«Искупление» — режиссер Александр Прошкин
О фильмах конкурсной программы 23 «Кинотавра» Дина Радбель, Дмитрий Намычкин. Сочи
В этом году маститый режиссер попал в обойму молодых режиссеров, настроенных на эпатаж, с картиной «Искупление». Особенность этой работы в заложенной в ее фундамент литературе. Представляя свой фильм, Прошкин подчеркнул, что ставил только одну цель: подтолкнуть людей перечитать, а тех, кто не читал, прочитать книги Фридриха Горенштейна. Судьба писателя трагически совпадает со всеми драматическими вехами нашей страны. После дебютного романа «Дом с башенкой» писателя десятилетиями не издавали. Сын врага народа, расстрелянного в 1937 году, он всю жизнь у себя на родине, в СССР был как в изгнании, и в 1980 году эмигрировал в Германию, но от немецкой материальной поддержки отказался. «Искупление» было написано в начале 70-х годов, впервые издано на Западе. Александр Прошкин: « Мне попался в руки роман Горенштейна очень своевременно. Именно сейчас, как никогда, произошла деформация национального характера и сдвиги в ментальности. Дело в том, что немецкая интеллигенция покаялась, рассказала всю правду о фашизме, о войне. Таким образом, нация совершила нравственный скачок. А мы этого не сделали и, похоже, уже не сделаем. Если мы и переосмыливаем историю, то бросаемся в крайности. У нас народ делит себя на „наших и „не наших“. Это плохо. Это неизлечимая болезнь, из-за которой наш народ не вписываемся в масштаб страны». Фильм «Искупление» снимался в городе Туле, хотя описываемые события происходят в большом украинском городе в 1946 году. В городе разруха, голод, произвол репрессивных органов. В этой ситуации герои по-разному решают одну и ту же задачу — как выжить. О духовном самосохранении думают единицы. Главная героиня девушка Саша, потерявшая на войне отца — героя. Она не понимает мать, пригревшую в их доме двух сомнительных, по ее мнению, людей, да еще подворовывающую в милицейской столовой еду, чтобы прокормить своих и чужих. Принципиальная комсомолка с холодным сердцем пишет на родную маму донос... Понадобится много времени, прольется много слез, прежде чем дочь простит мать и поймет свою вину. Яркость, многозначительность человеческих характеров (Сергей Дрейден, Андрей Панин, Виктор Сухоруков, Риналь Мухаметов, Виктория Романенко, Татьяна Яковенко), динамичность сюжета, философский, библейский подтекст держат зрителей в эмоциональном напряжении. Авторский посыл очевиден: каждого, кто потеряет духовную чистоту, настигнет искупление...