Новое напрестольное Евангелие
издательство «Игра слов»
Напрестольное Евангелие – это богослужебная книга, содержащая расписание евангельских богослужебных чтений и Четвероевангелие: от Матфея, Марка, Луки и от Иоанна. Его чтение входит в богослужения Литургии, праздничной утрени, царских часов и некоторые другие. В остальное время напрестольное Евангелие находится в алтаре на престоле.
Обложки напрестольных Евангелий всегда представляли собой образцы высокого ювелирного искусства. Оформить, расписать, переплести, такую Книгу – сложное, кропотливое занятие, которое едва ли можно доверить любому мастеру. Именно поэтому создать достойный экземпляр напрестольного Евангелия стало великой честью для издательства «Игра слов».
Как правило, обложка богослужебного Евангелия имеет металлический оклад с изображением Воскресшего Христа в центре и святых Евангелистов по углам. Это не только дань украшательству, но и обязательное условие, ведь напрестольное Евангелие является объектом церковного почитания, подобно иконам или Кресту. Исходя из этого, были выбраны соответствующие средства исполнения: серебряный оклад, включающий в себя филигрань – скань, финифть и полудрагоценные неграненые камни — кабошоны.
В оформлении Евангелия крайне важной задачей для мастеров и ювелиров было достижение гармоничного сочетания многовековой традиции с индивидуальными творческими поисками современных мастеров. И они эту задачу выполнили блестяще. Оформление данного напрестольного Евангелия представляет собой не просто освященную традицией ценность, но ценность современного высокохудожественного творческого замысла.
Оклад Евангелия – подготовленного издательством «Игра слов» – двусторонний, серебряный, с вызолоченными элементами: центральным крестом с рельефной арочной рамкой и основной рельефной. Его размеры приблизительно равны 30 сантиметрам в ширину и 40 – в длину.
В центре креста – основного элемента композиции – находится большая рельефная арочная рамка, в которую вставлен медальон из финифти, выполненной ростовскими мастерами, с изображением Спасителя «Великий Архиерей». Прямоугольные лепестки центрального креста украшены рельефным орнаментом и кабошонами. Так же декорированы угловые элементы основной рамки – полудрагоценными уральскими самоцветами.
На плоскости лицевой стороны, между лепестками креста находятся филигранные – сканные – вставки, обрамляющие рельефные арочные рамки малого размера. В них, в свою очередь, вставлены изображения четырех Евангелистов, выполненные в технике финифть и прекрасно сочетающиеся с общим декоративным оформлением Евангелия. Они исполнены в соответствии с устоявшимися средневековыми принципами изображения Спасителя и святых, а техника их изображения восходит к лучшим древнерусским и византийским образцам Евангелия. Кроме того, основываясь именно на этих образцах, мастера издательства создали особый строгий орнамент оклада.
Корешок же наборный, «кольчужный». Техника его исполнения, а так же эстетическая составляющая восходят к афонским окладам напрестольных Евангелий XIV-XV веков.
Но было бы неправильным обратить внимание только на оклад. Чтобы понять истинную ценность книги, этого мало. Текст напрестольного Евангелия сопровожден 395 буквицами и 23 миниатюрами, расписанными и позолоченными вручную. Причем пять из миниатюр, а также четыре заставки выполнены в технике яичной темперы с соблюдением всех древних технологий.
Работа над напрестольным Евангелием — это почетная задача, с которой коллектив издательства справился на уровне, достойном настоящих мастеров книжного дела. Создать подобный, уникальный экземпляр — большая удача. В то время как его создание — результат отнюдь не удачи, а огромного, но благодарного труда.