Кинофестиваль в Анталии (Турция) «Золотой апельсин» отметил в октябре 48-ой день рождения
Дина Радбель
Все конкурсные фильмы посвящены женским вопросам и в том числе, заслугам, особенно таким, как вклад женщин в развитие кино, и заодно была поднята тема жизни русских женщин и Русского общества в Турции.
Турки тщательно подготовились к приему гостей: в парковой зоне около фестивального Центра были установлены скульптурные композиции, изображающие рабочие моменты из жизни операторов, ассистентов, артистов, режиссеров. По двум сторонам главной аллеи — щиты с фотографиями участников фестиваля и звездных гостей за все 48 лет; через каждые пять метров — была организована продажа открыток, программок, дисков, сувениров. Буквально, на каждом перекрестке города сверкали золотом огромные статуи Венеры с апельсином в руке (призовая статуэтка фестиваля), на домах висели красочные плакаты, воздушные шары, флаги, указатели и т. д.
Международное и национальное жюри «Золотого апельсина» состояло исключительно из женщин, что впервые в истории фестиваля. Это и режиссеры, и музыканты, и писатели, и продюсеры (Мюжде Ап, Хандан Ипекчи, Вахида Гордум, Бергюзар Корел, Серпиль Кирель, Айше Кулин, Яшар Сейма, Анния Жильмуйден Пертан, Шейвал Сам, Огтай Бехлил) и др.
Женская экспансия на этот раз была вполне уместна. Тема фестиваля: «И мира коснулась женщина». Все конкурсные фильмы посвящены женским вопросам и в том числе, заслугам, особенно таким, как вклад женщин в развитие кино, и заодно была поднята тема жизни русских женщин и Русского общества в Турции. Но в тоже время «пожизненную почетную награду» получила не женщина, а наш соотечественник - азербайджанский режиссер, сценарист Рустам Ибрагимбеков. В середине 80-х годов его я картина «Храни меня, мой талисман» получила на фестивале в Анталии главный приз. Для него это была очень большая и важная награда. Спустя 31 год Ибрагимбекова пригласили в Анталию за почетной наградой и с просьбой показать несколько своих фильмов. В их число вошла лента «Прощай, южный город», снятая совместно с русскими коллегами в 2005 году и посвященная родине Ибрагимбекова – Баку
Кроме женских картин, фестиваль показал фильмы, снятые в Турции в 1979 и 1980 годах, когда «Золотой апельсин» не проводился из-за цензуры и военного переворота. Получая приз за один из таких фильмов, турецкий режиссер Руткай Азиз подчеркнул, что «справедливость восторжествовала, и решение организаторов нынешнего фестиваля должно стать примером для всего мира». Всего на фестивале было показано 50 полнометражных фильмов, 222 короткометражных фильмов и 110 документальных фильмов.
Справка:
Кинофестиваль «Золотой апельсин», организованный мэрией Антальи при поддержке местного Фонда культуры и искусства, является крупнейшим в Турции и одним из старейших кинофестивалей в Европе и Азии. В середине 1950-х годов в историческом театре Аспендос стали проводиться концерты и театральные представления, которые заложили основу кинофестиваля «Золотой апельсин».
Представления вызвали большой интерес публики, со временем они приобрели традиционный характер, и до начала 1960-х годов это праздничное мероприятие проводилось в Анталии регулярно.
Мероприятие позже переросло в Кинофестиваль «Золотой апельсин», когда в 1963-м году ныне покойный доктор Авни Толунай, который был муниципальным врачом, стал главой мэрии и взял кинофестиваль под свою опеку. Сначала доктор Толунай занялся поиском символа для кинофестиваля, и, в конечном итоге, объединяет в одно целое апельсин, солнце, море — символы Анталии, а также исторические объекты и статую Венеры.
Интерес к первому фестивалю, который был организован в трудных условиях в 1964-м году, был очень велик. Миссией кинофестиваля стала моральная и материальная поддержка турецкого кинематографа, и поощрение турецких производителей фильмов. Между 1964 и 1973 годами фестиваль продолжает свою деятельность. В 1973-м году мэром становится Селахаттин Тонгуч, который также поддерживает фестиваль. В 1978-м году фестиваль стал международным фестивалем.
До 1985-го года фестиваль проходил под руководством мэрии Анталии, и в том же году организация фестиваля перешла к Фонду культуры, искусства и туризма Анталии, основанному при участии мэра Анталии Йенера Улусоя. С 1995-го года организацией фестиваля занимается Фонд культуры и искусства «Золотой апельсин», основанный мэрией Анталии, а с сентября 2002 года – фонд АКСАВ(Фонд культуры и искусства Анталии).
Международный кинофестиваль «Золотой апельсин» в Анталии, благодаря своему успеху и колоссальному опыту в 2005-м году был перенесен на международную платформу и превратился в престижное событие в секторе мирового кинематографа.
В рамках кинофестиваля «Золотой апельсин» в Анталии также проводятся Национальные и Международные конкурсы, Конкурс отечественных документальных фильмов и конкурс отечественных короткометражных фильмов.
«Золотой апельсин — 2011»
Призеры:
Лучший фильм: Хорошие дни, чтобы прибыть (турецкий : Гузель Гюнлер Göreceğiz.) режиссер Хасана Толга Пулат
Лучший первый фильм: Zenne Dancer (турецкий : Zenne) режиссер М. Джанер Альпер и Мехмет Binay
Лучший режиссер: Сигдем Vitrinel для Что остается (турецкий : Geriye Kalan)
Лучший сценарий: Эмре Kavuk для Хорошего дней вперед (турецкий : Гузель Гюнлер Göreceğiz)
Лучший Оператор: Кенан Коркмаз для Luxury Hotel (турецкий : LUKS Otel) и Норайр Каспер для Zenne Dancer (турецкий : Zenne)
Лучшая музыка: Фрэнк Шрайбер и Хемин Дерья для Прогулка (турецкий : Yürüyüş)
Лучшая женская роль: Devin Озгур Cinar за то, что остается (турецкий : Geriye Kalan)
Лучший актер: Эрдал Besikcioglu для Behzat Ç. Я Похоронен Вы в моем сердце (турецкий : Behzat С. Seni Kalbime Gömdüm)
Лучшая актриса второго плана: Tilbe Саран для Zenne Dancer (турецкий : Zenne) и Несрин Cavadzade для Хорошего дней вперед (турецкий : Гузель Гюнлер Göreceğiz)
Лучший актер второго плана: Эркан Авджи для Zenne Dancer (турецкий : Zenne)
Лучший редактор: Хасан Kalendar для Хорошего дней вперед (турецкий : Гузель Гюнлер Göreceğiz)
Лучший арт-директор: Giyasettin Sehir для Walk (турецкий : Yürüyüş)
Фоторепортаж «Фестиваль уехал...»