МЫ ВНЕ ПОЛИТИКИ!

Альманах «Фамильные ценности» — абсолютно оригинальное и уникальное российское интернет-издание, не имеющее аналогов: все темы, поднятые в альманахе, рассматриваются через призму фамильных ценностей.

«Фамильные ценности» информируют о ярких, интересных, достойных внимания феноменах культуры и искусства, которые могут претендовать на место в истории.

«Фамильные ценности» обновляются ежедневно.

radbell@yandex.ru

Многие звезды эстрады остались без сезонного заработка.

Многие звезды эстрады остались без сезонного заработка.

В этом году 50% звезд российской эстрады остались без сезонного заработка — предновогоднего чёса. Об этом «Известиям» рассказали в Национальной ассоциации организаторов мероприятий.

Вместо привычных ежедневных выступлений большинство звезд получили в Декабре не более пяти корпоративных концертов. Заработка на вечеринках актеров и певцов лишили продюсеры, которые с Сентября взвинтили тарифы на услуги своих подопечных почти в два раза. Менеджеры попытались в срочном порядке скорректировать цены, но не успели к распределению компаниями бюджетов на новогодние вечеринки. А после того как по поводу слишком дорогих корпоративов госкорпораций высказался президент Владимир Путин, спрос на приглашенных звезд и вовсе упал.

В начале декабря Владимир Путин заявил, что корпоративы в госкомпаниях должны проводиться не за счет бюджета, а оплачиваться исключительно из собственных средств. Позже в Минэкономразвития пояснили, что расходы на новогодние корпоративы, возможно, будут учитываться при оценке эффективности госкомпаний. В результате от услуг российских звезд отказались более 50% крупнейших заказчиков, которые теперь боятся привлекать к себе внимание. Правда, организаторы праздников отмечают: государственные компании в этом году экономят исключительно на артистах, все остальные расходы остаются прежними. Стандартный банкет по предновогодним московским расценкам обойдется им в 3–5 тыс. рублей на человека. Банкет вместе с развлекательной программой и вокально-инструментальным оркестром будет стоить 10–15 тыс. рублей с человека.

Западные компании тоже сокращают издержки. Многие из них не будут отмечать в этом году Рождество и Новый год. Отмена праздников — не только следствие экономии: руководство компаний заботится о своей репутации и не хочет устраивать «пиры во время Чумы». Компании, занимающиеся организацией корпоративных мероприятий в США, подтверждают, что за последние несколько месяцев столкнулись со множеством заявлений об отмене праздников — или с урезанием бюджетов на них — «переездом» в более дешевые кафе, сокращением количества приглашенных и экономией на меню.

Некоторые корпорации меняют шампанское на домашнее вино для новогодней вечеринки, экономя $40 на человека, кто-то снимает бронь в ресторане первого эшелона и «переезжает» в кафе у офиса, а кто-то и вовсе отменяет новогодний корпоратив. «Наша компания потеряла три огромных заказа от больших корпораций на проведение роскошных фуршетов», — цитирует «The New York Times» ресторатора Денни Мэйера.

«Любой мыслящий человек, ставший свидетелем экономической рецессии, будет стараться быть экономным, и беречь каждый доллар», — объяснил исполнительный директор «ABC News» Джеффри В. Шнайдер.

Таким образом компании хотят показать, что сейчас — время затянуть ремни, а не шиковать. «Никто не хочет пировать во время Чумы и веселиться в то время, как горит Рим, — объясняет партнер компании-поставщика продуктов для вечеринок „Glorious Food“ Шон Дрисколл. Отменяя новогодние вечеринки, компании, прежде всего, заботятся о своей репутации.

Другие компании, наоборот, видят в корпоративах и праздниках необходимость — что еще может поддержать командный дух и сплотить коллектив? Ведь на повышение зарплат и выплаты годовых бонусов у многих просто нет средств. «Важно собрать людей и отпраздновать Новый год вместе», — говорит сотрудник компании «Shearman&Sterling» Питер Хоровитц, который планирует рождественские ланчи и ужины в этом году в более дешевых ресторанах, чем обычно. — Но в то же время вы должны быть уверены в том, что не перебарщиваете во время празднования».

Путин сделал свое заявление на конференции ОНФ на прошлой неделе. На этой конференции, в числе прочего, прозвучали цифры: некоторые государственные банки, а также корпорация «Российские железные дороги» планируют потратить на новогодний праздник для сотрудников 30, 40 и даже 50 млн рублей из бюджетов компаний. Правда, отнюдь не все эти цифры соответствуют действительности.

Что касается конкретно РЖД (о которой говорилось, что на новогодние корпоративы там запланирована сумма в 54 млн рублей), то, как удалось выяснить RB.ru у источника внутри компании, в РЖД сотрудники будут оплачивать корпоратив сами — и организовывать его будут тоже сами. В частности, в одном из департаментов этим занимаются энтузиасты. Они бронируют места в одном из ресторанов в центре Москвы, обдумывают детали мексиканской вечеринки. Желающим принять участие в корпоративе необходимо будет заплатить 4 тысячи рублей. Некоторую часть мероприятия (разумеется, не основную) оплачивает профсоюз. Как рассказал RB.ru источник, пока никакой информации об общей корпоративной вечеринке для сотрудников, которую проведет компания, не поступала. По всей вероятности, ее вообще не будет, как и в прошлом году. Тогда сотрудники тоже сами оплачивали празднование — правда, сумма, выделенная профсоюзом, была немного больше.

По данным источника RB.ru, из департамента, в котором работают порядка 60 человек, на корпоратив собираются идти примерно десять сотрудников. Не известно точно, распространяется ли подобная практика на все подразделения компании, но, вероятнее всего, организацией и оплатой корпоративных вечеринок придется всем заниматься самостоятельно. В штаб-квартире РЖД работает порядка тысячи специалистов. Пока неизвестно, распространяется ли данная практика на все дочерние компании РЖД, но в штаб-квартире все именно так. Общее количество сотрудников по всей стране, включая штат дочерних компаний, составляет около миллиона человек.

Некоторые эксперты event-рынка утверждают: это первое падение предновогодних гонораров звезд российской эстрады за последние пять лет. Причину работники праздничной отрасли усматривают в том, что в прошлом Декабре гонорары звезд перевалили за грань здравого смысла. Зачастую гонорар приглашенного артиста превышал общий бюджет мероприятия в 1,5–2 раза.

«Вот и случился обвал, — констатирует генеральный продюсер event-холдинга „КнязевЪ“ Сергей Князев. — Огромное число заказчиков корпоративных новогодних банкетов просто отказалось в этом году от приглашения звезд эстрады. Почти семь из 10 фирм, банков, корпораций предпочли потратить деньги на карнавальные костюмы. По словам Князева, еще в Сентябре, когда event-агентства интересовались декабрьскими гонорарами звезд, многие продюсеры спокойно называли удвоенные ставки и не желали обсуждать скидки. Но уже в Октябре некоторые из них начали понимать, что могут остаться и вовсе без предновогодних концертов, если не снизят гонорары. В результате стоимость концертов упала почти до летних расценок.

Однако в Ноябре было поздно, так как бюджеты корпоративных праздников к этому месяцу уже исчерпаны, программы утверждены, артисты ангажированы, реквизит закуплен», — отмечает Князев.

Последней каплей, снизившей раздутые гонорары эстрадных звезд до минимума, стало внимание к теме госкорпоративов со стороны первого лица государства.

Но часть звезд все же успели к переделу предновогоднего пирога. В традиционный чёс вписались те артисты и певцы, чьи директора и продюсеры снизили цены на их услуги почти в два раза.

У клиента, даже крупного, нет желания платить звездам заоблачные деньги. Гендиректор агентства «Communication Creative Events» Егор Доброгорский утверждает, что крупные корпоративные клиенты всё чаще отказываются от услуг некоторых артистов в пользу более дешевых. Так, гонорар группы «Мумий Тролль» за мероприятие летом составлял €60 тыс., а к Сентябрю цена поднялась до €80 тыс. В этом году «крупный корпоративный клиент», обратившийся в агентство Доброгорского, отказался от «Мумий Тролль» в пользу «Би-2», расценки которых оказались в два раза ниже.

В желании заработать больше перед самым ожидаемым праздником года зачастую виноваты не столько артисты, сколько их директора. В пример Доброгорский приводит случай с группой «Винтаж». Заказчик заплатил €40 тыс. за приглашенных артистов, однако группа опоздала на мероприятие на три часа.

«Как выяснилось, администратор коллектива запланировал выступления сразу на четырех площадках с перерывом в полчаса. Естественно, артисты физически не могли успеть в срок на все проекты».

По словам Егора Доброгорского, устроители корпоративов давно пытаются убедить заказчиков отказаться от выступлений звезд эстрады в пользу креативных решений — тематических или сюжетных вечеринок, конкурсов и т.д. Однако чаще всего львиная доля бюджетов, предусмотренных на корпоратив, все равно уходит на известных исполнителей, хотя их выступления в многочасовой программе занимают не более 40–45 минут.

Однако, есть и другие мнения.

По словам партнера концертного агентства «Ру-концерт» Кирилла Чибисова, в этом году спрос на заказ эстрадных артистов со стороны компаний столь велик, что сопоставим с докризисным. «Этот год благополучен для большинства финансовых и сырьевых компаний, и они стремятся отметить его окончание „на широкую ногу“.

В конце Ноября планировалась сдача Олимпийских объектов и проведение в Сочи корпоративов и «елок» для строителей. На эти мероприятия позвали почти 70% звезд российской эстрады. Оставшиеся 30% повысили свои гонорары.

Компании типа «Яндекса» и «Мейл.ру» работают по системе бартера, у них политика такая: никому ничего не платить. Хороших артистов на корпоративах у таких компаний точно не будет. Они заказывают артистов в той ценовой категории, которая им доступна. И, в условиях предновогоднего дефицита, берут тех, кто есть.

Набирает силу тренд: клонирование групп. Например, группа «Синяя птица» выступает в 6 составах, «Мираж» — в 4 составах, «Белый орел» — также в 4. Но артистов все равно не хватает, так как в стране много компаний, и все они проводят новогодние корпоративы. Тем более, что в этом Декабре невероятный спрос на звезд — приравнивается к докризисным годам.

Все уверены, что сейчас самые популярные артисты — это Стас Михайлов и Елена Ваенга. Но это не так. Они оказались «за бортом» корпоративов — их никуда не позвали. Зато Натали (прославившаяся песней «Ветер с моря»), о которой долго никто и не вспоминал, сейчас просто нарасхват. Она исполнила песню про мужчину, и теперь все ее заказывают, ее гонорары выросли с 3500 евро за корпоратив почти до 23 000 евро. В топ самых популярных артистов этого года также входит группа «Градусы» (25000 евро) — у нее 30-40 корпоративов за Декабрь. В этом году собственный ценовой рекорд поставила Елка — 85000 евро. Она представляет программу с симфоническим оркестром — ее позвали крупные российские компании. Киркоров, Басков, Мазаев и «Моральный кодекс» получили достаточное количество заказов. Удивила Жанна Агузарова: в 2013 ее цена возросла до 100 000 евро. У нее уже запланировано 10 выступлений на корпоративах в этом году. Прежде она никогда не была особенно востребована. Даже у Меладзе всего несколько выходов будет, а Агузарова почему-то оказалась на пике.

Российские артисты поднимают цены в Декабре в 2-5 раз. Зарубежные же артисты не завышают цены на праздники — правда, в Декабре они и не торгуются. Если в другое время они могут немного снизить цену, то сейчас нет. В этом году есть тенденция: многие компании не хотят потакать нашим артистам с их истериками и нереальными запросами. А иностранные артисты работают на более профессиональном уровне, у них нет невероятных требований (разве что у таких звезд, как Элтон Джон), и работают они за такие же деньги.

В этом году на пике такие зарубежные исполнители, как Boney-M, Тото Кутуньо, Альбано и другие. По количеству выступлений в Декабре они опережают российских артистов.

«Газпром» и другие крупные сырьевые компании следуют тренду, который заключается в том, что русских звезд наша элита уже не хочет приглашать. У госкорпораций есть 2 типа корпоративных мероприятий. Первый — это мероприятия для сотрудников. На них работают всякие разные российские звезды. Например, могут пригласить всех артистов с «Золотого граммофона». Бюджет такого мероприятия будет составлять около 2 миллионов евро. Второй — корпоративы для топ-менеджмента. На элитную вечеринку для топ-менеджеров не позовут российских звезд. Сюда пригласят зарубежную крутую джазовую группу или известного греческого дорогого тенора или новую знаменитость. Гонорары таких артистов начинаются от 400 000 евро. Эти хотят культовых эстетических зарубежных артистов. И, похоже, не очень-то бояться намеков Путина и выпадов Минэкономразвития.

Что касается зарубежных компаний, то они никого не заказывают. Они говорят, что приезжают сюда зарабатывать деньги, а не тратить. У них на корпоративах выступают кавер-команды, пианисты, скрипачи и т. д.

Марк Золотарь (для «Фамильных ценностей»).

10 декабря 2013 г.
Комментарии