Скандалы с участием принца Чарльза
14 ноября наследнику британского престола принцу Чарльзу исполнилось 65 лет. В день юбилея сына королевы вспоминаем самые громкие скандалы с его участием.
В 2005 году журналистам газеты «Mail on Sunday» удалось получить доступ к личному дневнику принца Чарльза. Так появился сенсационный материал, в котором были отрывки записей наследника престола о видных политических деятелях Великобритании и Китая. Принц довольно откровенно высказывался об их действиях. После публикации Чарльз обвинил газету во вмешательстве в личную жизнь и нарушении его авторского права. Во время судебного заседания по этому факту адвокат принца настаивал на том, что его клиент не планировал публиковать что-либо из своего дневника и что это личный документ, в котором каждый вправе высказывать свое мнение.
В разгар скандала по вопросу утечки информации высказался и политический консультант принца Марк Болланд. Он обратил внимание на то, что Чарльз никогда не был приверженцем какой-либо партии и считает себя диссидентом.
В ответ на обвинения в нарушении авторского права представители газеты настаивали на том, что британцы имеют право знать политические взгляды наследника престола, ведь принц Чарльз зарекомендовал себя ярым лоббистом по многим вопросам, которые решаются в верхах.
В декабре 1989 года австралийский журнал «New Idea» опубликовал расшифровку телефонного разговора принца Чарльза с Камиллой Паркер-Боулз. Несмотря на то, что оба на тот момент находились в браке с другими людьми, в беседе речь шла о близких между ними отношениях. Наследник престола признавался, что безумно любит Камиллу, и та отвечала ему в подобном тоне. Публикация шестиминутного телефонного разговора произвела эффект разорвавшейся бомбы. Его тут же растиражировали многочисленные издания, которые в подробностях обсуждали открывшуюся связь женатого принца с замужней женщиной.
На этом фоне довольно забавно выглядел комментарий супруга Камиллы Паркер-Боулз, отвечавшего на вопросы журналистов, что его жена и принц Чарльз всего лишь давние друзья. Но британцы думали иначе. Адюльтер принца заметно сказался на его рейтинге популярности. Одно из изданий провело телефонный опрос, по результатам которого 53 процента респондентов высказались против того, чтобы Чарльз занял престол.
Скандал вокруг отношений Чарльза с Камиллой получил название «Камиллагейт».
В последующий период и Чарльз, и Диана, которая, по мнению королевского двора, отвечала всем необходимым требованиям, предъявляемым к будущей принцессе и на которой Чарльз женился 29 июля 1981 года, в телевизионных интервью признались в нарушении супружеской верности, однако принцесса возлагала всю ответственность за неудачу их брака на Чарльза. Так, в ноябре 1995 года Диана в интервью телепрограмме «Panorama» рассказала о связи принца с любовницей (имя Паркер-Боулз не прозвучало, но, по общему мнению, речь шла именно о ней): «В этом браке нас было трое, а это слишком много».
После публикации откровений Дианы и Чарльза Елизавета II сочла ситуацию вокруг брака своего наследника критической и опасной для британской монархии. В декабре 1995 года королева потребовала от Чарльза и Дианы расторгнуть брак. Официальный развод Чарльза и Дианы состоялся 28 августа 1996 года.
Напомним, что 31 августа 1997 года Диана погибла в автокатастрофе в Париже. Для репутации Чарльза смерть его бывшей супруги стала сильнейшим ударом. Как и прежде, в нем видели виновника их развода, теперь на него возлагали вину за то, что сама гибель принцессы в подобных условиях оказалась возможной. В обществе поднимался вопрос о том, достоин ли Чарльз наследовать британский престол. Некоторые его противники полагали, что наследником в обход отца должен был стать старший сын Дианы — принц Уильям.
В 2002 году репутация принца вновь оказалась под угрозой — в результате скандала вокруг Пола Баррелла, дворецкого покойной принцессы Дианы. В августе 2001 года Барреллу было предъявлено обвинение в краже более трехсот предметов, принадлежавших принцессе. Судебное разбирательство длилось вплоть до 1 ноября 2002 года, когда ему неожиданным образом был положен конец. Суду было передано официальное заявление Елизаветы II, согласно которому королева вспомнила, что Баррелл прежде сообщал ей о своем намерении взять на хранение часть собственности покойной Дианы. По мнению критиков, такой шаг королевы объяснялся тем, что продолжение процесса над Барреллом могло предать огласке крайне неприятные для королевской семьи факты. Однако даже завершение судебного разбирательства не смогло в полной мере исправить ситуацию. В прессе публиковались признания самого Баррелла, а также различные предположения и домыслы, касавшиеся отношений Дианы и Чарльза, а также нравов королевского семейства в целом. Наибольшую известность приобрела история бывшего камердинера принца Чарльза Джорджа Смита. Тот утверждал, что был изнасилован одним из высокопоставленных служащих двора принца Уэльского. Кроме того, Смит сообщал, что однажды застал этого служащего в постели с неким мужчиной, членом королевской семьи.
Как выяснилось позднее, служащим двора, о котором шла речь в выдвинутых Смитом обвинениях, был Майкл Фосет, один из наиболее доверенных служащих принца Уэльского. Некогда он был на хорошем счету у принцессы Дианы, но после ее расставания с мужем твердо занял сторону Чарльза. Впоследствии ему также удалось наладить хорошие отношения с Камиллой Паркер-Боулз. Общественное внимание было привлечено к Фосету в результате внутреннего расследования деятельности двора принца Чарльза, которое было проведено после неожиданного закрытия дела Баррелла. Руководил этим расследованием сэр Майкл Пит, личный секретарь принца Чарльза. Когда Пит в марте 2003 года опубликовал заключительный доклад, принц Чарльз вынужден был признать, что ему «неловко» читать этот документ. В ходе расследования, проведенного Питом, Фосет подозревался в торговле подарками, которые получал принц Уэльский.
Скандальные истории 2002-2003 годов причинили значительный ущерб репутации принца.
А весной нынешнего года в королевском семействе наметился серьезный разлад. Инициатором конфликта стала вторая супруга принца Чарльза Камилла Паркер-Боулз. Своими высказываниями в адрес королевы Великобритании Елизаветы II она спровоцировала скандал, в результате которого монаршая особа была госпитализирована.
Чарльз повел себя неподобающим образом. Вместо того, чтобы убедить супругу извиниться, он предпочел уехать из страны и отправился в Швейцарию. Лица, приближенные ко двору, объяснили, что причиной конфликта стала алкогольная зависимость Паркер-Боулз и ее стремление сместить действующую королеву с престола. После этого скандала многие издания поспешили заметить, что принц Чарльз предпочитает не вмешиваться в семейные конфликты и пережидает бурю на безопасном расстоянии.
В последнее время в Британии набирает обороты скандал с участием принца Чарльза и катарского эмира.
Ни для кого не секрет, что принц Уэльский, мягко говоря, не любит современную архитектуру, особенно модернистскую. Многие помнят, как еще 25 лет назад он открыто критиковал планы расширения Национальной галереи, назвав пристройку «черепушкой».
И уж тем более он не мог промолчать, когда на соседней от его резиденции улице в Челси катарская «Qatari Diar» приобрела участок земли и отдала его под строительство современного жилого комплекса монакскому девелоперу «Candy Brothers».
«Модернистский эксперимент» архитектора лорда Роджерса принц назвал ничем иным как «механической, генетически модифицированной архитектурой», «намеренно противоречащей человеческой духовности и природе».
Проект и выделенные на него деньги были отозваны катарской стороной якобы по финансовым причинам.
«Candy Brothers» говорят, что с самого начала подозревали причастность к вмешательству в судьбу проекта британского принца. Однако доказательства появились совсем недавно.
На днях адвокат компании лорд Грабинер заявил в Высоком суде Лондона, что сотрудники компании «Qatari Diar» удалили из своих электронных ящиков все следы переписки по проекту, в которых упоминаются принц или его личный помощник Майкл Пит.
«Он (принц) попытался убедить шейха Хамада бин Ясима пересмотреть план строительства и приложил к письму проект другого архитектора, работающего в классическом стиле», — сказал представитель «Candy Brothers».
В «Qatari Diar», главой которой является двоюродный брат эмира страны и по совместительству премьер-министр шейх Хамад бин Ясим, все эти обвинения отрицают. В компании говорят, что если договоренность между монархами и имела место, то в инвестиционной компании об этом не знали и отозвали проект по совершенно иным причинам.
По мнению многих наблюдателей, попытки принца Уэльского заявить о себе как о политике зачастую были неумелыми и непоследовательными. Некоторые исследователи связывали их со стремлением Чарльза компенсировать таким образом свои семейные неудачи. В то же время другие исследователи полагали, что на пути к престолу принц должен по возможности устраниться от политической деятельности, и именно в отходе от публичности, которую приобрел наследник престола, видели ключ к восстановлению его популярности среди британцев.
Королева Елизавета II, мать Чарльза, постепенно передает ему часть королевских обязанностей, в частности проведение торжественных церемоний присвоения титулов и званий. В то же время, она не высказывала намерения отречься от короны в пользу сына, и восшествие Чарльза на престол видится в весьма отдаленной перспективе. Хотя Чарльз никогда открыто не высказывал желания сменить мать на престоле Соединенного Королевства, он охотно ведет речь о своих будущих шагах в качестве британского монарха.
Кроме того, как и другие члены британской королевской семьи, значительную часть времени принц Чарльз посвящает благотворительности. В результате возникла группа из 18 некоммерческих организаций под названием «The Prince's Charities». Принц Чарльз является ее президентом и лично основал 16 из этих 18 организаций. «The Prince's Charities» работает по большому числу направлений, включая развитие бизнеса, образования, здравоохранения, охрану окружающей среды и другие. В целом же принц Чарльз является покровителем или президентом примерно 360 организаций.
Таким образом, в частности, он пытается облагородить себя в глазах британцев, что важно для будущего монарха.
Марк Золотарь (по материалам spletnik.ru, lenta.ru, 7days.ru).