Ёлки 1914
Таких «Ёлок» не было 100 лет!
Тимур Бекмамбетов решил перенести действие фильма на 100 лет назад, события развернутся 24 декабря 1914 года, в канун Рождества по старому стилю.
«Нам было трудно расстаться с любимыми героями, но при этом не хотелось снова повторять себя, — поясняет режиссер. — А этот ход дал нам возможность показать, как мы жили 100 лет назад, какая у нас была страна и как зарождался Новый год — уникальный праздник, соединивший в себе языческие, христианские и советские традиции. И, конечно, я был счастлив вновь поработать в историческом формате. Любовь к нему осталась у меня со съемок рекламных роликов для банка „Империал“, а вместе с ней — наработанные приемы и понимание, как рассказать исторические анекдоты таким образом, чтобы современный зритель смеялся и выносил для себя что-то полезное».
В состав фильма вошло шесть новелл, действие которых разворачивается в больших и малых городах России, дворянских усадьбах и крестьянских избах, на беззаботных балах и суровых фронтах Первой мировой. В канун Рождества героям фильма предстоит решить казалось бы неразрешимую проблему, но, объединившись, они смогут совершить настоящее чудо.
Новелла «Дом»
Героями центральной новеллы фильма стали талисманы и постоянные участники франшизы — Иван Ургант и Сергей Светлаков. По сюжету их истории, герои центральной новеллы встречаются в одном из городов Юга России, где в этот год выдалась аномально жаркая зима.
Пока в одном уголке большой страны бушует декабрьская вьюга, в другом — расцветают персики. Заправский денди Борис (Иван Ургант) покупает имение на черноморском побережье, чтобы поразить свою богатую невесту Беллу (Евгения Брик) — у него большие планы на ее приданое. В канун Рождества они приезжают осмотреть покупку, но на пороге их встречает Евгений (Сергей Светлаков), бывший хозяин дома, который никак не привыкнет к своему новому статусу и боится рассказать о продаже имения домочадцам. Евгений оказывается между молотом и наковальней: двадцатью родственниками, которые собрались встретить Рождество, и непреклонным Борисом, решившим всех выселить...
Для Ивана Урганта и Сергея Светлакова «Ёлки 1914» стали первым опытом работы в историческом кино. «Мы играем своих далеких предков, продолжаем быть Борисом и Евгением, только теперь — Борисом Ефимовичем и Евгением Павловичем. Наконец, в четвертой части выяснились наши корни», — шутливо поясняет Иван Ургант. Его подхватывает Сергей Светлаков: «Конечно, исторические интерьеры, старинные предметы и актеры в костюмах погружают нас в ту эпоху... бывает, заснешь ненадолго и, проснувшись, первые 10 секунд ощущаешь себя немножко там». «Чтобы пропитаться чувствами той эпохи, Тимур предлагал нам пожить вместе с Владимиром Зельдиным, — продолжает Иван. — Но, к сожалению, у него был спектакль, а потом тренажерный зал, и нам пришлось отказаться от этой идеи». Уже серьезно Сергей признается, что испытывал большое удовлетворение от съемок: «Каждый раз, возвращаясь домой после смены, я чувствовал, что прожил чью-то жизнь, в которую мне хотелось бы заглянуть. Мы рады, что сюжет повернулся таким образом. Это не истории, которые уже происходили с нашими персонажами и могли бы произойти еще раз, а совершенно другой фильм, другой пласт, другое время».
Перенестись в него актерам помогала художник по костюмам Наталья Дзюбенко.
«Мы стремились к максимальной достоверности костюмов, использовали подлинные фактуры, повторяли крой того времени, — поясняет Наталья. — К тому же, необходимо было передать рождественское настроение. И это при том что наши герои, по сути, находятся в летней среде — такая теплая выдалась зима».
Характер и стиль жизни главных героев определили их образы. Борис Ивана Урганта, как человек светский, носит высокие брюки на подтяжках — ремней тогда еще не было — и характерную для того времени лаковую обувь. Довершает его образ цилиндр и трость, найденная в одной частной коллекции. Не менее актуально для того времени выглядит и героиня Евгении Брик. «Белла — женщина красивая и яркая, к тому же с весьма своеобразным характером, — поясняет Наталья. — Мы подчеркнули его, включив в дорожный костюм героини красное бархатное платье. Тем самым, мы обозначили неординарность Беллы и усилили ее контраст с остальными героями. Она одета по тогдашней моде, а все обитатели дома — стилистически немного старомодные. В том числе, герой Сергея Светлакова, который носит облегченный льняной костюм и канотье».
Помимо Ивана Урганта, Сергея Светлакова, Евгении Брик, Елены Плаксиной и Ирины Архиповой, в новелле задействованы блестящие актеры старшего поколения, сыгравшие членов большого семейства — Эммануил Виторган, Альберт Филозов и Александра Назарова. Они дополнили уникальный актерский ансамбль проекта.
Новелла «Царские ёлки»
Главным украшением новеллы стал Константин Хабенский. Закадровый голос всех частей «Ёлок», актер впервые появится в кадре только в четвертой части фильма. Его персонаж — офицер царской армии — помогает главному герою Ивану в исполнении Александра Паля («Горько!», «Горько! 2», «Все и сразу»). Их партнершей по фильму стала Вера Панфилова («Стартап»), а дополнили актерский ансамбль Александр Половцев («Улицы разбитых фонарей») и Дато Бахтадзе («Особо Опасен», «Ирония Судьбы. Продолжение»), который вернулся в «Ёлки» спустя четыре года и предстал в роли великого князя.
Новелла «Фигуристы»
Первыми, еще в феврале 2014 года, исторические образы примерили на себя Артур Смольянинов и Катерина Шпица. Актеры сыграли пионеров российского фигурного катания, которые претендуют на золото одного из первых международных чемпионатов, проходивших в России. Герой Смольянинова, сотрудник царской полиции, разрывается между любовью к фигурному катанию, а точнее — к своей привлекательной партнерше, и государственной службой.
Чтобы сыграть фигуриста, актеру пришлось пройти цикл тренировок, ведь до этого он катался только в детстве, в хоккейной коробке. Поставить Артура на фигурные коньки взялся Илья Авербух, который уже работал с партнершей Смольянинова — Екатериной Шпицей — на шоу «Ледниковый период». Подготовленной актрисе понадобилось лишь несколько совместных тренировок, чтобы отрепетировать номер, который известный тренер поставил специально для съемок. За постановку всей новеллы отвечал режиссер Александр Котт, победитель фестиваля «Кинотавр» 2014 года: «Мне предложили несколько вариантов и я сразу выбрал историю фигуристов — всегда интересно исследовать неизведанные территории. Я никогда не снимал спортивные соревнования, скольжение по люду, и мы с коллегами с азартом придумывали способы, как эффектно показать эту историю, которая одновременно про спорт и про любовь».
Новелла «Медведь»
Новелла, в основу которой лег рассказ Николая Лескова «Зверь», повествует о дружбе деревенского парня Сеньки (Антон Богданов) и дворового медведя, которых пытается разлучить сумасбродный барин (Ян Цапник). Он устраивает охоту на всеобщего любимца, чтобы выслужиться перед графом (Виктор Вержбицкий)... но недооценивает смышленость животного.
Для режиссера Юрия Быкова, автора фестивального хита «Майор» и остросоциального фильмов, участие в «Ёлках» стало своеобразным экспериментом и возможностью сменить амплуа:
«Как артист по первому образованию и человек ироничный я с большим уважением отношусь к комедии. „Ёлки“ стали отличной возможностью попробовать свои силы в другом жанре, тем более, что изначально речь шла не о целом фильме, а об отдельной новелле. Сюда я старался не привносить того, что делаю в своем кино, ведь это совершенно разные форматы. Но с оператором Юрием Коробейниковым мы по-своему подошли к визуальной стороне новеллы, добавив множество красивых пейзажей. Впрочем ключевым для меня является не это, а работа с актерами, и могу сказать, что на „Ёлках“ мне сильно с ними повезло».
Центральная роль в новелле досталась медведю Степану, который по числу и известности своих киноработ нисколько не уступает именитым партнерам по фильму. Это он боролся с Владимиром Машковым в картине Алексея Учителя «Край», медвежонком снимался у Никиты Михалкова в «Сибирском цирюльнике», а во взрослом возрасте — в «Орде» Андрея Прошкина. Так что съемки стали испытанием не столько для Степана, сколько для Юрия Быкова, который до сих пор не работал в кадре с четвероногими.
«С киноопытом или без, животное остается животным, и работа с ним — большой труд, — поясняет режиссер. — Это всегда огромное количество дублей, долгое ожидание и нервы. К тому же мы снимали в самом начале марта и Степану все время хотелось впасть в спячку. Но что помогало, так это безобидность животного, которое в дикой природе с легкостью бы разорвало человека. Мы же могли более-менее спокойно помещать в кадр с ним артистов и не прибегать при этом к помощи дублеров».
Но по признанию Антона Богданова, который больше других взаимодействовал с 300-киллограмовым животным, спокойно было далеко не всегда:
«Наша первая встреча с медведем прошла без приключений, он даже лизнул меня в знак приветствия. Но во время съемок Степан напомнил о том, что он все-таки хищник. По сюжету новеллы, герои делают коллективный снимок с медведем. Вспышка нужна была такая, как раньше, с искрами, поэтому прибегли к помощи пиротехников, а у тех что-то пошло не так и все сработало раньше времени. Степан всполошился, встал на задние лапы и не на шутку нас всех испугал. Но был у меня и более экстремальный опыт, когда нам пришлось с ним бороться. Это по сценарию все происходит в шутку, а на деле мне на плечи навалилась огромная махина, которая едва не переломила мне спину».
А вот опыт Яна Цапника был менее драматичным:
«Степа все время лез обниматься, что при его устрашающем виде было достаточно нелепо и смешно. Он так и норовил лизнуть меня в лицо, так что несколько раз скидывал с меня парик языком».
Еще одним украшением новеллы стал Виктор Вержбицкий, который снимался в двух первых частях фильма и не мог пропустить исторические «Ёлки»:
«Я считаю себя представителем театрального вида искусства и все, что связано с костюмом, временем, эпохой, гримом, мне очень интересно. К тому же, сценарий напомнил мне рекламные работы Тимура Бекмамбетова для банка „Империал“, когда в коротком сюжете раскрывалась некая документально-анекдотическая история. Не все новеллы фильма основаны на реальных фактах, в основном это художественный вымысел, но я надеюсь, создатели картины сумеют сохранить дух и юмор тех знаменитых роликов».
Новелла «Добровольцы»
В неожиданных исторических образах предстали и другие постоянные участники «ёлочной франшизы» — Александр Головин, Александр Домогаров-мл., Анна Хилькевич, Галина Стаханова. Как и в «Ёлках 3», за постановку их истории взялся режиссер Дмитрий Киселев.
Ее действие разворачивается в Перми. Мечтая о лаврах героев, друзья-студенты (Александр Домогаров и Александр Головин-мл.) записываются в добровольцы. Но перед отъездом на фронт ребята решают навестить свою знакомую Катю (Анна Хилькевич), которая зовет друзей к себе в Екатеринбург на праздники. Просит только захватить с собой ее родную бабу Маню (Галина Стаханова). Студенты еще не знают, каким экзаменом обернется для них эта поездка...
Александр Головин, актер:
«Несмотря на другие исторические условия, мой персонаж остался таким же разгильдяем, каким был в предыдущих „Ёлках“. Да, он изменился внешне: появились накладные усы, стала более короткой стрижка, ну и, само собой, у меня теперь исторический костюм. Изменения коснулись не только костюма, но и речи наших с Сашей героев. Хотя они стали заметно культурнее, мы по-прежнему постоянно спорим и обзываем друг друга, только теперь другими словами, например, таким забавными как „дуботолк“. Так что конфликт, который был между лыжником и сноубордистом остался, просто он перестал быть спортивным».
Александр Домогаров-мл., актер:
«Мне очень понравилась идея сделать четвертую часть „Ёлок“ исторической. Я имел похожий опыт на съемках в „Тайнах дворцовых переворотов“ Светланы Дружининой. При таком необычном времени действия „Ёлки 1914“ остаются комедией, хотя юмор в этой части и отличается от предыдущих: мы стараемся сделать его тоньше и изящнее, а нашим героям — добавить интеллигентности. Хотя они уже не такие безумные, как раньше, это не лишает их привычного задора и озорства — нашего дуракаваляния никто не отменял».
Новелла «Шаляпин»
По сюжету новеллы, накануне праздника Настя и ее маленький брат Гриша как никто другой нуждаются в рождественском чуде. Их мать в лихорадке прикована к кровати и не может заниматься швейным делом, обрекая детей на поиск пропитания. Но все их мысли — как добыть деньги на лекарство, пока маме не стало хуже. Люди добрые не спешат помочь, но случай сталкивает детей с колоритным барином. Им невдомек, что перед ними великий Шаляпин...
Одну из главных ролей новеллы сыграла актриса Мария Порошина, которая вернулась в франшизу спустя четыре года. «Со времени съемок в первых „Ёлках“ я успела соскучиться по проекту. А тут еще и необычный, исторический формат, так что я сразу согласилась, — вспоминает актриса. — Роль у меня небольшая — всего два съемочных дня, но за это время моя героиня проходит путь к счастью через абсолютное отчаяние. Больше половины съемочного времени мне пришлось провести в кровати, моя героиня заболела лихорадкой. Погрузиться в это состояние было несложно: съемки проходили в холодные дни марта не в помещении, а в исторической декорации, выстроенной на натурной площадке Мосфильма. Чтобы соблюсти пожарную безопасность, отапливали ее чисто символически, так что у меня зуб на зуб не попадал от холода. И конечно, мне как матери были абсолютно понятны чувства моей героини, которая даже в очень тяжелом состоянии постоянно думает о благополучии детей. У меня были замечательные маленькие партнеры — Даниил Изотов и Соня Хилькова, которая в свои 13 лет успела сыграть 20 киноролей. Любопытно, что Соня уже была моей дочкой — в сериале „Всегда говори всегда“, где нас, как и на „Ёлках 1914“, снимал режиссер Александр Карпиловский».