МЫ ВНЕ ПОЛИТИКИ!

Альманах «Фамильные ценности» — абсолютно оригинальное и уникальное российское интернет-издание, не имеющее аналогов: все темы, поднятые в альманахе, рассматриваются через призму фамильных ценностей.

«Фамильные ценности» информируют о ярких, интересных, достойных внимания феноменах культуры и искусства, которые могут претендовать на место в истории.

«Фамильные ценности» обновляются ежедневно.

radbell@yandex.ru

Большой театр лишился главного дирижера.

Большой театр лишился главного дирижера.

Василий Синайский подал заявление об увольнении, а гендиректор Владимир Урин его подписал.

Василий Синайский, музыкальный руководитель и главный дирижер ГАБТа, уходит из театра. Об отставке Синайского сообщил гендиректор Большого Владимир Урин: по его словам, дирижер подал заявление через отдел кадров, и его просьба была удовлетворена после личной беседы с директором.

«С 3 декабря 2013 года Василий Серафимович Синайский не работает в Большом театре России», — приводит РИА «Новости» слова Урина.

Он отметил, что Синайский уходит из театра в середине сезона, причем премьера одного из его спектаклей — оперы Джузеппе Верди «Дон Карлос», на которой он был дирижером-постановщиком, — намечена на 17 декабря.

Урин заявил, что с Синайским были связаны и другие планы Большого, но заключил, что тот свободный человек и вправе самостоятельно принимать решения.

«Решение довольно неожиданное и точно не самое своевременное», — сказал в беседе с «Газетой.Ru» источник в театре, пожелавший сохранить анонимность. Он предположил, что одной из причин ухода Василия Синайского могли стать непрекращающиеся слухи о том, что ему срочно ищут замену, несмотря на то что до конца контракта осталось более полутора лет.

Новость о том, что Василий Синайский с 3 декабря не будет больше осуществлять музыкальное руководство в Большом театре, была и неожиданной и предсказуемой одновременно.

В музыкальных кругах слухи о том, что продлевать контракт с Василием Синайским в Большом театре не планируют, курсировали с того момента, как в отставку был отправлен гендиректор Большого театра Анатолий Иксанов. Между тем имя Василия Синайского значилось в премьерных афишах театра до конца нынешнего сезона.

Неожиданность состоит в том, что Синайского никто не отставлял: он подал заявление на увольнение сам, причем в самый ответственный момент — в разгар репетиций сложнейшего спектакля — «Дон Карлос» Верди, в котором участвуют не только российские, но и известные западные оперные звезды. Опрошенные «Газетой.Ru» эксперты по музыкальному театру сошлись на том, что премьера «Дон Карлоса» состоится в заявленные сроки и может быть проведена даже без Синайского. Один из экспертов указал, что в этом спектакле вторым дирижером заявлен «блестящий и молодой» американский дирижер Роберт Тревино. «Тревино должен был провести два спектакля, но, думаю, ему не составит труда провести все шесть», — заключил эксперт.

Сложности, отмечают эксперты, могут быть с другой премьерой — намеченной на февраль оперой «Царская невеста». «Это одна из лучших опер в репертуаре Синайского», — заметил эксперт.

В Большом театре уже бывали подобные случаи, когда Мстислав Ростропович покинул дирижерский пульт в разгар репетиций «Войны и мира» (правда, он был приглашенным, а не главным дирижером Большого театра) или, когда Александр Ведерников заявил о своем уходе накануне гастролей театра со спектаклем «Евгений Онегин» в Европе.

Что заставило музрука театра Василия Синайского совершить столь экстравагантный поступок, Большой театр не комментирует. Сам же Синайский сказал: «Мой уход из театра — это результат моих наблюдений, моей работы с господином Уриным в течение четырех месяцев. Это довольно долгий срок. И на каком-то уровне просто становится работать неинтересно и невыносимо».

«На самом деле, хотя отставка Василия Синайского не была анонсированным событием, ситуация эта — вполне ожидаемая. И причин тому — множество. Если во главу угла поставить творческий аспект работы Большого театра, который заключается в том, что Василий Серафимович занимал должность музыкального руководителя, он, даже „почистив“ несколько старых репертуарных спектаклей, по гамбургскому счету, выпустил только одну удачную премьеру — „Кавалер розы“ Рихарда Штрауса. Но и при этом он не стал творческим вождем, не объединил коллектив, не привнес в Большой театр каких-то интригующих, вызывающих, бросающих перчатку музыкальному сообществу, будирующих артистов к самосовершенствованию задач. Он так и не стал руководителем. Поскольку дирижировать — не значит руководить.

К тому же, маэстро не стал также и человеком команды. Понятно, что в любом коллективе есть определенные лагеря, какие-то стороны, кланы. Но он всегда был одиночкой. И человеческих отношений наладить за все время работы в Большом театре так и не захотел или не посчитал нужным.

В начале своей работы Василий Синайский старался что-то делать, безусловно, так как ему льстил сам факт назначения на столь престижную должность. Но в последнее время его старания были не столь осязаемы. По сути, он просто набирал себе огромное количество репертуарных спектаклей; в этом в большей степени усматривается не творчество, а попытка заработать. И за то недолгое время, когда он руководил ГАБТ, он поставил свой личный рекорд: таким количеством опер, как в этот период, он не дирижировал за всю жизнь. Однако оперным дирижером по сути это его не сделало; он так и остался симфоническим дирижером, причем «средней руки», — сказала известный музыкальный критик Мария Бабалова.

А вот мнение Дмитрия Бертмана:»Театр — структура экстремальных отношений, экстремальных репетиций, экстремальных явлений. Потому что в театре всегда возможны накладки. Здесь всегда существует зависимость от всего — от техники, от здоровья, от состояния связок у артиста, от его психики. Это тяжелейший труд. Самое главное, что в этом труде должны быть люди, которые, помимо знаний, книжек, опыта, должны подходить к театральному делу, как к храму. И если возникает что-то, мешающее основному призванию, то это должно уйти на дальний план, а человек должен доделать свое дело. И для меня непонятно, как может дирижер уйти за две недели до премьеры спектакля? Мне кажется, Василий Синайский должен был красиво продирижировать и уйти, раз это решил для себя, до или после постановки, но не в момент репетиции. Он ведь не просто дирижер. В его компетенцию входит полное музыкальное руководство театром: это и оркестр, и репетиции, и составы певцов, и т. д. Кроме того, главный дирижер — это человек, который должен встать за пульт в любой момент, если что-то случится с другим дирижером. Он должен всегда брать удар на себя. Так что эта ситуация — плохой факт для Синайского. Как говорил Станиславский: «Надо любить искусствов себе, а не себя в искусстве». Естественно, в «Доне Карлосе» выйдет второй дирижер и будет дирижировать. Естественно, как бы сложно ни было найти главного дирижера в Большой театр, все равно его найдут, потому что это Большой театр. Но главным дирижером в театре должен быть все-таки дирижер с огромным театральным опытом работы. У Василия Синайского такого опыта практически не было. В любом случае, произошло движение к новому, а новое — это всегда стремление к лучшему».

Экс-глава отдела перспективного планирования Большого театра, продюсер Михаил Фихтенгольц отметил, что «к сожалению, все это было предсказуемо. Кто-то в высших эшелонах власти надеялся, что с приходом нового генерального директора ситуация в Большом театре успокоится. Но она не успокаивается. Я хорошо знаю Василия Серафимовича, и могу сказать, что такой внезапный демарш — в его духе. Он достаточно долго готов терпеть какое-то небрежение по отношению к себе, к своим пожеланиям, но затем внезапно принимает решение. Удачно это для данного момента или нет — это уже другое дело. Момент был выбран неудачно. Одна из причин ухода Синайского состоит в том, что на бумаге у музыкального руководителя в Большом театре — неограниченная власть, а на практике — он фактически являются декоративной фигурой, которая не в состоянии ничего решать. Кадровая политика, традиции, внутренние устои Большого театра не оставляют места для маневра. И в этом смысле Урин ничего не поменял. И так же, как при Анатолии Иксанове было достаточно пренебрежительное отношение к Александру Ведерникову, так и при Урине — такое же отношение к Синайскому. И что бы руководство театра ни говорило о долгосрочных планах с Синайским, это в большей степени слова, потому что на деле, насколько я знаю, совершенно не выясненной оставалась судьба двух постановок, в которых Синайский должен был быть музыкальным руководителем — это „Леди Макбет Мценского уезда“ и „Манон“ Массне. Премьерные спектакли нынешнего сезона — „Летучий голландец“, „Дон Карлос“, „Царская невеста“ — были запланированы для Синайского. В следующем сезоне мы намечали пять премьер, из которых он брал две. Я думаю, его раздражало, что ему никто ничего не может сказать: будут эти постановки или нет? Он любит подробную неторопливую работу, но в структуре репертуарного театра, который представляет собой безостановочный конвейер, такой подход не самый оптимальный. Отмечу, что при Синайском был интересный период в жизни театра. Гораздо более внятный по своей художественной направленности, нежели предыдущая эпоха. Но выяснилось, что Василий Серафимович Синайский и репертуарная система Большого театра в том виде, в котором она существует, это вещи несовместные. Он был бы прекрасным приглашенным дирижером в любом театре, который работает по системе „stagione“, куда бы он приезжал на отдельно взятую постановку, где были бы расписаны репетиции, где он мог бы работать сосредоточенно, плотно, с большой отдачей. Но на тот момент, когда его приглашали в Большой театр, Анатолию Иксанову надо было быстро заполнить брешь. По формальным признакам Синайский идеально подходил для этого — возраст, хорошая репутация на Западе и в России, прекрасная школа. Синайский приехал по моему приглашению на один из симфонических концертов в абонементе театра, затем было короткое турне с „Иолантой“ в концертном исполнении в Варшаве и в Дрездене, затем скоропалительно произошло это приглашение».
Ситуация, между тем, острая. Гендиректор Владимир Урин должен будет в кратчайшие сроки найти преемника Синайскому.

Эксперты затруднились назвать возможного преемника Синайского в качестве музыкального руководителя Большого театра. «Общий список крайне скуден, и ни одна кандидатура идеальной, судя по всему, не будет, — посетовал один из экспертов. — Потенциальные кандидаты делятся на три группы: тех, кто жаждет этого места, но слишком молод и слишком неопытен для него, тех, кто был бы идеален, но никогда не пойдет на постоянную работу работать в театр со столь скверной репутацией, и тех, кто уже был в этой должности».

Кто же может возглавить театр? Быть может, кто-то из двух однофамильцев — Василий или Кирилл Петренко? Они талантливы и очень сегодня востребованы, и их контракты расписаны на многие годы вперед. Или Большому придется выделить изрядные деньги и заключить контракт с кем-то из иностранных дирижеров, понимая, что это будет дирижер не из «первой линии» — как поступают наши футболисты или баскетболисты. Правда, в его присутствии будет плюс. Не зная особенностей российского менталитета, он может избавить коллектив от некоторых хворей: интриг и стукачества, донимающих коллектив в последнее время... Главное тут — не наделать ошибок, как было когда-то с назначением Леонида Десятникова.

Впрочем, Владимир Урин — человек невероятно дальновидный, очень опытный, профессиональный. И исходя из этого можно сделать вывод — что, подписывая заявление Синайского об уходе, он, возможно, уже составил для себя галерею имен из которой и сделает выбор.

Василий Синайский пришел в Большой театр в августе 2010 года, сменив на этом посту композитора Леонида Десятникова. В пресс-службе эту скорую замену (Десятников был музыкальным руководителем театра меньше года) объясняли предыдущими договоренностями: композитор согласился занять вакансию до тех пор, пока не будет найдена подходящая кандидатура. Контракт с Синайским был заключен на пять лет и должен был закончиться в августе 2015 года.

Дирижер Василий Серафимович Синайский родился 20 апреля 1947 года в Коми АССР. До девяти лет Василий Синайский жил на Севере, пока в 1950-е годы семья не вернулась в Ленинград.

В Ленинграде Василий Синайский поступил в консерваторию сразу на два факультета: теоретический и дирижерско-симфонический. Начал дирижировать еще на втором курсе консерватории.

В 1970 году окончил Ленинградскую консерваторию по классу симфонического дирижирования профессора Ильи Мусина, затем продолжил обучение в аспирантуре.

В 1971–1973 годах Василий Синайский работал вторым дирижером симфонического оркестра в Новосибирске.

В 1973 году после победы на Международном конкурсе молодежных оркестров имени Герберта фон Караяна в Западном Берлине Василия Синайского пригласил к себе ассистентом в оркестр Московской филармонии Кирилл Кондрашин.

В последующие годы (1975–1989) Василий Синайский был художественным руководителем и главным дирижером Государственного симфонического оркестра Латвийской ССР. С 1976 года он преподавал в Латвийской консерватории.

В 1989 году Василий Синайский вернулся в Москву. Некоторое время был главным дирижером Государственного Малого симфонического оркестра СССР, работал в Большом театре.

В 1991–1996 гг. Василий Синайский был художественным руководителем и главным дирижером Московского Филармонического оркестра. В это же время он был главным дирижером Национального оркестра Латвии и главным приглашенным дирижером Филармонического оркестра Нидерландов.

В 1995 году он стал главным приглашенным дирижером филармонического оркестра Би-Би-Си. В качестве дирижера оркестра Би-Би-Си постоянно участвует в фестивале «Би-Би-Си Промс», а также выступает в Бриджуотер-холле в Манчестере.

В 2000–2002 годах он был художественным руководителем и главным дирижером Государственного академического симфонического оркестра Российской Федерации бывшего оркестра Евгения Светланова).

Параллельно вел активную концертную деятельность с ведущими западными оркестрами. В 2002 году он был приглашен возглавить Королевский оркестр Concertgebouw на лондонских Променад-концертах и фестивале в Люцерне.

C 2007 года является главным дирижером Симфонического оркестра Мальмё в Швеции.

С сезона 2009/2010 является постоянным приглашенным дирижером Большого театра.

С сентября 2010 года — главный дирижер — музыкальный руководитель Большого театра.

Василий Синайский сотрудничал со многими отечественными и зарубежными оркестрами, среди которых Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Российский национальный оркестр, Роттердамский и Чешский филармонический оркестры, Симфонический оркестр Берлинского радио, лейпцигский Гевандхаус-оркестр, Национальный оркестр Франции, Королевский шотландский национальный оркестр, Оркестр финского радио, Королевский оркестр Концертгебау, Филармонический оркестр Люксембурга, Симфонический оркестр Бирмингема, Лондонский филармонический оркестр. Дирижер выступал с Монреальским и Филадельфийским симфоническими оркестрами, а также с Симфоническими оркестрами Сан-Диего, Сент-Луиса, Детройта, Атланты.

Василий Синайский — лауреат Международного конкурса дирижеров «Фонд Герберта фон Караяна» (Золотая медаль в 1973 году).

В 1981 году он был удостоен почетного звания «Народный артист Латвийской ССР».

С 2002 года — Почетный член Филармонического общества Санкт-Петербурга.

О дальнейшем трудоустройстве Василия Синайского пока ничего не известно. Впрочем, можно утверждать, что он без работы не останется. Как один из возможных вариантов можно рассматривать должность руководителя Государственного академического симфонического оркестра (ГАСО) Петербурга — недавно оттуда был уволен Александр Титов и сейчас идет конкурс на замещение этой должности; Синайский был включен в список претендентов, предложенный музыкальным советом оркестра.

Марк Золотарь (для «Фамильных ценностей»).

04 декабря 2013 г.
Комментарии