Борис Норик. Очерки истории Англо-иранской войны 1856–1857 гг.
Издательство: Садра
Специально для «Фамильных ценностей»: Алекс Громов, Ольга Шатохина
Фундаментальная монография современного исследователя посвящена событиям в Центральной Азии, которые были тесно связаны с историей Российской империи. Эта книга позволит заинтересованному читателю познакомиться с неизвестными страницами противостояния между Россией и Великобританией, которое традиционно именовалась «Большой игрой».
На протяжении почти всего XIX века в Британской империи военачальники и политики обсуждали «русскую угрозу Индии». Впервые о ней заговорили в Лондоне во время царствования императора Павла I, который повелел организовать поход казаков в Индию. Но после его убийства последующие оба правителя, Александр и Николай, до самого начала Крымской войны не давали распоряжений о подготовке планов вторжения войск Российской империи на индийскую территорию. В 1854, а затем в 1857-1859 годах в Главный штаб Российской армии и МИД Российской империи были предоставлены планы, в которых предусматривалось продвижение войск не только в Среднюю Азию, но и в Индию. Британский военачальник Уильям Фенвик Уильямс, 1-й баронет Карсский, который с 1841 года был откомандирован Англией в качестве военного советника, работал в Константинопольском арсенале. Затем в 1847—1848 гг он служил британским комиссаром в Эрзеруме и работал в комиссии по урегулированию турецко-персидской границы. Во время Крымской войны он официально находился на военной службе Османской империи в чине генерал-майора и руководил обороной Карса. После капитуляции перед российскими войсками Уильямс попал в плен, был вывезен в Тифлис, а потом — в Рязань. Его освободили в 1856 году. Уильямс вернулся в Англию, где получил звание генерал-майора и стал членом парламента. «Он на заседании Палаты общин 16 июля 1857 г. утверждал, что в России, как и в Иране, тема вторжения в Индию через Иран была крайне популярной. Кроме того, будучи в течение пяти лет участником процесса урегулирования пограничных споров между Ираном и Турцией в Эрзеруме, он много путешествовал по Ирану, а также беседовал с представителями всех слоёв иранского и турецкого обществ, которые нередко обсуждали возможность продвижения России в сторону Индии. По словам Уильямса, русские эмиссары активно продвигали идею о том, что Россия со временем укрепится на субконтиненте, а первым шагом в данном направлении должно стать взятие Герата. Не случайно он был ярым сторонником войны с Ираном».
В книге приведены сведения из мемуаров и писем участников событий, рассматриваются различные версии обстоятельств, предшествовавших началу военных действий.