир» — С. Бондарчук, 1965–1967

«Гамлет» — Г. Козинцев, 1964

«Дама с собачкой» — И. Хейфиц, 1960

«Дворянское гнездо» — А. Кончаловский, 1969

«Дядя Ваня» — А. Кончаловский, 1977

«Неоконченная пьеса для механического пианино» — Н. Михалков, 1976

«Несколько дней из жизни И.И. Обломова» — Н. Михалков, 1979

«Петр Первый» — В. Петров, 1937

«Пиковая дама» — Я. Протазанов, 1916

«Плохой хороший человек» — И. Хейфиц, 1973

«Собачье сердце» — В. Бортко, 1998

«Тихий Дон» — С. Герасимов, 1957–1958

Комментарий:

Если мы хотим заинтересовать 11-12 летних школьников кинематографом, то, на мой взгляд, ориентиром может стать и изучаемая в 6-7 классах русская и советская классика. Корректируя список фильмов, хорошо бы опираться на экранизации конкретных произведений Пушкина, Гоголя, Катаева, Короленко, Чехова, Гайдара, и так далее. Часть из них в список попало, что радует. Например, «Чучело» Железнякова, «Республика ШКИД» Пантелеева.

Но, к сожалению, ни одной подходящей для заданного возраста экранизации в новые времена снято не было. Не улучает ситуацию и тот факт, что под эгидой Министерства культуры было проведено 18 (!) ежегодных кинофестивалей в Гатчине «Литература и кино».

Комедии

«Берегись автомобиля» — Э. Рязанов, 1966

«Бриллиантовая рука» — Л. Гайдай, 1968

«Веселые ребята» — Г. Александров 1934

«Волга-Волга» — Г. Александров, 1938

Комментарий:

Выбор и количество кинокомедий для 11-12 — летних школьников так удивляет, что ограничусь формулировкой «no comments»

Анимация

«Ежик в тумане» — Ю. Норштейн, 1975

«Месть кинематографического оператора» — В. Старевич, 1913

«Новый Гулливер» — А. Птушко, 1935

Комментарий:

Поддерживаю обиду аниматоров. Большая история «Союзмультфильма» заслужила большего уважения. И, если потрудиться, то можно сформировать пару тематических сборников с нашими анимационными картинами. И не только. Но, как показывает список, о современной российской анимации составители списка не слышали вовсе.

И если корректировка списка еще возможна (а я очень на это надеюсь), то сразу внесу свои предложения — фильмы Михаила Алдашина «Рождество» (1996) и «Букашки» (2002). И — если возможно ради такого дела очистить права у французской студии «Фолимаж»- «На краю земли» Константина Бронзита.

Сказки

«Золушка» — Н. Кошеверова, М. Шапиров, 1947

«Илья Муромец» — А. Птушко, 1956

«Королевство кривых зеркал» — А. Роу, 1963

«Марья-искусница» — А. Роу, 1959

«Морозко» — А. Роу, 1964

Вопрос:

Интересно, «Золушку» в каком варианте собираются показывать — в аутентичном, черно-белом или в раскрашенной версии? Кстати, с цветом в фильме поработали очень тщательно. И фильм такое обновление никак не испортило.

Документальное

«Обыкновенный фашизм» — М. Ромм, 1966

«Человек с киноаппаратом» — Д. Вертов, 1929

Комментарий:

На мой взгляд, по принципу анимационного альманаха, можно было бы составить и документальный. Думаю, что фильм Герца Франка «На десять минут старше» помог бы школьникам понять природу документального кино. Как и присутствие в списке хоть одной картины, основанной на военной кинохронике. Например, фильм Леонида Варламова 1943 года «Сталинград».

Просто хорошее кино. Уже ставшее советской киноклассикой

«Андрей Рублев» — А. Тарковский, 1966

«Аэлита» — Я. Протазанов, 1924

«Застава Ильича» («Мне двадцать лет») — М. Хуциев, 1964

«Зеркало» — А. Тарковский, 1974

«Девять дней одного года» — М. Ромм, 1961

«История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» — А. Кончаловский, 1967

«Калина красная» — В. Шукшин, 1973

«Крылья» — Л. Шепитько, 1966

«Мечта» — М. Ромм, 1941

«Маленькая Вера» — В. Пичул, 1987

«Монолог» — И. Авербах, 1972

«Начало» — Г. Панфилов, 1970

«Не горюй!» — Г. Данелия, 1969

«Печки-лавочки» — В. Шукшин, 1972

«Охота на лис» — В. Абдрашитов, 1980

«Подранки» — Н. Губенко, 1976

«Покаяние» — Т. Абуладзе, 1984

«Семеро смелых» — С. Герасимов, 1936

«Утомленные солнцем» — Н. Михалков, 1994

«Холодное лето пятьдесят третьего» — А. Прошкин, 1987

«Я шагаю по Москве» — Г. Данелия, 1963

Комментарий:

Часть очень хороших фильмов, уже занявших место среди советской и русской киноклассики, вписать в определенную рубрику я не смогла.

Они просто не подходят для заданного возраста. На мой взгляд, включать их в список, обсуждать другие, не менее значимые для истории российского и советского кинематографа фильмы — лишь забалтывать тему.

Задача очень простая. Есть дети определенного возраста. 11-12 лет. Их взрослые факультативными просмотрами захотели «приручить» к кино. И потому в списке должны быть (пусть не сто — цифра насколько красивая, настолько и давлеющая над здравым смыслом) те фильмы, которые соответствуют возрастной психологии, школьной программе. Иначе, вместо новых кинозрителей мы получим новые ряды отрицателей отечественного кино.

А каждый фильм, как помним из высказывания Павла Печенкина: «Всегда диалоговая структура. Главное уметь ею распорядится».

Вита Рамм, proficinema

20 января 2013 г.
Комментарии