МЫ ВНЕ ПОЛИТИКИ!

Альманах «Фамильные ценности» — абсолютно оригинальное и уникальное российское интернет-издание, не имеющее аналогов: все темы, поднятые в альманахе, рассматриваются через призму фамильных ценностей.

«Фамильные ценности» информируют о ярких, интересных, достойных внимания феноменах культуры и искусства, которые могут претендовать на место в истории.

«Фамильные ценности» обновляются ежедневно.

radbell@yandex.ru

Представители Вагановки требуют пересмотреть назначение Цискаридзе.

Представители Вагановки требуют пересмотреть назначение Цискаридзе.

Профессорско-преподавательский состав Академии русского балета им. Вагановой, а также артисты балета Мариинского театра написали открытое письмо. Они потребовали от Министерства культуры немедленно пересмотреть решение о назначении Николая Цискаридзе ректором академии, а Ульяны Лопаткиной — худруком.

Напомним, о назначении Цискаридзе и Лопаткиной Ивлиев объявил 28 октября.

По словам Мединского, у артиста богатейший педагогический опыт и юридическое образование. А Ульяна Лопаткина будет продолжать выступления в Мариинском театре, при этом параллельно входя в курс дела в Вагановской академии, как художественный руководитель. На какой срок будут подписаны контракты с Цискаридзе и Лопаткиной, не сообщалось. Министр культуры Владимир Мединский лично представил нового ректора коллективу. По такому случаю оба прибыли из Москвы. «Я четыре месяца был без работы», — сказал танцовщик. «Очень надеюсь, что у меня все получится».

А Владимир Мединский прибавил: «Николай согласился на эту должность лишь при условии, что мы не станем объединять „Вагановку“ с Мариинским театром. Вот мы и не станем!»

Напомним, слить несколько коллективов в один предложил Валерий Гергиев, который в последнее время подвергал Академию резкой критике. Объединить на базе Мариинского театра он хотел Вагановское училище, консерваторию и Зубовский институт. Только среди сливаемых это вызвало серьезное негодование. Вот в Минкульте и нашли выход: мы вам Цискаридзе, а вы не поднимаете бучу.

Открытое письмо подписали почти сто человек. По их словам, решение министра и его заместителя о кардинальной смене руководства «Вагановки» вызывает крайне негативную оценку как сотрудников учебного заведения, так и коллектива балета «Мариинки».

Авторы текста заподозрили министерство и его руководство в «непонимании фундаментальных принципов функционирования балетной школы, попрании основополагающих понятий, которые веками служили профессионализму петербургской балетной школы, сохранению и развитию русского балета в целом». По мнению подписавшихся, неожиданный уход на заслуженный отдых ректора Веры Дорофеевой и худрука Академии Алтынай Асылмуратовой «наносит непоправимый урон всему административно-творческому потенциалу заведения, прерывает преемственность традиций школы и представляется недопустимым, если не сказать преступным решением». В письме отмечено, что работа организации практически парализована и уже нанесен огромный ущерб не только престижу самой Академии, но и всей российской культуре.

В творческих кругах назначение Николая Цискаридзе на пост ректора Вагановки оценивают неоднозначно. Например, прима-балерина Мариинского театра Диана Вишнёва заявила, что возмущена бесцеремонностью, с которой сменили руководство Академии русского балета им. Вагановой, выпускницей которого она является. «Больно осознавать, что смена руководства нашей легендарной школы могла стать разменной монетой в чьих-то играх, не имеющих к Академии никакого отношения. Думаю, что такие же чувства испытывают все, кто поддерживает традиции „Вагановки“, работая в школе или представляя ее на сцене ведущих театров, кто хранит привитую в школе любовь к балетному искусству в своем сердце Очень хочется верить, что это не конец великой школы», — сказала Вишнёва, комментируя эту тему. «Весомых причин для замены руководства не было, как не было и обсуждения практически ни с кем из балетной среды Петербурга. В любом случае, ректором Вагановской академии должен быть человек, который имеет необходимое для этого образование. Также нельзя забывать, что школа — это, прежде всего, дети, и ее руководитель должен быть морально безупречен».

В то же время худрук МДТ — Театра Европы Лев Додин сказал, что считает благоразумным назначение Николая Цискаридзе и Ульяны Лопаткиной во главе Академии русского балета им. Вагановой, так как этот тандем не только сохранит традиции училища, но и даст толчок его развитию. «Такая малая популяция как Вагановское училище, со своими мощными традициями, очень важна для российской культуры. Поэтому я очень рад, что вопрос решается и решается чрезвычайно благоразумно. И я думаю, что такие авторитеты русского балета как Николай Цискаридзе и Ульяна Лопаткина, которая, к тому же, как мне кажется, чрезвычайно чтит традиции, умеет их соединять и сама образец педагогической дисциплины к самой себе. Мне кажется, это хорошая идея. Благодаря этому тандему традиции будут сохранены, а академия будет развиваться», — сказал Додин. А Генеральный директор Михайловского театра Владимир Кехман сказал, что Николай Цискаридзе на самом деле хороший руководитель. И назначили его потому, что он не только замечательный танцовщик, но и сильная личность. При нем никто не будет посягать на Вагановское училище, как на свой филиал. По мнению Кехмана, недовольные нынче балетные преподаватели в ближайшем будущем непременно оценят таланты Цискаридзе как ректора.

Кстати, прежний ректор академии Вера Дорофеева тоже не осталась без работы. Ее уже позвали в Михайловский театр. «Вера Дорофеева будет моим замом», — сообщил Генеральный директор Михайловского театра.

Старейшее учебное заведение Российской Федерации было основано в 1738 году по указу императрицы Анны Иоанновны выходцем из Франции, танцмейстером Петербургского Сухопутного Шляхетного корпуса Жаном Батистом Ланде. Он же стал первым педагогом «Ея Императорского Величества танцевальной Школы», куда были приняты 12 девочек и мальчиков из семей дворцовых служащих.

Известно, что существуют незыблемые традиции петербургской Вагановской школы, отметившей в этом году свое 275-летие, резко отличающиеся своими твердыми академическими канонами танца от московской школы (Академия хореографии, которую окончил Николай Цискаридзе), с ее установкой на индивидуальность, выразительность жеста и т.д. И, если танцовщиков, выученных в Вагановке, охотно приглашали на московскую сцену, то обратного движения на практике почти не происходило. И это беспрецедентный случай, когда московский артист будет возглавлять старейшую русскую балетную школу.

Николай Цискаридзе: «Переговоры длились со мной несколько месяцев. Но когда, все-таки, мной было дано согласие, мне было обещано, что независимость академии будет сохранена, и объединения (в Национальный центр искусств.) не будет. Здесь учились все мои педагоги и, так или иначе, с этим местом связана вся моя судьба. Это тяжелый труд (пост ректора академии.), и надо желать удачи. Вера Алексеевна (Дорофеева, экс-ректор академии.) спросила, справлюсь ли я. Надеюсь, что да. Несомненно, у меня возникнут вопросы, и я надеюсь, что она мне поможет и окажет содействие».

Тем временем, на сайте OnlinePetition.ru продолжается сбор подписей под петицией с призывом позволить ученому совету Академии предложить Минкультуры свои кандидатуры на пост ректора и худрука. На момент написания заметки под документом поставили свои подписи около 400 человек.

Марк Золотарь (по материалам ria.ru, balabolka.net, news.ru, rg.ru, kp.ru).

05 ноября 2013 г.
Комментарии