С 7 апреля в прокате фильм «ПираМММида». На вечную память об «МММ»...
Виталий Трофимов Судьба кидает спиннинг и крутит барабан, И прыгает наживка — но это всё обман. Блестящие игрушки, железки да крючки. Но мечутся людишки, хватают, дурачки. Заглатывают жадно, аж прямо до пупа! Поклёвка за поклёвкой, желающих — толпа. Cергей Мавроди
«Я не халявщик, я — партнер». Эти слова простого россиянина Лёни Голубкова — как заклинание — повторяла в 1994 году вся Россия, жадно прильнувшая в прайм-тайм к экранам телевизора. Но сказке суждено было длиться недолго, в августе для большинства наступила неизбежная расплата. С тех пор прошло почти 17 лет, но история взлёта и падения фирмы бывшего математика Сергея Мавроди «МММ» продолжает волновать пытливые умы. И вот, наконец, в апреле 2011 года на экраны России вышел долгожданный фильм «ПираМММида» кинокомпании «Леополис». Этот увлекательный фильм стал, бесспорно, прорывом в бедном на события кинопрокате. И дело не в бюджете (чуть больше 2 миллионов долларов), а в профессиональном мастерстве всех участников проекта. «ПираМММида» — это тот редкий случай попадания в самую разношерстную аудиторию. Обладая немалыми художественными достоинствами, «ПираМММида» снята настолько динамична, что привлечет даже невзыскательного молодого зрителя. И, пожалуй, это первая отечественная картина после «Утомлённых солнцем: противостояние», которая продюсерами позиционируется как криминальная драма, а не как комедия и имеет в тоже время приличный тираж в 300 копий.
Продюсер фильма Сергей Ливнев начинал путь в кино со сценария «Асса». Затем стал продюсером, режиссером и соавтором сценария фильма «Серп и молот». В последнее время он, в основном, специализировался на выпуске комедий («Гитлер капут!» и «Служебный роман: наше время»). Идея снять картину про громкую афёру с выпуском билетов «МММ», которая стала главным событием бурного 1994 года, пришла к нему и продюсеру Сергею Малкову после того, как они ознакомились с мемуарами креативного создателя «МММ» Сергея Мавроди. Отбывая четырехлетний тюремный срок, Мавроди заделался поэтом (ему принадлежит эпиграф к этой статье) и прозаиком. Когда Ливнев с подачи режиссера Бахыта Килибаева, создателя знаменитых рекламных роликов «МММ» с участием нового «Иванушки-дурачка» Лёни Голубкова, прочитал повесть Мавроди «Пирамида» (историю взлёта и падения «МММ»), он сразу загорелся идеей создания фильма. На главную роль продюсеры сразу наметили Алексея Серебрякова, который стал знаковой фигурой в российском кино после ролей в фильмах «Груз 200» и «Обитаемый остров». Ведь в его полнокровных образах есть причудливый сплав жесткости и ума. Его персонаж — Мамонтов — внешне (особенно в старомодных очках в роговой оправе) похож на Мавроди, но он отнюдь не тождественен ему. Мамонтов в фильме масштабнее и сложнее как личность. Этот «маленький наполеон» вознамерился, как пылесосом, отсосать деньги не только у населения России, но и у обывателей других стран. Для этого он во времена повсеместной грабительской приватизации стал выпускать акции, а потом и билеты «МММ», похожие на советскую десятирублевку, со своим портретом на специальной бумаге.
К лету 1994 года всего за шесть месяцев созданная им финансовая пирамида аккумулировала по оценкам от 50 до 70 млрд рублей (при тогдашнем курсе доллар -5 рублей), что тогда составляло треть от денежного оборота страны. А количество обладателей билетов «МММ», не обеспеченных юридически, к августу превысило 15 млн. Поначалу властные структуры сквозь пальцы смотрели на деятельность АООТ «МММ», ибо чиновники и их клевреты были заняты скупкой государственных предприятий за бесценок и были даже рады, что кто-то отчуждает деньги у легкомысленного населения. Первыми спохватились банкиры, ведь рядовые граждане понесли свои кровные деньжата не в «гламурные» банки, а в неказистые конторы «МММ, которые стали повсюду возникать как грибы. Собирательный образ такого банкира Белявского убедительно создал Фёдор Бондарчук. Его персонаж, в котором многие зрители увидят черты Гусинского, Березовского и других злых гениев эпохи, не гнушается ничем: похищениями детей, взрывом автомобилей (легендарной „Чайки“, которую Мамонтов приобрел у безбашенного гения Антона), заказными убийствами. Но при этом он цинично готов предложить, как и его американский покровитель, союз этому несносному Мамонтову, который возник ниоткуда, как черт из табакерки. Однако, Мамонтов в фильме неожиданно оказывается русским патриотом и гневно отказывается от союза с Белявским и от американской моральной поддержки. А это как-то плохо стыкуется с его же высказыванием, что призванием „МММ“ является аккумуляция человеческой жадности. Ведь деньги для Мамонтова это всего лишь метафора человеческой жадности, а он сам жил в обычной советской квартире и ни разу даже не выезжал за границу. Но не надо забывать, что первоначальный капитал Мамонтов нажил не только сам, но и взял в долг у крупного воровского авторитета Резо. Прекрасно в картине показан ближний круг Мамонтова — колоритный Антон, выпускник физтеха и неисправимый гедонист. Замечательный актер Петр Федоров („Россия 88“, „обитаемый остров“) сыграл эту трагическую роль русского самородка без берегов смачно и с масштабом героев Достоевского (от Ставрогина до Рогожина), которые и грешат, и каются с размахом. Морально неустойчивый он быстро потерялся в новой эпохе больших возможностей и громких катастроф. И его насильственная смерть представляется закономерной. А вот Даниил Спиваковский создал образ юриста Гутова, во время слинявшего от Мамонтова в Испанию, с присущим ему обычным рвением и тщательностью. Этот приспособленец получился несколько трусоватым и осторожным, но и он подобно Антону человек с мозгами и амбициями.
Менее удались женские образы фильма, хотя Екатерина Вилкова достаточно убедительно смотрится в роли циничной журналистки Веры. А вот первая жена Мамонтова (Анна Михалкова) оказалась на периферии зрения режиссера фильма Эльдара Салаватова, постановщика малозаметного «Антикиллера Д.К: любовь без памяти». Помогать ему снимать «ПираМММиду» в Минске взялся голливудский оператор сербского происхождения Горан Павичевич. Он убедителен как в остросюжетных сценах, так и в камерных, когда внимание зрителя приковано к крупным планам лиц героев. Интересно, что сценаристы фильма Максим Василенко и Сергей Крайнев имеют инженерное образование, а поэтому они лучше понимают устремления людей с математическим складом ума. А Мамонтов и Антон это, прежде всего, гении в математике, и чтобы понять их менталитет нужно обладать не только гуманитарным образованием. Большинство жителей нашей страны знают не понаслышке о Мавроди, но мало кто знает, что он и в тяжелые тюремные годы ухитрился создать международную пирамиду Stock Generation, покушавшуюся не без успеха на финансовую систему США. Позднее в январе 2011 года Мавроди попытался разрекламировать на Центральном телевидении свою новейшую виртуальную пирамиду «МММ-20011» (под лозунгом »Мы Можем Многое!»). Надо отметить, что создатели фильма отрицают связь этого «начинания» со своей пиар-компанией фильма. Симптоматично, что сценаристы фильма не общались с Мавроди, боясь попасть под его отрицательное обаяние «великого комбинатора». Признавая в нем финансового гения, они не отрицают, что его идеи несут Зло. Ведь все его проекты основаны на злоупотреблении людским доверием. Но с другой стороны, многие люди склонны к неоправданному риску и азартным играм. Поэтому, то, что 15% опрошенных россиян поддерживают новое «начинание», — не удивительно.
Среди тех, кто покупал билеты Мавроди в 1994 году, лишь некоторые разбогатели (980 человек стали долларовыми миллионерами), но 10 тысяч полностью разорились, а 24 акционера покончили жизнь самоубийством. За прошедшие годы в Интернете создана эффективная программа WebMoney, которая борется (может не всегда эффективно) с такими аномально активными бизнесменами, которые постоянно норовят создавать разные пирамиды и мошеннические схемы. Все они обречены на крах, неясным для пользователей только остается время их существования, а это порождает у них желание половить рыбку в мутной воде. Кстати, сам Мамонтов в фильме объясняет своё поражение лишь тем, что покусился на священную корову властей: акции Газпрома. Лишь когда его фирма стала скупать акции Газпрома и других предприятий, на него в лице налоговой инспекции стала наезжать Всесильная Власть. И поэтому кульминационной сценой его крушения в фильме стала не демонстрация разъяренной толпы, требующая немедленного открытия пунктов обмена билетов «МММ», а посещение Мамонтовым закрытого заседания Совета министров.
Как известно, после ареста Мавроди 17 грузовиков вывезли из головного офиса наличные, о судьбе которых до сих пор ничего официально неизвестно. Впрочем, как и о судьбе пакета акций «Газпрома» (8%), приобретенного «МММ» и имеющего ныне уже стоимость в 12,5 млрд долларов.
Вряд ли в ближайшие годы будут раскрыты все тайны, связанные с деятельностью «МММ», ставшей афёрой века. Когда-то один из знаковых фильмов середины прошлого века «Сладкая жизнь» Феллини начинался с пролета вертолёта, несущего на канатах статую Иисуса Христа. Но ещё задолго до Феллини философ Ницше торжественно провозгласил, что Бог умер. У Феллини сладкой жизни предаются неоязычники, пока классическая культура медленно умирает. В фильме «ПираМММида» вертолёт несёт уже лишь три огромных буквы «М», ставших невольно языческим символом бесплодных надежд русского народа на капитализм с человеческим лицом и этот пролёт несёт (по сценарию) невольно смерть единственной женщине-матери. Несколько аляповатый, но довольно точный диагноз бурной эпохе 90-х годов прошлого века, метастазы которой сохранились и в 21 веке.