МЫ ВНЕ ПОЛИТИКИ!

Альманах «Фамильные ценности» — абсолютно оригинальное и уникальное российское интернет-издание, не имеющее аналогов: все темы, поднятые в альманахе, рассматриваются через призму фамильных ценностей.

«Фамильные ценности» информируют о ярких, интересных, достойных внимания феноменах культуры и искусства, которые могут претендовать на место в истории.

«Фамильные ценности» обновляются ежедневно.

radbell@yandex.ru

4 марта — 12 марта. Sotheby’s «На перепутье»

4 марта — 12 марта. Sotheby’s «На перепутье»

«На перепутье» — первая выставка-продажа Sotheby’s современного искусства Центральной Азии и Кавказа. Эта выставка представляет панораму искусства, географически объединяющего художников от кавказских гор до казахских степей и границы с Китаем.

Лондон, зал на Нью Бонд Стрит

Посетители увидят около 50 работ современных художников Средней Азии и Кавказа из таких стран, как Армения, Азербайджан, Грузия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. Работы на выставке иллюстрируют переход от нонконформизма и соцреализма 1960-х годов к современному искусству.

Выставка-продажа Sotheby’s «На перепутье», посвященная современному искусству Центральной Азии и Кавказа, пройдет в Sotheby’s на Нью-Бонд-стрит в Лондоне с понедельника 4 марта по вторник 12 марта 2013 года. Эта первая подобного рода выставка, включающая произведения мастеров Центральной Азии и Кавказа — Армении, Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана — и охватывающая период с нонконформизма и соцреализма 1960-х до новых художественных практик. Цены представленных здесь 47 произведений варьируются от $3000 до $500,000.

Комментируя выставку Джо Викери, исполнительный директор и глава отдела русского искусства Sotheby’s в Лондоне, сказала: «Мы рады представить эту знаковую выставку-продажу, организованную при щедрой поддержке ENRC, за что Sotheby’s выражает свою глубокую признательность это компании. Страны Центральной Азии и Кавказа последние годы динамично развиваются, и это в полной мере относится и к искусству. Не проходит и дня, чтобы здесь не появлялись новые коллекционеры, арт-институции и галереи. То, что Sotheby’s первым организовал первую выставку искусства этого исключительно интересного региона — для нас особая честь».

Комментируя выставку, ее куратор Суад Гараева, специалист отдела русского искусства Sotheby’s, сказала: «Центральная Азия и Кавказ — это обширная географическая территория, простирающаяся от Каспийского моря на западе до границы с Китаем на востоке, и один из самых мультикультурных регионов мира. Цель этой новаторской выставки — привлечь внимание к богатейшей культуре региона с общим советским прошлым. Мы решили назвать эту выставку На перепутье, чтобы подчеркнуть переходное состояние этих стран на рубеже столетия, как в плане социально-политического развития, так и в искусстве, а также чтобы показать эволюцию большинства из представленных здесь художников, которые были известны в своих странах, а теперь выставляются и за их пределами».

Возникнув 20 лет назад после распада СССР, эти страны быстро развиваются, сохраняя свои исторические традиции и постепенно преодолевая общее советское наследие. На этой выставке представлены художники, которые пройдя через официальный соцреализм и нон-конформизм 1970-1980-х, ищут новую идентичность. Географически находясь между Востоком и Западом, они синтезируют в своем творчестве народные традиции и фольклор с современными западными практиками.

Топ-лоты выставки

Азербайджан: Таир Салахов (род. 1924) Портрет Дмитрия Шостаковича. Холст, масло, 1987г. 133,5x113,5 см

Портрет — ведущий жанр в творчестве Салахова, создавшего ярчайшие образы деятелей культуры своего времени. Салахов и Шостакович принадлежали разным поколениям, но оба не понаслышке знали о сталинских чистках 1930-х годов. Отца Салахова арестовали и расстреляли в 1938 году, когда будущему художнику было всего девять лет. Позже, как сыну врага народа, ему было отказано в поступлении в Ленинградскую академию художеств. На Дмитрия Шостаковича (1906-1975), который был старше Салахова, обрушился гнев самого Сталина, но затем композитор был реабилитирован. Салахов стал одним из ведущих представителей «сурового стиля», возникшего в советской живописи в период хрущевской Оттепели. Данное произведение отличается характерным для этого направления лаконизмом и обобщенностью форм, контрастностью светотени, монохромностью палитры. Как позже признался художник, возможно, что аскетизм языка «сурового стиля» на подсознательном уровне отражал трагизм эпохи, полемизировал с фальшивым оптимизмом и яркими красками соцреалистической живописи.

Армения: Акоп Акопян (род.1923). Конец дороги. Холст, масло, 1997, 100x81см

В своем излюбленном жанре пейзажа Акоп Акопян, продолжая традицию своих предшественников, в частности Мартироса Сарьяна, воплощает главную тему армянской идентичности. Кроме того, дорога актуализирует звучание этой работы, делая ее понятной и близкой современному зрителю. Пейзажи Акопяна с их точно выверенной перспективой и сдержанной палитрой, выдержанной в охристой цветовой гамме со всеми оттенками коричневого, отличаются хрупкостью и умиротворенностью.

Грузия: Авто Варази (1927–1977). Голова быка, брюки мужчины на деревянном заборе. 1976. 70 x 40см

Автандил (Авто) Варази был главным представителем грузинского нон-конформизма. Под влиянием западного авангарда и поп-арта художник с 1962 до своей смерти в 1977 году работал над серией рельефов на тему бычьих голов, один из которых теперь находится в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Варази работал в разных техниках и на разные темы, но именно рельефы, отличающиеся выразительностью образа и высоким мастерством исполнения, принято выделять среди его произведений. И эта работа, состоящая из пропитанных клеем и покрашенных мужских брюк, которые зафиксированы на грубых досках, наполнена драматизмом и эмоциональным напряжением.

Казахстан: Альмагуль Менлибаева (род.1969), Пляж на Арале 2. Фотография, 2011

Этот лот — из известной фотографической серию художницы, снятой ею на Аральском море. Классический образ женственности — лежащая обнаженная — контрастирует здесь с жесткой геометрией военных фуражек и с заброшенной рыбацкой баржей, символизирующей развал советской экономики. Менлибаева соединяет, казалось, несоединимое — традиционный фольклор и высокую моду, зыбкие смыслы и жесткую структуру, женское и мужское, уродство и соблазнительную красоту. Один из лайтбоксов Менлибаевой недавно был приобретен в коллекцию Louis Vuitton.

Узбекистан: Ямол Усманов (род.1961). Без названия (из серии «Сны»). 2010. Холст, масло. 110 x 145см

Выдержанные в традиции фигуративной живописи работы Усманова свидетельствуют о сильном влиянии суфистской философии и средневековой восточной поэзии, таких поэтов как Руми, Навои и Низами. Эта картина посвящена сыну художника, сны которого тщательно зашифрованы: птицы с черешней в клювах — гонцы добрых вестей, змея символизирует мудрость, парящие птицы — это инкарнация душ, а орнаменты на них символизируют Сотворение мира. В этой картине художник мастерски использует излюбленный прием суфистской поэзии — скрытые смыслы. Работы Усманова наполнены умиротворенностью и одновременно приглашают зрителя совершить свое собственное духовное путешествие.

Кыргызстан: Алимжан Жоробаев (род. 1962). Призраки коммунизма #1. 1994. черно-белая печать,, 60x100см

Эта работа входит в фотографическую серию, которую художник создавал во время распада Советского Союза. Он путешествовал по родному Кыргызстану, чтобы запечатлеть символы прошлого. Эти символы, от пропагандистских лозунгов до заброшенных памятников Ленину, когда-то прославляющие коммунизм, теперь стали предвестниками надежд на лучшее будущее с демократией и капитализмом. В данной работе дорожный знак Коммунизм снят на фоне гор Тянь-Шаня. Основная смысловая деталь — слово Коммунизм, читаемое в обратном направлении от дороги, ведущей в бесконечность исторического нарратива.

01 марта 2013 г.
Комментарии