«Белый слон» 2015
Лауреаты Национальной Премии кинокритики и кинопрессы «Белый слон» за 2014 год.
Дина Радбель
Копилка «Левиафана» пополнилась шестью «Белыми слонами»
Вчера в Доме кино состоялась торжественная церемония вручения премии «Белый слон». Эту Премию придумали киноведы и кинокритики, а жизнь ей подарил продюсер Марк Рудинштейн. «Белый слон» давно уже живет своей, обособленной жизнью, ежегодно ищет спонсоров, но, увы, не находит. Скромное существование Премии подтвердил банкет, на котором угощали шампанским, зефиром в шоколаде, пирожками с капустой и ватрушками с творогом...
Так как я состою в Гильдии киноведов и кинокритиков, а также в экспертном совете, — мой голос, естественно, зафиксирован. Но вышло не так, как мне виделось. На заседаниях Гильдии споры были горячими, и при этом, про «Солнечный удар» не вспомнил никто, будто и нет этого фильма. Хотя, как мне кажется, невинно пострадал блистательный артист из Латвии Мартиньш Калита (роль озвучил Евгений Миронов).
В этом году церемония проходила под знаком семьи, на сцену в качестве вручантов приглашались кинематографические семьи. Это было очень мило, доброжелательно, тепло. Но с другой стороны, вторая тема церемонии — «закон о мате в кино» не вписывалась в семейные отношения. И как специально среди номинантов на премию, оказались фильмы с ненормативной лексикой. Прозвучал мат и во время церемонии, когда показывали фрагмент из фильма «Левиафан». К этой же «группе риска» можно отнести дебютную ленту Натальи Мещаниновой «Комбинат „Надежда“ (Приз за лучший дебют), запрещенной к прокату из-за нецензурной лексики. Сюда же — фильм Германики „Да и да“ и др.
Что же касается итогов премии, безусловным фаворитом стал «Левиафан» Андрея Звягинцева. Сам режиссер приехать на церемонию не смог, но передал видеообращение из Лос-Анджелеса, где «дозревает» «Оскар». «Левиафан», как известно, стал номинантом на эту престижную Премию. С таким — же экранным приветом, со словами благодарности и уважения выступил Алексей Серебряков, получивший Приз «за лучшую мужскую роль». В итоге «Левиафан» собрал 6 «Белых слонов», в том числе за лучший сценарий, лучшую женскую роль (Елена Лядова), лучшую мужскую (Роман Мадянов), лучшую режиссуру и лучший фильм.
Конкурентом Звягинцева мог стать Алексей Герман («Трудно быть богом»), но он уже получил «Белого Слона» в 2013 году. На этот раз фильм рассматривался в номинациях «операторская работа» и « работа художника», в обеих удостоился наград. Обидно, что без «Белого слона» осталась картина Андрея Кончаловского «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына». Обидно, что только одну статуэтку «за музыку в кино» получил фильм Александра Котта «Испытание». Обидно, что прекрасный композитор Виктор Лебедев довольствовался только номинацией. Он написал 35 минут симфонической музыки к фильму Германа «Трудно быть богом», но на последнем этапе работы Герман изменил концепцию фильма и в результате оставил одну очень короткую тему, исполненную соло на саксофоне. Этот печальный мотив «сыграл» на несуществующем инструменте Ярмольник. Наверное, надо было отметить композитора «за музыку, которая не вошла в фильм» или « за вклад в киномузыку». Ведь на его счету не только «Гардемарины», прославившие Харатьяна, но «Небесные ласточки», «Время танцора, „Магнитные бури, „Гибель богов“...Что касается Алексея Айги, то, можно сказать, он в буквальном смысле принял удар на себя. Дело в том, что фильм „Испытание“ немой, без слов... Алексей очень тонко прочувствовал изображение, переплетая музыкальные звуки со звуками природы. В номинацию „анимация“ попали три фильма, выбрать „лучший“ было чрезвычайно сложно. Все три — абсолютные шедевры: „Мы не можем жить без космоса“ Константина Бронзита, „Мужчина встречает женщину“ Дмитрия Геллера и „Мой личный лось“ Леонида Шмелькова. „Белого слона“ получил „Мой личный лось“ — можно сказать, самый семейный мультфильм про отца и сына, и немного про лося.
Лауреаты Национальной Премии кинокритики и кинопрессы «Белый слон» за 2014 год
ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ «Левиафан». Режиссер Андрей Звягинцев. Продюсеры Александр Роднянский, Сергей Мелькумов
ЛУЧШАЯ РЕЖИССЕРСКАЯ РАБОТА Андрей Звягинцев. «Левиафан»
ЛУЧШИЙ СЦЕНАРИЙ Олег Негин, Андрей Звягинцев. «Левиафан»
ЛУЧШАЯ ОПЕРАТОРСКАЯ РАБОТА Владимир Ильин, Юрий Клименко. «Трудно быть богом»
ЛУЧШАЯ РАБОТА ХУДОЖНИКА Сергей Коковкин, Георгий Кропачев, Елена Жукова. «Трудно быть богом»
ЛУЧШАЯ МУЗЫКА К ФИЛЬМУ Алексей Айги. «Испытание»
ЛУЧШАЯ ГЛАВНАЯ ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Елена Лядова. «Левиафан»
ЛУЧШАЯ ГЛАВНАЯ МУЖСКАЯ РОЛЬ Алексей Серебряков. «Левиафан»
ЛУЧШАЯ ЖЕНСКАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА Наталья Суркова. «Дурак»
ЛУЧШАЯ МУЖСКАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА Роман Мадянов. «Левиафан»
ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ-ДЕБЮТ «Комбинат „Надежда“. Режиссер Наталия Мещанинова. Продюсеры Елена Степанищева, Заур Болотаев, Александр Плотников, Петр Гудков, Евгений Семин
ЛУЧШИЙ АНИМАЦИОННЫЙ ФИЛЬМ «МОЙ ЛИЧНЫЙ ЛОСЬ» 2013, кинокомпания «МетрономФильм», при поддержке Министерства культуры России. Продюсер Арсен Готлиб. Автор сценария и режиссер: Леонид Шмельков
ЛУЧШИЙ НЕИГРОВОЙ ФИЛЬМ «НА ПОРОГЕ СТРАХА» Режиссеры: Герц Франк, Мария Кравченко Производство: Ego Media / «Вертов. Реальное кино» Продюсеры: Гунтис Тректерис, Наталья Манская Латвия-Россия, 2014
«СРОК». Режиссеры: Павел Костомаров, Александр Расторгуев, Алексей Пивоваров. Продюсеры: Саркис Орбелян, Максим Туула, Мария Гаврилова. Кинокомпания: Срок Продакшн, Авиатор Продакшн при участии Marx Film Россия — Эстония, 2014
Специальный ДИПЛОМ Экспертного совета Фестивалю документального кино «АРТДОКФЕСТ» «За твердую позицию, независимую от внехудожественных влияний»
Премия имени Мирона Черненко фильму «ДМИТРИЕВ», режиссер Иван Твердовский-ст.
Премия молодых кинокритиков «ГОЛОС» — «КОМБИНАТ “НАДЕЖДА”» (режиссер Наталья Мещанинова)