МЫ ВНЕ ПОЛИТИКИ!

Альманах «Фамильные ценности» — абсолютно оригинальное и уникальное российское интернет-издание, не имеющее аналогов: все темы, поднятые в альманахе, рассматриваются через призму фамильных ценностей.

«Фамильные ценности» информируют о ярких, интересных, достойных внимания феноменах культуры и искусства, которые могут претендовать на место в истории.

«Фамильные ценности» обновляются ежедневно.

radbell@yandex.ru

Мультфильмы, которые нельзя было посмотреть — 70 лет!    Дмитрий Намычкин

Мультфильмы, которые нельзя было посмотреть — 70 лет! Дмитрий Намычкин

XVI фестиваль Архивного кино «Белые столбы»(30 января — 3 февраля 2012 года) традиционно проходит на базе Госфильмофонда — крупнейшего киноархива мира. В этом году он был приурочен 100-летним юбилеям.


Программа «Великие столетия» объединила  работы кинематографистов  всего мира, среди них: Валентин Кадочников, Сергей Филиппов, Жорж Франжю,   Микеланджело Антониони, Дэниэл Манн, Элианор Пауэлл и др.
Отдельная программа отдала дань 100-летнему юбилею грузинского кино, но главной  темой фестиваля стала анимация.  Причем, одна часть посвящалась музыке в мультфильмах, другая – восстановленному цвету и озвучанию. К последнему – относится кукольный мультфильм «Прекрасная Люканида» («Война усачей и рогачей»), снятый в 1912 году на студии Ханжонкова. 

«Прекрасная Люканида» («Война усачей и рогачей»)  1912 год

Картина пользовалась невероятным успехом у российских и зарубежных зрителей до середины 20-х годов.  В одном лице – как режиссер, автор сценария, оператор и художник выступил  Владислав Старевич.  Это не только  его первая работа, но и первый опыт объемной мультипликации в мировом кино. Режиссер восстановленной, озвученной версии — Николай Изволов, текст читает Александр Негреба.

«Лиса и волк»1936 год
Особый интерес  вызвала программа отреставрированных  цветных мультфильмов, снятых 70 лет назад на Мосфильме по трехцветному методу Мершина. Первый опыт цветной анимации принадлежит «перу» режиссера Сарры Мокиль (художественный руководитель Александр Птушко).  Мультфильм «Лиса и волк» был создан в 1936 году на киностудии «Мосфильм», и  до войны успешно демонстрировался по всей стране. При восстановлении фильма выяснилось, что последний  цветной эпизод не сохранился.  Не удалось найти даже чёрно-белой копии, но зато сохранились фонограмма и монтажный лист. Благодаря этим находками специалисты по реставрации  восстановили цветную версию фильма и практически, довели сказку до финала.  
 К слову сказать,  Сарра Мокиль освежила сказку креативным решением.  Лиса,  к примеру, чтобы  облегчить себе доставку теленка, из пня профессионально выпиливает колеса для тележки, а когда теленка съедает серый волк, то от него остаются ни кожа, да кости, а сдутая оболочка, как  у резиновой игрушки.


«Волк и семеро козлят» 1938 год
 Через два года та же Сарра Мокиль выпустила  цветной мультфильм – сказку «Волк и семеро козлят».  И здесь – неординарное решение. Волк лечит горло у кузнеца, чтобы получить тоненький голос и обмануть козлят. Мама-козлиха вспарывает ножницами  волчье пузо, достает козлят и в придачу портрет их Отца, что выглядит двусмысленно. Известно, кто тогда был Отцом всех народов...


«Дед Иван» (Как дед Иван смерть прогнал) 1939 год
 Через год, в 1939 году Александр Иванов  подарил советским гражданам цветной мультфильм «Дед Иван» (Как дед Иван смерть прогнал), воспевающий трудовые подвиги молодежи. Но главный герой старик, за которым пришла смерть. Да не готов он ее встречать, сначала надо проведать сынков,  посмотреть — чем они занимаются, приносят ли пользу стране. «Дед Иван»  -  пример безграничного соцреализма в мультипликации. Решение настолько прямолинейно назидательно, без подтекстов, в духе времени, что воспринимается сегодняшним зрителем как пародия.


«Завещание» (Завещание пса-скотинки) 1937 год
Мультфильм «Завещание» Александра Птушко  — переносит нас в Италию, в дом священника.    Задача – укрепить атеистический дух  нашего народа на примере корысти служителей церкви. Аббат хоронит на кладбище любимого пса-воришку, как христианина. Чтобы искупить этот грех,  дает взятку епископу в виде завещания, оставленного псом... Идея лежит на поверхности, но режиссер преподнес откровенную антирелигиозную пропаганду в виде яркой, смешной притчи.
  Трудно поверить, что этому мультфильму больше70 лет! Куклы (художник Сарра Мокиль) наполнены  эмоциями, как  живые.  Птушко был большим  специалистом  по разработке конструкций кукол — шарнирных, жестких, полужестких. Для того чтобы придать достоверность, режиссер предварительно снимал игру актеров, а затем куклы повторяли те же движения. Поразительное сходство игры кукол и актеров особенно видно при параллельном просмотре на экране чудом сохранившихся рабочих материалов.

«В мире басен» 1973 год
   Самый большой блок  фестиваля посвящялся музыке в мультфильмах: Шостакович («Сказка о глупом мышонке»),  Шнитке («В мире басен»), Щедрин («Колобок»), Крылатов («Случилось это зимой»),  Мартынов («Шкатулка с секретом»), Рыбников («Только для взрослых»), Паулс («Старичок») и мн. др.
 Практически, каждый их этих композиторов писал музыку специально для мультфильмов,  такой опыт, к сожалению, сегодня крайне редок.  Экономя бюджет, аниматоры  прибегают к цитированию уже написанных музыкальных сочинений, что усложняет работу и обедняет персонажей, лишая их собственной «песни».

Реанимация анимации 2012 год (На этом Сканере старая пленка переходит в цифру)

06 февраля 2012 г.
Комментарии