2 июня – 27 ноября — «Старые новости»
Biblioteca Zenobiana del Temanza – Центр изучения и сохранения культуры Армении
Corte Zappa, Dorsoduro 1602, 30123 Venezia
В рамках 54-й Венецианской биеннале 2011 Московский музей современного искусства представляет проект параллельной программы – мультимедийную инсталляцию Анастасии Хорошиловой «СТАРЫЕ НОВОСТИ». Выставка состоит из девяти лайтбоксов с портретами матерей, которые потеряли своих детей во время теракта в Беслане и сами тогда побывали в заложниках. Дополняют экспозицию архивные записи информационных сообщений, которые транслируются на мониторах.
* * *|
Осенью 2004 года маленький город Беслан с населением 36 000 человек, находящийся
в Республике Северная Осетия-Алания на Северном Кавказе (Россия), стал печально известен во всём мире. Здесь произошёл один из самых жестоких захватов заложников
за последние десятилетия. 1 сентября 2004 года, в первый учебный день на школу № 1 города Беслана напали террористы, захватили её и занимали несколько дней.
С 1 по 3 сентября 2004 года в школе удерживалось более 1 000 заложников – среди них преимущественно дети, их матери и учителя. Во время операции по их освобождению погибло более 300 человек. Семьи были разрушены: родители потеряли своих детей, а дети стали сиротами. Это событие коренным образом изменило жизнь жителей города и до сих пор оказывает на них устойчивое влияние.
Однако продолжительность человеческого сочувствия и сопереживания часто оказывается весьма недолговечной. Настолько недолговечной, что скорость, с которой забывается трагедия, иной раз можно расценить как преступление общества перед жертвами. Иногда эти события становятся поводом для «small talk», но на фоне новых, профессионально и ловко скроенных информационных сообщений в СМИ они стираются из сознания так же быстро, как и воспринимаются.
В своей работе Анастасия Хорошилова старается разобраться в непостоянстве, покорности и слабости коллективной памяти общества – даже когда речь идёт о судьбах тысяч людей. Фотографии сделаны в 2010 году, когда она разыскивала жителей города, чтобы изучить степень забытости этой драмы и её общественную, коллективную недолговечность. Автор обращается к индивидууму, чтобы направить коллективное сознание на внутренние шрамы людей, возникающие в ходе драматических событий. А наблюдатель находится в центре этого события – между непосредственным, пережитым участием героинь портретов, с одной стороны, и непостижимой тайной ударов судьбы – с другой.
«Для меня эта работа является возможностью исследовать механизмы памяти – как коллективной, так и индивидуальной. Как возникает феномен “исключения” индивидуума, в случае, например, с трагедией в Беслане? Насколько быстро человек забывает свои ощущения и реакции на события? Как быстро общество вытесняет или забывает то, что трансформирует его свойства и изменяет его структуру? Насколько легко и, в том числе, неосознанно оно подстраивается под быстрый ритм работы информационных агентств и средств массовой информации?», – спрашивает художник.
* * *|
Проект «СТАРЫЕ НОВОСТИ» проходит в историческом здании Библиотеки Дзенобиана, построенном в 1777 году по проекту Томмазо Теманца. Контрастируя с прелестными потолочными фресками пастельных тонов, лайтбоксы Анастасии Хорошиловой напоминают не то архитектуру высотных зданий, не то военные ящики для транспортировки. Отметки
о международных перевозках придают этим произведениям, которые явно привнесены сюда извне, передвижной характер, ощущение бренности и временности.
* * *|
К выставке «СТАРЫЕ НОВОСТИ» Издательство современного искусства в Нюрнберге выпускает одноимённый каталог. Эта публикация стала возможной благодаря Стипендии имени Эллен Ауэрбах, которую Академия искусств Берлина присудила Анастасии Хорошиловой в 2010 году. Каталог публикуется на английском, немецком и итальянском языках и снабжён большим количеством иллюстраций.
Анастасия Хорошилова «СТАРЫЕ НОВОСТИ»
Текст: Василий Церетели, Жанетт Цвингенбергер.
Фото: Анастасия Хорошилова
Verlag fϋr moderne Kunst Nϋrnberg, 2011
ISBN 978-3-86984-208-0
Немецкая Национальная библиотека зарегистрировала эту публикацию в Немецкой Национальной библиографии; подробную библиографическую информацию можно найти
на сайте http://dnb.d-nb.de
* * *|
Анастасия Хорошилова родилась в Москве в 1978 году. С 2007 года она живёт и работает
в Берлине и в Москве. Ещё во время изучения фотографии у профессора Йорга Сассе
в Университете искусств Фолькванг, который она с отличием окончила в 2004 году, её работы можно было увидеть на групповых и персональных зарубежных выставках, преимущественно в известных музеях. Она становилась стипендиатом в Германии, Польше и Нидерландах, принимала участие в работе над рядом публикаций. Своими работами Анастасия Хорошилова представлена в именитых коллекциях по всему миру.
* * *|
Автор проекта выражает благодарность спонсорам: Artphilein Foundation, Эрнсту Хильгеру и Эдриану Риклину