МЫ ВНЕ ПОЛИТИКИ!

Альманах «Фамильные ценности» — абсолютно оригинальное и уникальное российское интернет-издание, не имеющее аналогов: все темы, поднятые в альманахе, рассматриваются через призму фамильных ценностей.

«Фамильные ценности» информируют о ярких, интересных, достойных внимания феноменах культуры и искусства, которые могут претендовать на место в истории.

«Фамильные ценности» обновляются ежедневно.

radbell@yandex.ru

С 7 апреля в прокате фильм «ПираМММида».  На вечную память  об «МММ»...

С 7 апреля в прокате фильм «ПираМММида». На вечную память об «МММ»...

Виталий Трофимов Судьба кидает спиннинг и крутит барабан, И прыгает наживка — но это всё обман. Блестящие игрушки, железки да крючки. Но мечутся людишки, хватают, дурачки. Заглатывают жадно, аж прямо до пупа! Поклёвка за поклёвкой, желающих — толпа. Cергей Мавроди

 

«Я не халявщик, я — партнер». Эти слова простого россиянина Лёни Голубкова — как заклинание — повторяла в 1994 году вся Россия, жадно прильнувшая в прайм-тайм к экранам телевизора. Но сказке суждено было длиться недолго, в августе для большинства наступила неизбежная расплата. С тех пор прошло почти 17 лет, но история взлёта и падения фирмы бывшего математика Сергея Мавроди «МММ» продолжает волновать пытливые умы. И вот, наконец, в апреле 2011 года на экраны России вышел долгожданный фильм «ПираМММида»  кинокомпании «Леополис». Этот увлекательный фильм стал, бесспорно, прорывом в бедном на события кинопрокате. И дело не в бюджете (чуть  больше 2 миллионов долларов), а в профессиональном мастерстве всех участников проекта.  «ПираМММида» — это тот редкий случай попадания  в самую разношерстную аудиторию. Обладая немалыми художественными достоинствами, «ПираМММида» снята настолько динамична, что привлечет даже невзыскательного молодого зрителя. И, пожалуй, это первая отечественная картина после «Утомлённых солнцем: противостояние», которая продюсерами позиционируется как криминальная драма, а не как комедия и имеет в тоже время приличный  тираж в 300 копий.

Продюсер фильма Сергей Ливнев  начинал путь  в кино со сценария «Асса».  Затем стал продюсером, режиссером и соавтором сценария фильма «Серп и молот». В последнее время он, в основном,  специализировался на выпуске комедий («Гитлер капут!» и «Служебный роман: наше время»). Идея снять картину про громкую афёру с выпуском билетов «МММ», которая стала главным событием бурного 1994 года,  пришла к нему и продюсеру Сергею  Малкову  после того, как они ознакомились с мемуарами креативного создателя «МММ»  Сергея Мавроди. Отбывая четырехлетний тюремный срок, Мавроди заделался поэтом (ему принадлежит эпиграф к этой статье) и прозаиком. Когда Ливнев с подачи режиссера Бахыта Килибаева, создателя знаменитых рекламных роликов «МММ» с участием нового «Иванушки-дурачка» Лёни Голубкова, прочитал повесть Мавроди «Пирамида» (историю взлёта и падения «МММ»), он сразу загорелся идеей создания фильма.  На главную роль продюсеры сразу наметили Алексея Серебрякова, который стал знаковой фигурой в российском кино после ролей в фильмах «Груз 200» и «Обитаемый остров». Ведь в его полнокровных образах есть причудливый сплав жесткости и ума. Его персонаж — Мамонтов — внешне (особенно в старомодных очках в роговой оправе) похож на Мавроди, но он отнюдь не тождественен ему. Мамонтов  в фильме масштабнее и сложнее как личность. Этот «маленький наполеон» вознамерился,   как пылесосом, отсосать деньги не только у населения России, но и у обывателей других стран.  Для этого он  во времена повсеместной грабительской приватизации стал выпускать акции, а потом и билеты «МММ»,  похожие на советскую десятирублевку, со своим портретом на  специальной бумаге.

К лету 1994 года всего за шесть месяцев созданная им финансовая пирамида аккумулировала по оценкам от 50 до 70 млрд рублей (при тогдашнем курсе доллар -5 рублей), что тогда составляло треть от денежного оборота страны.  А количество обладателей билетов «МММ», не обеспеченных юридически, к августу превысило 15 млн. Поначалу властные структуры сквозь пальцы смотрели на деятельность АООТ «МММ», ибо чиновники и их клевреты были заняты скупкой государственных предприятий за бесценок и были даже рады, что кто-то отчуждает деньги у легкомысленного населения. Первыми спохватились банкиры, ведь рядовые граждане понесли свои кровные деньжата не в «гламурные» банки, а в неказистые конторы «МММ, которые стали повсюду возникать как грибы. Собирательный образ такого банкира Белявского убедительно создал Фёдор Бондарчук. Его персонаж, в котором многие зрители увидят черты Гусинского,  Березовского и других злых гениев эпохи, не гнушается ничем: похищениями детей, взрывом автомобилей (легендарной „Чайки“, которую Мамонтов приобрел у безбашенного гения Антона), заказными убийствами. Но при этом он цинично готов предложить, как и его американский покровитель, союз этому несносному Мамонтову, который возник ниоткуда, как черт из табакерки. Однако, Мамонтов в фильме неожиданно оказывается  русским патриотом и гневно отказывается от союза с Белявским и от американской моральной поддержки. А это как-то плохо стыкуется с его же  высказыванием, что призванием „МММ“ является аккумуляция человеческой жадности. Ведь деньги для Мамонтова это всего лишь метафора человеческой жадности, а он сам жил в обычной советской квартире и ни разу даже не выезжал за границу.  Но не надо забывать, что первоначальный капитал Мамонтов нажил не только сам, но и взял в долг у крупного воровского авторитета  Резо. Прекрасно в картине показан ближний круг Мамонтова — колоритный Антон, выпускник физтеха и неисправимый гедонист. Замечательный актер Петр Федоров („Россия 88“, „обитаемый остров“) сыграл эту трагическую роль русского самородка без берегов смачно и с масштабом героев Достоевского (от Ставрогина до Рогожина), которые  и грешат,  и каются с размахом. Морально неустойчивый он быстро потерялся в новой эпохе больших возможностей и громких катастроф. И его насильственная смерть представляется закономерной. А вот  Даниил Спиваковский создал образ юриста Гутова, во время слинявшего от Мамонтова в Испанию,  с присущим ему обычным рвением и тщательностью. Этот приспособленец получился несколько трусоватым и осторожным, но и он подобно Антону человек с мозгами и амбициями.     

Менее удались женские образы фильма, хотя Екатерина Вилкова достаточно убедительно смотрится в роли циничной  журналистки Веры. А вот первая жена Мамонтова (Анна Михалкова) оказалась на периферии зрения  режиссера фильма Эльдара Салаватова, постановщика малозаметного «Антикиллера Д.К: любовь без памяти». Помогать  ему снимать «ПираМММиду»  в Минске взялся голливудский  оператор сербского происхождения Горан Павичевич. Он убедителен как в остросюжетных сценах, так и в камерных, когда внимание зрителя приковано к крупным планам лиц героев.  Интересно, что сценаристы фильма Максим Василенко и Сергей Крайнев имеют инженерное образование, а поэтому они лучше понимают устремления людей с математическим складом ума. А Мамонтов и  Антон это, прежде всего, гении в математике, и чтобы понять их менталитет нужно обладать  не только гуманитарным образованием. Большинство жителей нашей страны знают не понаслышке о Мавроди, но мало кто знает, что он и в тяжелые тюремные годы  ухитрился создать международную пирамиду Stock Generation, покушавшуюся не без успеха на финансовую систему США. Позднее  в январе 2011 года Мавроди попытался разрекламировать на Центральном телевидении свою новейшую виртуальную пирамиду  «МММ-20011» (под лозунгом »Мы Можем Многое!»).  Надо отметить, что создатели фильма отрицают  связь этого «начинания» со своей  пиар-компанией фильма. Симптоматично, что сценаристы фильма не общались с Мавроди, боясь попасть под его отрицательное обаяние «великого комбинатора».  Признавая в нем финансового гения, они не отрицают, что его идеи несут Зло.  Ведь все его проекты основаны на злоупотреблении людским доверием.  Но с другой стороны,  многие люди склонны к неоправданному риску и азартным играм. Поэтому, то, что 15% опрошенных россиян поддерживают новое «начинание», — не удивительно. 

Среди тех, кто покупал билеты Мавроди в 1994 году, лишь некоторые разбогатели (980 человек стали долларовыми миллионерами), но 10 тысяч полностью разорились, а 24 акционера покончили жизнь самоубийством. За прошедшие годы в Интернете создана эффективная программа WebMoney, которая борется (может не всегда эффективно) с такими аномально активными бизнесменами, которые постоянно норовят создавать разные пирамиды и мошеннические схемы. Все они обречены на крах, неясным для пользователей только остается время их существования, а это порождает у них желание половить рыбку в мутной воде.  Кстати, сам Мамонтов в фильме объясняет своё поражение лишь тем, что покусился на священную корову властей: акции Газпрома.  Лишь когда его фирма стала скупать акции Газпрома и других предприятий, на него в лице налоговой инспекции стала наезжать Всесильная Власть. И поэтому кульминационной сценой его крушения в фильме стала не демонстрация разъяренной толпы, требующая немедленного  открытия пунктов обмена билетов «МММ», а посещение Мамонтовым закрытого заседания Совета министров. 

Как известно,  после ареста Мавроди 17 грузовиков вывезли из головного офиса наличные, о судьбе которых до сих пор ничего официально неизвестно. Впрочем, как и о судьбе пакета акций «Газпрома» (8%), приобретенного «МММ» и имеющего ныне уже стоимость в 12,5  млрд долларов.  

Вряд ли в ближайшие годы будут раскрыты все тайны, связанные с деятельностью «МММ», ставшей  афёрой века. Когда-то один из знаковых фильмов середины прошлого века «Сладкая жизнь» Феллини начинался с пролета вертолёта, несущего на канатах статую  Иисуса Христа. Но ещё задолго до Феллини философ Ницше торжественно провозгласил, что Бог умер. У Феллини сладкой жизни предаются неоязычники, пока  классическая культура медленно умирает.  В фильме «ПираМММида» вертолёт несёт уже лишь три огромных буквы «М», ставших невольно языческим символом бесплодных надежд русского народа на капитализм с человеческим лицом и этот пролёт несёт (по сценарию) невольно смерть единственной женщине-матери. Несколько аляповатый, но довольно точный диагноз бурной эпохе 90-х годов прошлого века, метастазы которой сохранились  и в 21 веке.

ммм

06 апреля 2011 г.
Комментарии