23 ноября- 22 декабря. В галерее Regina London «Все на продажу»
В галерея «Regina London» открывается персональной выставка Алексея Каллимы (1969, Грозный) «Все на продажу». На выставке представлена новая серия живописных работ, а также инсталляция, созданная специально для этой выставки. Это первая персональная выставка художника в Великобритании.
Будучи одним из самых плодовитых и влиятельных русских художников, Каллима при создании своих сложных живописных полотен и рисунков использует традиционные техники, при этом его наблюдения за окружающими его людьми и ситуациями глубоко современны. «Все на продажу» — последний проект художника.
В работах автора представлен феномен киосков — явление, характерное исключительно для восточной Европы и особенно распространенное в российской столице. Каллима изображает образы городских пространств без прикрас: на железнодорожных вокзалах и в подземных переходах. Блоки сигарет, соки и пиво, DVD-диски, дешевые часы и непонятная одежда, которая, сваленная в кучи, создает композиции, одновременно напоминающие минималистическое искусство и, безусловно, знакомые всем, кто ежедневно встречает их на своем пути.
Для живописи и инсталляций Каллимы индивидуальное восприятие и собственный опыт зрителя являются важнейшими условиями. Как зритель реагирует на эти образы и как искусство влияет на него? Выставка «Все на продажу» поднимает проблему, касающуюся противоречия между коммерческой природой искусства и превращением обычных предметов, изображенных при этом предельно точно и как бы схваченных на лету, в произведение искусства.
В стиле Каллимы чувствуется влияние комиксов и традиционных масштабных эпических полотен. Его палитра состоит из красок приглушенных тонов, как правило, темно-серого угля и сангины, красно-коричневого мела, популярного у художников на протяжении столетий. Из-за ярко выраженной политической проблематики образных работ художника, родившегося в Грозном, его иногда называют «русским Гойей». Друг и единомышленник Каллимы, Валерий Чтак, написал об этой серии: «Обычно художник знает о своей работе больше, чем зрители; он знает тайный смысл, более интересный подход. В последних сериях Каллимы все наоборот. Художник видит в работах то же, что и мы. Ничего не сокрыто, нет никакой загадки. Хотя это, конечно, немного неправда. Фактически, задача зрителя — смотреть на работу, которая вырвана из привычного контекста, и обнаружить „обычность“ обычного: обычный состав краски, обычный набор знаков. Автор говорит нам не думать об этих вещах. Он говорит: „Посмотрите на них. Посмотрите на них на выставке, посмотрите на них на улице, подойдите и купите помидор“. Об этом, конечно, автор тоже умалчивает, но со временем вам хочется остановиться и посмотреть на полки со стоящими на них бутылками водки, после того, как вы увидите их написанными, и это именно из-за их живописности. Никакого морализма, героизма или бравады».
Алексей Каллима живет и работает в Москве. Его работы выставлялись на персональных выставках «Женская сборная Чечни по прыжкам с парашютом» в галерее Lehmann Maupin в Нью-Йорке (2008) и «Минутка» в Государственной Третьяковской галерее в Москве (2004). Недавние групповые выставки включают «Контрапункт» в Лувре в Париже (2010), «Оттепель» в Chelsea Art Museum в Нью-Йорке (2008) и участие в Московской Биеннале (2005, 2007, 2011). Каллима также представлял Россию на Венецианской Биеннале в 1995 и 2009 годах. В 2006 году он получил премию «Инновация» в номинации «Произведение визуального искусства». «Все на продажу» демонстрируется одновременно с персональной выставкой художника «Теорема дождя» в галерее «Риджина» в Москве.