Скончался актер Питер О'Тул.
В Субботу на 82-м году жизни скончался легендарный британский актер ирландского происхождения Питер О'Тул. Он умер в госпитале Веллингтон в Лондоне, передает BBC. Как сообщил агент О'Тула Стив Кенис, смерть наступила после продолжительной болезни.
«Ирландия и весь мир потеряли одного из гигантов кино и театра», — заявил президент Ирландии Майкл Хиггинс.
В фильмографии актера более 90 ролей в кино и на телевидении.
Он трижды удостаивался премии «Золотой глобус» за лучшую мужскую роль («Бекет», «Лев зимой» и «До свидания, мистер Чипс»). На «Оскар» был номинирован рекордные восемь раз, но награды американской киноакадемии за отдельную роль так и не удостоился. В 2003 г. ему вручили почетный «Оскар» за вклад в развитие индустрии и блистательную 40-летнюю творческую карьеру. «Нельзя ли отсрочить эту честь лет на десять, когда мне будет 80? Я остаюсь на игровом поле и вполне еще способен выиграть в честной борьбе», — сказал О'Тул на церемонии награждения.
Вплоть до 1999 года Питер О'Тул активно играл в театрах Англии, Канады и США. Был художественным руководителем английских театров, в частности с 1980 — был содиректором лондонского театра «Old Vic».
В Июле 2012 г. 80-летний Питер О'Тул объявил о завершении карьеры. «Пришло время покинуть сцену и экран. Мое сердце к этому больше не лежит. Карьера принесла мне эмоциональную наполненность и материальный достаток, — говорилось в сообщении актера. — Тем не менее каждый сам для себя должен решить когда необходимо завершить определенный период в жизни. Я ухожу из профессии с сухими глазами».
Британский актер ирландского происхождения родился 2 августа 1932 года в Коннемара, Каунти Гэлвей, Ирландия. По отцу — ирландец, по матери — шотландец, в театр будущий актер был влюблен с детства. Первую свою роль он сыграл в шестилетнем возрасте в любительском спектакле: мальчик должен был кормить осла куском сахара. Детство О'Тул провел в Йоркшире, Англия. Школу не посещал до одиннадцати лет, из-за войны и эвакуации. В 1945 году был отдан в католический пансион, откуда бежал в 1947 году после конфликта с жестокими воспитательницами-монахинями. С 13 лет сам зарабатывал себе на жизнь: работал грузчиком, фоторетушером, газетным курьером. Одновременно играл в любительских драматических труппах. Однажды, добравшись вместе с приятелем автостопом до Страдфорда на Эйвоне, юный Питер О'Тул увидел на сцене Майкла Редгрейва в «Короле Лире», и это предопределило его судьбу. Отслужив два года на флоте, О'Тул поступает в Королевскую академию драматического искусства. После академии О'Тул уезжает в Бристоль, где за три года играет 50 ролей — от Гамлета до Альфреда Дулитлла из «Пигмалиона». Потом был сезон в Страдфорде и наконец — Лондон. К этому моменту О'Тул был уже широко известен в профессиональных кругах — по слухам, Элизабет Тейлор даже рассматривала его кандидатуру на роль Марка Антония в «Клеопатре».
В 29 лет он сыграл роль, о которой могли мечтать многие великие актеры. Автор книги «Семь столпов мудрости», участник арабского восстания 1916–1918 годов, человек, которого считают героем и в Великобритании, и в арабских странах, Лоуренс Аравийский внешне действительно был очень похож на Питера О'Тула. Точнее, О'Тул на него — хотя режиссер поначалу видел в этой роли Марлона Брандо.
Но выдающейся эту работу сделало, конечно, не внешнее сходство. Режиссер Дэвид Лин сумел придать приключенческому, по сути, сюжету дыхание эпоса. Успех был глобальным, в нем сошлось все: политика, мистика, экзотика, авантюра, этнические конфликты, конспирология. О`Тул оказался идеально создан для воплощения этого персонажа — могучего и слабого, преданного своей идее и в то же время внутренне надломленного, невротичного. Это был новый герой эпохи, когда тип несгибаемого мачо, воплощаемый тем же Дугласом и другими актерами классического Голливуда, уходил в прошлое, уступая место более утонченным вариациям мужественности. Многие из них рождались в Европе, и в частности в Британии.
Герои О`Тула 1960-1970-х годов — капитан, в опасной ситуации бросивший корабль и всю жизнь искупающий минутную слабость («Лорд Джим»), нацистский генерал-садист («Ночь генералов»), съехавший с катушек английский лорд («Правящий класс»). Дважды с небольшим временным промежутком он сыграл короля Генриха II Плантагенета («Бекет» и «Лев зимой») — и это были два разных героя. Важной краской актерского образа в этот период становится комедийная (фильмы «Что нового, киска?» и «Как украсть миллион?»). После выхода «Лоуренса Аравийского» на экраны предложения кино- и театральных ролей хлынули на актера неиссякаемым потоком. В 1960-е каждый год выходит по фильму, а то и по два с его участием. В 1966-м его партнершей в до сих пор не сходящей с российских телеэкранов авантюрной комедии «Как украсть миллион» становится Одри Хэпберн, а в 1968-м, в исторической драме «Лев зимой» — Кэтрин Хэпберн. В «Ночи генералов» (1967) он вновь после «Лоуренса Аравийского» встречается с Омаром Шерифом, а также с Филиппом Нуаре и Кристофером Пламмером. Он много работал и много пил, чего не скрывал, скорее бравировал этим. «Я, Ричард Бартон и Ричард Харрис делали на публике то, чем все занимались втихую», — говорил он позже.
Даже в 1970-е, самый трудный период его биографию, когда он в буквальном смысле боролся за жизнь с тяжелой болезнью, О'Тул продолжал сниматься и играть в театре. В 1987-ом он сыграл в «Последнем императоре» Бернардо Бертолуччи, этот фильм стал важнейшей вехой в его карьере.
Самыми значительными работами в кино О'Тула считаются: «Беккет» (1964), «Лев зимой» (1968), «Ночь генералов» (1966), «Правящий класс» (1972), «Трюкач» (1980).
О`Тул всегда безумно нравился женщинам, опровергая при этом мачистские предрассудки. Его сексуальность неотделима от пародийных оттенков, его природный аристократизм предстает не в архаичной, а в современной версии, он привносит в свои образы не только британский парадоксальный юмор, но некоторый демонизм, иронию и мистификацию. Сам актер говорил: «Сегодня очаровать могут лишь хрупкость, безумие, каприз. Быть непредсказуемо разнообразным — единственно возможная в наши дни форма эротизма».
Среди ролей ОТула позднего периода преобладают эгоцентричные и жестокие персонажи, диктаторы и манипуляторы: таков сыгранный им в "Трюкаче" инфернальный режиссер Эли Кросс. На другом полюсе — Джонсон, домашний учитель юного китайского императора Пу И в "Последнем императоре": за этим его героем стоит гуманизм классической Европы. То, что в свое время казалось таким новым и смелым, ломающим каноны, сегодня уже тоже стало классикой, а современные артисты, многое перенявшие у Питера О
Тула, так и не смогли позаимствовать его обаяние и харизму. Потому что эти таинственные качества не воспроизводятся, остаются ностальгической «уходящей натурой». Таких, как он, природа больше не делает, образец сломался.
Последний фильм с участием О'Тула, «Екатерина Александрийская» режиссера Майкла Редвуда, должен выйти на экраны в следующем году.
Марк Золотарь (для «Фамильных ценностей»).