Новый музыкальный фестиваль «Ведьмы?»
«Ведьмы?», «Ведьмы?», «Ведьмы?» — в барокко, в музыке, в Иерусалиме (и не только) с 5 по 31 июля
Иерусалимский Оркестр Барокко представляет оперу «Каллисто» на фестивале «Ведьмы?»
Новый музыкальный фестиваль «Ведьмы?» — это израильская премьера оперы «Каллисто» Франческо Кавалли, забытые композиторы эпохи барокко, женщины-композиторы 17 века, лекции, концерты, мадригалы и многое другое. А почему «Ведьмы?» — это не просто так, и объяснение тому находится в программе фестиваля.
«Ведьмы?» — новый фестиваль Иерусалимского Оркестра Барокко — пройдет с 5 по 31 июля 2021 в Тель-Авиве, Хайфе и Иерусалиме. Фестиваль посвящен творчеству женщин-композиторов 17-го века и также предоставляет сцену сочинениям композиторов эпохи барокко, имена большинства из которых были забыты. Из забвения выходят и имена женщин, живших и творивших в ту эпоху.
В центре программы — израильская премьера яркой зрелищной оперы «Каллисто» Франческо Кавалли (1651) в исполнении Иерусалимского Оркестра Барокко и солистов Израильской Оперы под управлением дирижера Давида Шемера. Постановка — Ширит Ли Вайс.
В основу либретто положен мифологический сюжет, позаимствованный либреттистом из «Метаморфоз» Овидия: история нимфы Каллисто, соблазненной Юпитером. Опера была впервые поставлена в ноябре 1651 году в венецианском театре Сан-Аполлинаре и выдержала всего одиннадцать представлений, не вызвав особого интереса у публики. В настоящее время «Каллисто» считается одной из лучших венецианских опер 17-го века. Новую жизнь «Каллисто» получила в 1970-м году, когда британский дирижер Рэймонд Леппард показал ее в Глайндборне. В последующие десятилетия интерес к ней возрос и в конце первой декады 21 века «Каллисто» вошла в репертуар оперных театров многих стран. «Каллисто» — опера Франческо Кавалли с прологом в трёх действиях. Автор либретто на итальянском языке — Джованни Фаустини. Это была тринадцатая по счету опера Кавалли и девятая, созданная им в сотрудничестве с Фаустини.
Опера «Каллисто» в рамках фестиваля «Ведьмы?» будет показана в Иерусалиме, Тель-Авиве и Хайфе.
Имена тех композиторов эпохи барокко, что на слуху у всех, хорошо известны: Бах, Вивальди, Гендель, Монтеверди, Корелли... Однако имена женщин-композиторов, которым пришлось столкнуться с патриархальной средой, которая осложняла и даже пыталась воспрепятствовать творческой деятельности женщин, ушли в забвение. Женское творчество вызывало в мужском обществе чувство страха, угрозу тотальному мужскому владычеству. Во всех сферах, от музыки до науки и медицины, сильных женщин объявляли «ведьмами», преследовали, а порой отправляли на костер. Этот исторический фон и стал поводом дать фестивалю названию «Ведьмы?». Гости фестиваля познакомятся с творчеством певицы и композитора Барбары Строцци (1619-1677, Венеция), певицы, композитора и органистки монахини Лукреции Орсины Виццаны (1590-1662) и музыканта и композитора Леоноры Дуарте, выросшей в Антверпене (1610-1678) в богатой семье «ануси́м» (португальских евреев, насильственно обращенных в христианство)
На фестивале будут представлены не только женщины-композиторы, но и то, как композиторы эпохи барокко представляли мифологические и исторические женские образы в своих произведениях: Каллисто, Диану и Юнону, царицу Клеопатру и других.
Мероприятия фестиваля пройдут в нескольких залах Иерусалима. Наряду с концертами состоятся лекции о женщинах в искусстве 16-17 веков и вечер поэзии в сотрудничестве с литературной организацией «Маком ле-шира»
Фестиваль проводится по инициативе и под эгидой Иерусалимского Оркестра Барокко и его художественного руководителя профессора Давида Шемера.
При участии сопрано Даниэлы Скорка, музыкантов ансамбля «Феникс», певцов ансамбля барочной музыки Die Kölner Akademie (Германия) под управлением Майкла Вилленса, певцов студии «Мейтар» при Израильской Опере, певцов Иерусалимского Оперного Семинара и многих других.
Расписание фестиваля «Ведьмы?»:
Опера «Каллисто» Франческо Кавалли (1651)
«Каллисто» — одна из первых опер, в которой на первый план выдвинута чувственная стилистика, эротизм, пикантные любовные отношения. В центре либретто — нимфа Каллисто и история любви к ней Юпитера, месть его жены Юноны и другие мифологические сюжеты. «Каллисто» — не простая опера: в ней, помимо фарса и сатиры, присутствуют и высокий пафос, и проникновенная лирика, и скрытый смысл. Идея оперы в том, что, несмотря на почти гипнотическую власть чувственности над людьми, пол (sexus) — лишь часть бренной земной маски. Действие оперы переносит зрителей в пасторальную Аркадию. Соблазнение нимфы Каллисто, раздумья Юпитера и Меркурия, ревность Юноны, идиллия Эндимиона и Дианы, и, как результат всего происходящего, появление созвездия Большой медведицы
Иерусалимский Оркестр Барокко
Студия «Мейтар» — Израильская опера:
Каллисто — Том Коэн
Диана — Тамара Навот
Юнона — Сиван Керен
Эндимион — Рона Шрира
Юпитер — Ноам Либенштейн
Пан — Стас Давыдов
Меркурий — Ярден Киперман
Линфея — Ксения Глонти
Сатирино — Карина Радзион
Сильвано — Лидор Месика
Дирижер — Давид Шемер Постановка — Ширит Ли Вайс 5 июля в 20:00 — YMCA, Иерусалим 6 июля в 20:00 — Зал «Цукер», Гейхал ха-Тарбут, Тель-Авив 13 июля в 20:00 — Зал «Раппопорт», Хайфа
Билеты: от 80 до 140 шекелей (специальные цены для студентов, молодежи, пенсионеров).
Песнь куртизанки Из произведений Барбары Строцци
Барбара Строцци, одна из самых известных композиторов эпохи барокко, жила в Венеции и, по многим признакам, была куртизанкой, своего рода интеллектуалкой — девушкой по вызову. Барбара Строцци сочинила множество вокальных произведений и опубликовала их в восьми сборниках. Будут исполнены песни для сопрано из произведений Строцци, а также произведения ее современников.
Исполнители:
Даниэла Скорка — сопрано
Элиав Лави — теорбо Давид Шемер — клавесин 9 июля в 12:15 — «Бейт руах хадаша»,ул. Яффо, 161, Иерусалим Билеты 80 шекелей (специальные цены для студентов, молодежи, пенсионеров)
Лекция: Аллегория женской красоты
Лектор: Таль Брит В культуре Возрождения красота женщины олицетворяет разные вещи. В церквях образ Luxuria и ее красота олицтворяли похоть, один из тягчайших смертных грехов.
При немецком дворе этот образ называли «фрау Вельт» и считали источником рыцарских манер. Лекция посвящена многочисленным представлениям и различным символам женской красоты в искусстве и культуре. В лекцию включены отрывки из музыкальных произведений. 14 июля в 20:00 — «Бейт руах хадаша», ул. Яффо, 161, Иерусалим Билеты 40 шек.
Леонора Дуарте, дворец и синагога
От домашних концертов во дворце Дуарте, посещаемых аристократией Антверпена, до песен, исполняемых в португальской синагоге в Амстердаме (известной как «Ха-Маком (Место). Концерт позволяет заглянуть в музыкальный мир „ануси́м“ и евреев, живших в Нидерландах в 17-м веке.
Прозвучит музыка Леоноры Дуарте (1610–1678) и ее окружения, в который входили Константейн Хёйгенс, Николас Ланье, Джон Булл. Также будут исполнены произведения ее современников — Куперарио и Фрескобальди, и редкие произведения, обнаруженные в архивах португальской синагоги в Амстердаме (датированные примерно 1675 годом) — музыка, записанная по памяти последним дирижером хора «Ха-Маком» Давидом Рикардо в 1942 году. В программу также входит пасхальные песнопения «Песах сфаради», которые Дуарте «спрятала» внутри одной из симфоний.
Исполняют солисты Иерусалимского Оркестра Барокко и ансамбля «Феникс». Дирижер — Мирна Герцог. 20 июля в 18:00 и 20:00 — «Бейт руах хадаша»,ул. Яффо, 161, Иерусалим Билеты — 80 шекелей (специальные цены для студентов, молодежи, пенсионеров)
Тромбон, Ведьма и Волшебная ярмарка — мероприятия на открытом воздухе
Мероприятия во дворе «Бейт руах хадаша» включают в себя концерт квинтета медных духовых инструментов, посвященных композитору Лукреции Орсине Виццана, духовым инструментам и женщинам-музыкантам; небольшую ярмарку работ художников «Бейт руах хадаша», лекцию об охоте на ведьм в 17 веке и другое. Духовой квинтет Pretty Pleeze Brass Quinte под руководством Даниэль Тагар
Лектор — Одед Фейерштейн
Артисты и художники «Бейт руах хадаша» 21 июля в 18:00 — «Бейт руах хадаша», ул. Яффо, 161, Иерусалим Вход на мероприятия под открытым небом бесплатный, вход на лекцию стоит 20 шекелей.
«Клеопатра» Отрывки из оперы Генделя «Юлий Цезарь» и арии Клеопатры.
Солисты Иерусалимского Оркестра Барокко и Студии Иерусалимской оперы (под руководством Сони Мазар)
Беседа Одеда Фейерштейна «Кем была Клеопатра?» 24 июля в 20:00 — Культурный центр «Арт Кореш», ул. Кореш, 3, Иерусалим
Билеты — 80 шекелей (специальные цены для студентов, молодежи, пенсионеров)
Поэтический вечер «ведьм»
Дань четырем праматерям еврейской поэзии: Хедве Харехави, Рахель Халфи, Сабине Мессег и Аги Мишоль.
Под руководством Гилада Меири в сотрудничестве с «Маком ле-шира» 28 июля в 20:00 — «Бейт руах хадаша», ул. Яффо, 161, Иерусалим Билеты — 40 шекелей.
Музыка «ведьм»
Солисты Иерусалимского Оркестра Барокко и ансамбля барочной музыки Die Kölner Akademie (Германия) под управлением Майкла Вилленса в концерте, посвященном изображению женщины-ведьмы в опере барокко, как например, в знаменитой «ведьминской сцене» из «Дидоны и Энея» Пёрселла, а также арии из оперы Генделя «Альцина». Также прозвучат мадригалы раннего барокко Генриха Шютца, Себастьяна Кнупфер и Мельхиора Франка. Дирижер — Майкл Вилленс, 31 июля в 20:00 — YMCA, Иерусалим
Билеты: от 80 до 120 шек (специальные цены для студентов, молодежи, пенсионеров).
Дополнительная инфомация — на сайте Иерусалимского Оркестра Барокко www.jbo.co.il 02-6715888
https://www.facebook.com/JerBaroqueOrchestra
Фестиваль «Ведьмы?» проводится при поддержке Отдела культуры Иерусалимского муниципалитета, «Мифаль ха-пайс» и частных спонсоров.
Фотографии предоставлены Иерусалимским Оркестром Барокко