Людмила Улицкая «Лестница Якова»
В октябре 2015 Людмила Улицкая представит российскому читателю свой новый большой роман, который с таким нетерпением ожидали поклонники ее творчества.
Вот, что рассказывает об истории создания романа Людмила Улицкая: «В 2011 году я открыла довольно объемную папку, которая хранилась у меня дома давным-давно, с тех пор, как умерла моя бабушка. В ней я обнаружила их с дедом переписку, которая длилась много лет, начиная с 1911 года. Деда моего несколько раз сажали, но они продложали писать друг другу. Для меня их письма стали открытием. Прочитав их, я поняла, какой фантастической связью связаны люди внутри семьи... Вообще-то, после окончания книги „Зеленый шатер“ я приняла решение никаких романов больше не писать. Но найденные письма заставили меня снова взяться за эту невероятно тяжелую, просто непосильную работу. Но теперь уж точно — в последний раз».
«Лестница Якова» — это роман-притча, роман-размышление, филигранно выполненный Улицкой в форме нелинейной семейной хроники. В книге, охватывающей более чем столетний период российской истории, с конца ХIХ века по 2011 год, описаны судьбы шести поколений семьи Осецких. Читателю предстоит погрузиться в текст, в котором причудливо переплетаются эпохи, культуры и мировоззрения. Однако в главном Людмила Улицкая остается верна себе: роман не предлагает однозначных решений, он лишь обращает читателя к тем вечным, универсальным вопросам, на которые каждый из нас пытается отыскать ответ.
В центре романа — параллельно — развиваются судьбы двух главных героев: интеллектуала Якова Осецкого, «человека с неуемной тягой к знанию», и его внучки Норы Осецкой — театрального художника, личности эмоциональной, своевольной, «человека действия». Яков и Нора виделись лишь однажды, в середине пятидесятых, но для них та встреча стала не более чем проходным эпизодом. По-настоящему Нора узнала Якова и поняла, насколько глубока связь между ними, уже много десятилетий спустя, когда прочла его дневники, письма и телеграммы, и получив в архиве КГБ доступ к его личному делу.
Людмила Улицкая мастерски использует все возможности жанра семейной саги, воссоздавая поступательное движение жизни: влюбленности, браки, рождения детей, расставания, смерти. Достоверно выписаны биографии героев, узнаваемы детали времени, предметный мир. Герои романа, осознанно или интуитивно, делают выбор, однако события и обстоятельства, значимые с исторической точки зрения, оказываются глубоко вторичными для личного пути каждого из них. Каждый новый поворот истории — революции, войны, репрессии, Перестройка — влияют на судьбу персонажей «Лестницы Якова», но не определяют ее. Режиссер их жизней всегда оставляет героям возможность выбора.
Челнок, снующий между временами, персонажами и событиями, переплетает и увязывает многолетнюю переписку Якова и Марии, начатую еще до Первой мировой войны и оборвавшуюся через двадцать пять лет, с жизнью — внутренней и внешней — их потомков Генриха, Норы, Юрика. Все герои романа оказываются элементами единого целого: информация, которую они накапливают из поколения в поколение, не исчезает, но передается на генетическом уровне и составляет часть Великой партитуры.
«...Кто он, мой главный герой? Яков? Маруся? Генрих? Я? Юрик? Нет, нет! Вообще ни одно из существ, осознающих свое индивидуальное существование, рождение и предполагаемую и неминуемую смерть.
Можно было бы сказать — не существо, а вещество с определенным химическим составом. Но можно ли назвать веществом то, что, будучи бессмертным, обладает свойством меняться в каких-то своих коленцах, поворотах, радикалах... Скорее сущность, не принадлежащая ни бытию, ни не-бытию. То, что блуждает в поколениях, из личности в личность, что создает самую иллюзию личности. Бессмертная сущность, записанная кодом, организующим смертные тела Пифагора и Аристотеля, Парменида и Платона, а также первого встречного в трамвае, в метро, в соседнем кресле самолета... Он тот, кто вдруг мелькнет узнаванием, смутным чувством прежде виденной черты, поворота, подобия –может, у прадеда, у односельчанина или вовсе у иностранца... Значит, мой герой –сущность. Носитель всего, чем располагает человек — высота и низость, смелость и трусость, жестокость и нежность, и страсть к познанию.
Сто тысяч сущностей, соединенных известным порядком, образуют человека, временную обитель всех личностей. Вот оно, бессмертие».
(Людмила Улицкая «Лестница Якова»)