Дина Радбель. «Волоколамский рубеж» выбирает «Цитадель».
Никита Сергеевич Михалков: «На Волоколамском рубеже решалась судьба нации, народа. Печально будет, если только великая трагедия может объединить нас в великий народ!».
Фестиваль с откровенно военно-патриотическим названием «Волоколамский рубеж» в этом году позволил себе взять в конкурс картины, не очень то соответствующие заявке. Возможно, пришла пора (фестивалю 8 лет) как-то видоизмениться, подпуская к себе не только сугубо военные фильмы, но и просто патриотических. А патриотизм, согласитесь, понятие крайне широкое.
Возьмем «Два дня» Дуни Смирновой: войны там нет, а патриотизм есть. Патриотизм музейщиков, пытающихся сохранить наследие. Есть еще один показатель соответствия фестивалю – «место проживания» героев. В дунином фильме, чиновник из Москвы (Федор Бондарчук) приезжает в провинциальный музей-усадьбу полузабытого классика, где и происходит действие, а участники «Волоколамского рубежа» поселились в селе Ярополец, что в 18 км. от Волоколамска, в усадьбе Гончаровой, куда наведывался к супруге незабытый классик Александр Сергеевич. Теперь здесь Дом отдыха и музей.
«Волоколамский рубеж» отметился в опочивальне Пушкина представлением в духе XVШ века — с романсами, стихами и пьесой Сологуба. Среди зрителей - президент фестиваля Ирина Скобцева-Бондарчук. Кстати, «Волоколамский рубеж» носит имя Сергея Бондарчука. Так что были основания дать их сыну, Федору - приз «за главную мужскую роль», но не дали. Жаль. Такого Бондарчука экран еще не видел. Но «на войне, как на войне» - приз в этой номинации «отвоевал» у влюбленного чиновника русский офицер Алексей Гуськов, завязавший дружбу с немецким сиротой в фильме «4 дня в мае».
Объяснить, как попала в конкурс документальная картина «Не обманула меня только любовь. Тумановы Римма и Вадим», еще сложнее. Этого сделать не смогла даже режиссер Нина Шумкова, что не умалило ее радости быть номинантом. Фильм рассказывает о Вадиме Туманове – фигуре значительной и одиозной. Его судьба складывалась непросто: сталинские лагеря, преследование властей. Еще бы: он первый удачливый предприниматель, крупнейший золотодобытчик и близкий друг Владимира Высоцкого. Из Туманова лишнего слова не вытащишь. Крепкий орешек. Он, как никто другой, знал – чем и как болел Высоцкий, он пытался его спасти, и даже теперь, когда тема наркотиков обнародована самим Никитой, он по-прежнему молчит. Фильм – не об этом, хотя Высоцкий там есть. Это история о любви, жизни и смерти. Туманов, похоронив любимую супругу, переосмыслил свою жизнь. Если вдуматься, вслушаться — любовь это тоже война. Война течет по жилам, нервам. Война – с властью, несправедливостью, завистью, в конце концов, с болезнями.
Режиссер Игорь Григорьев привез на фестиваль «Партизанских детей». Откровенно говоря, припозднился он с этим фильмом. Нашел 85-летних стариков и старушек, ели живых, но не беспамятных. Кто-то из них партизанил, кто-то пошел в полицаи, кто-то отсиживал дома. У каждого свой рассказ. Одни в своих воспоминаниях пугливы, другие – азартны. Но на экране бесконечные крупные планы, неприлично плотные, удручающе близкие. Угнетающий образ старости. Так жаль, что фильм не был снят хотя бы лет 15 назад.
Документальный опус «Солдатский долг маршала Рокоссовского» Татьяны Селиховой, соответственно, посвящен Рокоссовскому. Богатый материал, огромный труд, но не совпали документальные кадры с игровыми вставками, не вписалась откровенная самодеятельность в «правду жизни».
Такая же излишняя театральность помешала восприятию фильма «Николай Туроверов. Страницы жизни». Режиссер – дебютант Олег Филь (вице — президент Центра казачьей культуры «Ставрополь-город Святого Креста») воспел любимого казачьего поэта. Но стихи, как и закадровый текст, артисты Тольяттинского молодежного театра читают с нездоровым пафосом. И картина развалилась.
Главный приз в секции «неигровое кино» получил «Волоколамский рубеж», что никого не удивило. Роман Волков посвятил картину этой земле, всем, кто сидел в зале, предкам, потомкам. Не случайно на церемонии закрытия зал долго не отпускал своего героя, ведь теперь его имя вошло не только в историю города, но и российского кинематографа. Председатель неигрового жюри, режиссер Игорь Беляев признался: «Нам было трудно судить картины, ведь то, о чем они повествуют – неподсудно. Каждый кадр – ослепляющая правда. Есть фильмы, которые развлекают, напрягают, расслабляют. Эти — заставляют молиться. Ты не в кино, ты в Храме, ты смотришь не кино, ты служишь молебен».
Не менее щедро был награжден фильм Вахтанга Микеладзе «Тайфун под Москвой» (приз администрации Волоколамска и диплом Фонда поддержки неигрового кино Романа Кармена). В нем тоже звучат волоколамские мотивы, но наряду с патриотикой, есть место художественному взгляду. Режиссер, обращаясь к войне, не работает в жанре чистой военной сводки, что, к сожалению, свойственно многим, он всматривается в прошлое через настоящее, придает деталям вселенский смысл.
Когда в конкурсе игрового кино такие проекты как «Утомленные солнцем 2: Цитадель» и «Брестская крепость» - результаты очевидны. Оба фильма не оправдали свой бюджет в прокате, зато искреннее порадовали зрителей Волоколамска. Михалков получил Гран-при и «Приз зрительских симпатий», Александр Котт – «Специальный Приз жюри».
Фото Сергей Иванов
На церемонии закрытия Никита Сергеевич был крайне воодушевлен: «На Волоколамском рубеже решалась судьба нации, народа. Печально будет, если только великая трагедия может объединить нас в великий народ!».
По случайному совпадению именно в эти дни на канале «Россия 1» идет полная версия картины Михалкова, и в одной из частей речь идет о панфиловцах. Никита Сергеевич как-бы мимоходом прорекламировал сериал, объяснил, что теперь все истории будут рассказаны до конца, все сюжетные линии завершены.
Но, похоже, что это последний фильм Михалкова о войне, в его планах – мирная классика по мотивам рассказа Бунина «Солнечный удар». В чьих планах военная тема, увидим на следующем «Волоколамском рубеже».