МЫ ВНЕ ПОЛИТИКИ!

Альманах «Фамильные ценности» — абсолютно оригинальное и уникальное российское интернет-издание, не имеющее аналогов: все темы, поднятые в альманахе, рассматриваются через призму фамильных ценностей.

«Фамильные ценности» информируют о ярких, интересных, достойных внимания феноменах культуры и искусства, которые могут претендовать на место в истории.

«Фамильные ценности» обновляются ежедневно.

radbell@yandex.ru

Группа «ЛЮБЭ»: юбилейный концерт «25 лет»

Группа «ЛЮБЭ»: юбилейный концерт «25 лет»

15 марта в СК «Олимпийский» состоится юбилейный концерт группы «Любэ» во главе с бессменным лидером Николаем Расторгуевым. Верится в это с трудом, но факт остается фактом: группе «Любэ» — 25 лет! На крупнейшей концертной площадке страны прозвучат уже успевшие стать народными хиты группы.

Идея создания группы принадлежит продюсеру и композитору Игорю Матвиенко, работавшему в то время в Студии Популярной Музыки «Рекорд». Она зародилась 1987 году, как идея создания нового музыкального коллектива с легким патриотическим уклоном и мужественным вокалом. «Должность» фронтмена группы довольно долго была вакантна (изначально предлагалась Сергею Мазаеву) до тех пор, пока окончательно не была утверждена кандидатура Николая Расторгуева — коллеги Матвиенко по работе в ансамбле «Лейся, песня»». И это был выстрел «в яблочко». Расторгуев, как никто другой, подчеркнул всю самобытность и оригинальный стиль коллектива, и сейчас мы просто не можем себе представить, какой группой «Любэ» была бы без него.

Первыми записанными песнями для ещё безымянного коллектива были «Люберцы», «Дуся-агрегат» и «Батька Махно». Работа над ними началась 14 января 1989 года в студии «Звук». С этого дня и было решено вести летоисчисление и считать этот день официальным днём рождения «Любэ».

Тексты для дебютных произведений «Любэ» писали поэт Александр Шаганов и сибирский поэт из Томска Михаил Андреев.

Название коллективу придумал Николай Расторгуев, для которого слово «любэ» знакомо с детства — помимо того, что музыкант жил в подмосковном городе Люберцы, на Cуржике это слово означает «любое, всякое», но, по мнению Николая Расторгуева, каждый слушатель может толковать название группы так, как ему захочется.

Что значит «Любэ»? Возникают ассоциации, во-первых, со словом любовь, во-вторых, с городом «Люберцы». Ну и еще с «полюбэ» — то есть «по-любому» на сленге.

Коллектив пользуется в своём творчестве элементами рок-музыки, авторской песни и русской народной музыки.

Первый гастрольный тур «Любэ» начался в конце марта 1989 г. К ним со своей программой присоединился солист коллектива «Класс» Олег Кацура. Концерты прошли в Пятигорске и Железноводске. Успехов первые концерты не принесли и прошли при пустых залах.

В декабре 1989 было получено приглашение на выступление в «Рождественских встречах» Аллы Пугачёвой, на которых Расторгуев для исполнения песни «Атас» надел военную гимнастёрку образца 1939 года.

Фигура в военной гимнастерке, галифе, сапоги. Таким вышел на эстраду и запомнился солист группы «Любэ» Николай Расторгуев. Многие тогда считали его отставным военным. На самом деле он даже не служил в армии, а военная форма стала атрибутом сценического образа. Идея принадлежит Алле Борисовне Пугачевой, она как-то сказала на «Рождественских вечерах»: «Что тогда носили после войны? Жеглов, Шарапов... гимнастерки, сапоги». Взяли напрокат в театре Советской Армии и образ остался на 10 лет.

«Для меня точка отсчета истории группы — это 1989-й, год становления и раскрутки коллектива, — рассказывал Николай Расторгуев. — Появилась песня „Батька Махно“, которая и по тематике, и по звуку резко отличалась от того, что звучало вокруг, и мгновенно стала популярной. Ну а резкий взлет — это „„Рождественские встречи-1990“, когда „выстрелили“ песни „Не рубите, мужики!“ и „Атас!“ Съемки состоялись в декабре 1989-ого. Сейчас даже трудно себе представить: 17 концертов подряд в спорткомплексе „Олимпийский“!»

«Мы начинали в перестроечное время. Естественно, тогда было больше драйва, возможно, даже и некоторая агрессия была. Это с одной стороны. С другой — мы с годами взрослели, да и революционность в стране шла на спад. В ранних песнях „Любэ“ звучал лозунг „Мы будем жить теперь по-новому“, а потом эта новая жизнь и в самом деле пришла, и призывы такого рода стали неактуальны. Хотя я бы не назвал новый стиль „Любэ“ чистой лирикой, — достаточно четко стали звучать гражданские, патриотические мотивы. В общем, движение шло от залихватско-люберецких песен к лирико-патриотической теме. Россия, которая есть в песнях „Любэ“ — это Россия не парадная. Это не власть, не армия, не Кремль, а семья, родители, дети. Родина в наших песнях — это что-то очень личное. И в большой степени — ностальгическое», — говорит композитор Игорь Матвиенко. В 1990 году вышел магнитоальбом с первыми записанными песнями под названием «Мы будем жить теперь по-новому», ставший прототипом первого альбома который позже войдет в официальную дискографию «Любэ».

« — Привет, друзья! Меня зовут Николай Расторгуев, я солист группы „Любэ“, сейчас вы услышите первый альбом нашей группы...» — этими словами Расторгуева начинается магнитоальбом в который вошли первые песни между которыми в качестве небольших вставок помещались звуковые дорожки (интро) с информацией о группе, авторах, студии записи. Игорь Матвиенко основывает продюсерский центр от имени которого теперь будет выпускаться вся продукция композитора, а «Любэ» стали первым коллективом данного центра.

Первый год творческой деятельности «Любэ» ознаменовался выходом музыкантов на эстраду, появлением на телевидении и распространением песен в киосках продаж звукозаписей. Коллектив стал узнаваем, выступал в транслируемых по всей стране передачах: «Что, Где, Когда», в программе «Рождественские встречи» Аллы Пугачевой, группа становится лауреатом ежегодного песенного всесоюзного конкурса «Песня Года», (в 1990 году «Любэ» закрывали финальную новогоднюю программу конкурса песней «Атас»).

В 1991 году была выпущена пластинка (LP) с дебютным альбомом «Атас», песни которого: «Батька Махно», «Станция Таганская», «Не губите, мужики», «Атас», «Люберцы» и др. были уже хорошо знакомы по телевидению, радио и концертам. Запись была осуществлена на студии «Звук» и студии Московского Дворца Молодежи. Из-за технических особенностей виниловый носитель не вместил весь альбом целиком, (вошли только 11 из 14 песен). Позже на прилавках магазинов появился компакт-диск и аудиокассета с полнообъёмным первым альбомом.

В оформлении альбома художник Владимир Волегов сделал стилизацию группы под военизированный отряд времён гражданской войны 1917—1920 гг. передвигающийся на тачанке с пулемётом по селу, тем самым проведя параллель с хитом группы «Батька Махно».

В марте 1991 г., в СК «Олимпийский» была проведена серия концертов с программой под названием «Вся власть — Любэ!», в которую вошли и уже популярные песни, такие, как «Атас», «Люберцы», «Батька Махно», так и новые песни, ранее не издававшиеся и не транслировавшиеся по радио и телевидению: «Не, валяй дурака, Америка», «Тулупчик заячий», «Помилуй, Господи, нас, грешных и спаси...» и др.

Съёмки первого клипа «Любе» проходили в г. Сочи. на песню «Не, валяй дурака, Америка». Технической особенностью создания клипа стало внедрение компьютерной графики с элементами анимации. Клип был «прорисован» на рисовальной коробке «Paintbox» (прообраз современных программ компьютерной графики). Режиссёром съемок стал Кирилл Круглянский (компания «Русская тройка видео»). Фоном для клипа послужил сгоревший сочинский ресторан.

Клип снимался довольно долго, приходилось каждый кадр разрисовывать вручную. Готовый продукт был показан зрителю в 1992 году. Позже известный музыкальный обозреватель Артемий Троицкий отправил видеоклип на международный фестиваль «Midem» в Каннах, даже без уведомления участников «Любэ». Так, в 1994 году клип на песню «Не валяй дурака, Америка» получил специальный приз «За юмор и качество визуального ряда» (из 12 членов жюри только двое проголосовали против). По словам обозревателя журнала «Billboard» Джеффа Левензона, на упомянутой ярмарке «MIDEM» клип стал темой острых дебатов, в том числе и юристов, на предмет: является ли клип образцом комического милитаризма, завуалированной пропагандой или искусной пародией.

За первые три года существования группа «Любэ» дала около 800 концертов, собрав за это время на своих выступлениях более трех миллионов человек.

«Любэ» традиционно поднимают историческую тематику страны разных эпох.

Группа существует столько же, и даже чуть больше, чем современная Россия. Можно сказать, что новая Россия все годы с момента своего рождения в распадающемся Советском Союзе прожила с группой «Любэ». И хотя в репертуаре ансамбля никогда не было песен на злобу дня, на темы выпусков теленовостей, — они удивительным образом приходились стране ко времени. Вряд ли можно сказать, что в песнях «Любэ» — история России. Точнее было бы говорить, что в этих песнях — сама Россия «от Волги до Енисея», которая при всех политических передрягах в чем-то главном оставалась сама собой. Так же узнаваема во всех своих лицах и в любые времена Москва — символ России, ее центр, ее столица — одна из главных «героинь» песен «Любэ». К Москве ведут воспетые «Любэ» дороги, врастая в ее «улочки-шкатулочки». И даже если речь идет о далеком провинциальном городе, на стене в комнате там обязательно обнаружится «нарисованная Москва», как в песне «Не смотри на часы». Москва — не глянцевый штамп или романтический символ, а «шпанские Таганские, милые Мещанские», Черёмушки, трамвай «Пятёрочка», Арбат и Ордынка, Воробьёвы горы и Белорусский, откуда можно позвонить Кате (правда, грузин ответит, что Кати нет, ну и ладно — мало ли в Москве Катерин?). А во дворе — свои ребята и песня о черном коте. Эти песни для каждого, вне зависимости от возраста и адреса, — свои. Поэтому и группа «Любэ» — своя везде: и в Кремле, и в малогабаритной «хрущевке», и в армейской казарме. Как берёзы, которые по всей России шумят.

Ещё в 1992 году «Любэ» приступают к записи новых песен отличающихся от песен предыдущих альбомов серьёзностью тематики, качеством звука, преимущественно роковым звучанием, песнями с элементами народных инструментов и развёрнутыми партиями хора. Запись песен для нового альбома продолжалась почти два года. Вся музыка и аранжировки написаны Игорем Матвиенко. Авторами текстов выступили: Александр Шаганов, Михаил Андреев и Владимир Баранов.

После премьеры фильма «Зона Любе» и выхода альбома в 1994 году стало ясно, что группа по-прежнему любима публикой, несмотря на достаточно экспериментальное звучание музыкального материала в несвойственной для «Любэ» манере. Компакт-диск «Зона Любэ» стал лучшим среди отечественных CD в номинации продюсерской работы и звука по итогам 1994 года в России, за победу среди более чем 60 (шестидесяти) российских фирм грамзаписи он удостоен приза «Бронзовый волчок». Творческий подход в оформлении альбома получил высокую оценку среди американских дизайнерских фирм, обложка и буклет выполнены в виде фотографий из фильма с текстами песен и информацией о записи альбома. С альбома «Зона Любэ», выпущенного в 1994 году в качестве саундтрека к одноименному фильму, начинается работа группы в кинематографе.

После записи песен планировались съёмки видеоклипов на некоторые из них. Было решено объединить их, связать смыслом, так приходит идея снять художественный фильм, музыкальными эпизодами которого становятся песни группы «Любэ». В качестве режиссёра фильма был приглашен Дмитрий Золотухин. Съёмки проводились в 1993 году при участии студии «Контакт», «Мосфильм» и «Центральной киностудии детских и юношеских фильмов им. Горького». На главную роль была приглашена актриса Марина Левтова, а также ряд известных актеров театра и кино. В основу сценария легли новые песни, каждая из которых законченная музыкальная новелла, в которой рассказывается небольшая история. Сюжет фильма достаточно прост: в зону заключения приезжает тележурналист Марина Левтова и берет интервью у заключенных, у охранников, у детей из детского дома. Люди рассказывают, вспоминают, и история каждого — это песня. В это же время группа «Любэ» дает в лагере концерт. Хотя дело происходит в колонии, криминальный момент в картине не доминирует — это, по мнению Игоря Матвиенко, скорее, зона человеческой жизни. «Зона Любэ» — это фильм, сделанный к песням, «каждая из которых объединена единым чувством покаяния, рано или поздно приходящего к каждому человеку». Одноименный альбом группы, по своей тематике, глубине и драматизму выходит за привычные рамки, существующие в российском шоу-бизнесе. Серьёзность намерений музыкантов и продюсера коллектива выразилась ещё и в том, что они задержали релиз готового альбома до выхода фильма почти на полтора года, рискнув снизить уровень своей популярности, исполняя старые песни.

Песни альбома отличаются своей разноплановой тематикой: с одной стороны группа продолжает свой стиль характерный для предыдущих альбомов («Шпарю», «Дорога»), с другой стороны нововведением стали песни в стиле рок-баллад («Луна», «Младшая сестренка»). Особенно отличной в репертуаре группы становится песня «Конь». Записанная без музыкального сопровождения с партиями хора эта песня, уже после выхода альбома, станет хитом группы, который многими считается народной песней.

7 мая 1995 года к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне была записана и впервые прозвучала в эфире песня «Комбат». Стихи песни автора Александра Шаганова пролежали в письменном столе два года, позже на них Игорем Матвиенко была написана музыка. Текст, музыка и исполнение представлены в военном стиле.

Песня стала популярным хитом группы и признана лучшей песней 1995 г.

В альбоме «Комбат», вышедшем в мае 1996 г., были собраны как новые композиции: «Улочки московские», «Самоволочка», «Главное — что есть ты у меня», которые сразу же стали популярными, так и уже знакомые нескольким поколениям песни, «Служили два товарища», «Спят курганы темные». Запись песен осуществлялась на студии «Любэ» и Н.Расторгуева» и на студии «Мосфильм». Впервые при записи альбома все основные партии исполнялись непосредственно музыкантами «Любэ». Большинство песен альбома записаны в сочетании народных инструментов и электрических гитар, с элементами рока, что стало отличительной чертой песен «Любэ». Использовались цитаты, партии народных и классических русских музыкальных произведений. Некоторые песни записывались в исполнении Николая Расторгуева с ансамблем народных инструментов. В альбоме присутствуют два дуэта: с Людмилой Зыкиной «Побеседуй со мной», (создать эту песню предложил Николай Степанов, руководителя ансамбля «Россия» с которым выступала Зыкина) и дуэт с Роланом Быковым — кавер-версия песни «Служили два товарища».

Постоянный профессиональный состав музыкантов послужил тому, что с этого времени концерты группы проходят с живым звуком. В поддержку альбома был проведен сольный концерт транслируемый по телевидению, а также было выступление на «Славянском базаре» в Витебске, на этом же фестивале Николай Расторгуев в дуэте с Людмилой Зыкиной исполнил песню «Побеседуй со мной». Концерты с живым исполнением, что являлось редкостью того времени, не остались незамеченными музыкальной критикой (в частности, журналистами передачи «Акулы Пера»). Содержание этого альбома оказалось созвучным с настроением российского общества, переживавшего войну на Кавказе. Песня «Комбат» уверенно заняла первые строчки российских хит-парадов, а сам альбом удостоился награды лучший альбом 1996 года.

Одновременно с альбомом «Комбат» Николай Расторгуев записывает сольный альбом с песнями британской группы «The Beatles». Это стало давней мечтой Расторгуева. Альбом под названием «Четыре ночи в Москве» вышел ограниченным тиражом в 1996 г. Характерной особенностью альбома является запись песен в стиле «близко к тексту» повторяя оригинальное издание «The Beatles». В записи альбома приняли участие музыканты группы «Любэ», а также струнный квартет для записи некоторых партий. Игорь Матвиенко выступил одним из музыкантов записи, а продюсером альбома стал сам Николай Расторгуев.

В альбоме, посвященном 10-ти летнему юбилею группы новшеством стало использование в записи песен духовых инструментов, для чего была собрана духовая группа (эта же группа использовалась в юбилейном концерте).

Из ярких событий 2001 года группы стоит отметить живой концерт «Любэ» на Красной площади, который состоялся в День Победы, 9 мая. Кроме того, 8 ноября 2001 года президент В. В. Путин подписал указ «О совете при президенте Российской Федерации по культуре и искусству», в котором назначил Николая Расторгуева одним из советников по культуре. В этом же году для документального фильма «Russian Army» телепродюсеры из Великобритании купили у группы права на отрывки из песен «Скоро дембель» и «Комбат». Фильм «Российская армия» через некоторое время после окончания съёмок вышел в эфир на 4-ом канале английского ТВ.

23 февраля 2002 года впервые в эфире прозвучала песня и был показан клип на песню «Давай за...» написанную Игорем Матвиенко (впервые для «Любэ» выступил одновременно в качестве автора музыки и текста). Она сразу же была воспринята публикой, заняла первые строчки хит-парадов и по итогам стала лучшей песней года. Одноименный альбом «Давай за...» вышел в марте 2002 года, и уже 18, 19, 20 марта коллектив выступал в Государственном центральном концертном зале «Россия» с новой программой. Альбом был записан в стиле ретро 1960—1970-х годов и делился на две части: первая «деревенская» — основные песни: «Березы», «Покосы», «Ты неси меня, река», вторая «городская» с типичными песнями стилистики тех лет: «Две подружки», «Поет гитара». Для приближения звучания к ретроспективе были использованы винтажные гитары, микрофоны, электроорган, а для сведения специально приобретен пульт «MCI» 1970-х годов. Частично запись производилась в старой тон-студии «Мосфильма» (характерная ориентация на прошлые киноленты). Получился поп-рок, которым широко пользовались советские ВИА. Для записи партий народных инстументов был приглашен ансамбль «Россия» п/у Н. Н. Степанова. В альбоме также присутствует романс «Это было, было» на стихи Н.Гумилева и песня «Бабушка» записанная с детским хором ВГТРК. Песни, стиль звучания, оформление обложки альбома — всё указывало на «уход в ретро».

В сентябре 2002 года Президент Российской Федерации Владимир Путин, находясь на отдыхе в городе Сочи, посетил концерт группы «Любэ» в концертном зале «Фестивальный». Президент лично поблагодарил за концерт Николая Расторгуева и пригласил группу «Любэ» к себе в гости в резиденции «Бочаров ручей».

На V церемонии вручения Премии российской индустрии звукозаписи «Рекордъ-2003» в ноябре 2003 года «Альбомом года» была признана пластинка «Давай за...», державшаяся на вершине чартов продаж почти весь 2002 год.

По данным исследовательского холдинга ROMIR Monitoring на январь 2006 года, 17 % опрошенных назвали «Любэ» лучшей поп-группой, второе и третье место заняли группы «Чай вдвоем» и «ВИА Гра». Как выяснилось, творчество группы «Любэ» нравится в основном мужчинам среднего возраста и людям с высоким уровнем дохода. Постепенно корректировалась и направленность музыкального творчества группы, затронувшего в середине 1990-х годов актуальную военную рок-тематику и дворовый шансон, во многом переработавшего традиции советской эстрады.

В 2007 году к 50-ти летию Николая Расторгуева был проведен концерт в Кремлёвском Дворце Съездов. Была выпущена аудиокнига Любэ «Полное собрание сочинений». Полноформатное издание с историей создания группы, интервью её участников, интересные факты биографии, фотографии и многое другое. В качестве приложения в книгу вошли 8-мь номерных альбомов группы, таким образом уместив в одном издании все официально изданные песни и всю информацию о «Любэ». Также был выпущен «живой» live-концерт на двух дисках «В России» записанный в 2005 году на сольных концертах в ГЦКЗ «Россия».

Надо отметить, что Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 1997 года, «За заслуги перед государством, большой вклад в укрепление дружбы между народами, многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства», Расторгуеву Николаю Вячеславовичу было присвоено звание Заслуженного Артиста Российской Федерации, а октябре 2002 года — звание Народного артиста Российской Федерации. Одним из первых было поздравление от Иосифа Кобзона, который написал в телеграмме: «Николай, народным ты стал давно. Спасибо Президенту и Правительству, что они признали тебя народным официально!».

В начале декабря 2009 года на сайте газеты «Комсомольская правда» было открыто голосование по самым популярным людям года. Читатели «КП» назвали «Любэ» группой года, отдав ей 28 % своих голосов.

«Селедочка с пряностями» — так определил стиль группы ее автор продюсер Игорь Матвиенко. «В наш век цинизма, фальши и лжи, когда человек говорит какие-то простые вещи и искренние, без понтов — это одна из формул успеха».

Что касается самого Расторгуева, то в его жизни не все было так уж безоблачно.

После осложнений, вызванных двусторонней пневмонией, медики поставили лидеру «Любэ» диагноз «почечная недостаточность». При дальнейшем обследовании выяснилось, что болезнь прогрессирует и единственное спасение — это пересадка почки.

От варианта пересадки органа от близких людей певец наотрез отказался и решил ждать заветный донорский орган в порядке общей очереди, как простой смертный.

Каждую неделю Расторгуев посещал 10-й корпус Центральной клинической больницы, где проходил жизненно важные процедуры гемодиализа. «Он у нас постоянный клиент, — рассказывал врач данного корпуса. — Приезжает он в первой половине дня, и начинается, как говорит Николай, его мытарство, от которого он устал. Процедура длится более 4 часов. Только толку мало: при его заболевании нельзя вести такой образ жизни — пить крепкие алкогольные напитки ему запрещено, но он нас не слушает и отмахивается, при этом говоря одно и то же: сколько ему на роду написано прожить, столько и проживет, не больше и не меньше».

И на гастроли «Любе» ездили только в те города, где Расторгуеву могли предоставить специальный аппарат для гемодиализа.

Впрочем, Николай считал, что жизненный план, который полагается каждому мужчине, он выполнил — посадил деревья, построил дом, вырастил сыновей, поэтому последние моменты в жизни хочет провести так, будто ничем не болеет. Он даже составил завещание, так как устал ежедневно бороться за жизнь.

Однако в январе 2010 года певцу наконец-то пересадили донорскую почку. «Операция прошла нормально, — рассказывала пресс-секретарь Николая Расторгуева Екатерина Быкова. — Надеемся, что все будет хорошо».

И вот — юбилейный концерт.

«Любэ» уже 25 лет заметно выделяется на фоне всех прочих представителей российской поп- или рок-сцены. Ни один критик, пожалуй, до сих пор не дал четкого определения музыкального стиля «Любэ», зато публика свой выбор сделала давно: группу всегда ждут полные залы по всей России, и уже несколько поколений живет вместе с этими песнями.

На протяжении всех этих лет и сейчас песни в исполнении «Любэ» неизменно занимают лидирующие строчки хит-парадов и становятся не просто шлягерами, а именно народными шлягерами, известными всем и каждому. «Любэ» — один из наиболее востребованных, любимых и признанных слушателями коллективов страны.
В юбилейном концерте прозвучат все лучшие песни «Любэ», которые поклонники давно знают наизусть: «Давай за», «Там, за туманами», «Главное, что ты есть у меня», «Ты неси меня, река», «Комбат», «Атас» и множество других композиций. Кроме того музыкальная программа таит в себе немало сюрпризов, характерных для праздничных концертов.

Марк Золотарь (для «Фамильных ценностей»).

20 февраля 2014 г.
Комментарии