Труппа Большого театра считает, что Цискаридзе не должен был уходить.
Труппа Большого театра считает, что Цискаридзе не должен был уходить, заявила в среду в Самаре прима-балерина Большого театра Марианна Рыжкина (заслуженная артистка РФ, лауреат престижных международных конкурсов имени Сержа Лифаря в Киеве и артистов балета в Осаке (Япония), победительница московского конкурса «Золотая лира») перед открытием фестиваля балета имени Аллы Шелест в ответ на вопрос о том, сожалеет ли труппа театра об уходе артиста.
«Это беспрецедентный случай, когда артист, завоевавший уважение и популярность всей страны, уходит. Но дело не в сожалении по поводу его ухода. Так не может и не должно быть», — сказала она.
Премьер балетной труппы Большого пришел в театр в 1992 году. С 1995 года исполнял главные партии в балетах «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро» и «Пиковая дама» Петра Чайковского, «Баядерка» Людвига Минкуса, «Паганини» на музыку Сергея Рахманинова, «Дочь фараона» Цезаря Пуни и др. В 2001 году был первым исполнителем Злого Гения в «Лебедином озере» Чайковского (вторая редакция Юрия Григоровича), Германна в «Пиковой даме» (постановка Ролана Пети). Первый сателлит в Большом театре партии Квазимодо в «Соборе Парижской Богоматери» Мориса Жарра (постановка Ролана Пети) в 2003 году. С сентября 2004 года Николай Цискаридзе являлся педагогом репетитором Московской академии хореографии и вел класс в Большом театре.
Конфликтные отношения руководства театра и артиста стали достоянием широкой общественности в 2011 году, когда Цискаридзе публично раскритиковал административную верхушку ГАБТа за качество проведенной реконструкции исторической сцены. Впоследствии артист еще не раз позволял себе открытые критические высказывания в адрес администрации театра. За это он получил два выговора, но оспорил их в суде. Один выговор в итоге был отменен.
Противостояние между руководством и танцовщиком обострилось после нападения на худрука балетной труппы Сергея Филина. Тогда в СМИ прошла информация, что Цискаридзе мог быть причастным к происшествию. Некоторые издания сообщили, что, по мнению танцовщика, пресс-служба и занимавший в то время должность гендиректора театра Иксанов используют ситуацию в личных целях, обвиняя людей, работающих в театре, в причастности к этой трагедии. Иксанов так прокомментировал высказывания Николая Цискаридзе, выступавшего с критикой руководства театра и выразившего готовность возглавить ГАБТ.
«Если он считает, что он может возглавить, — это его личное дело. Я так не считаю! Потому что для этого, помимо скандальности и его известности, должны быть и некие другие качества», — сказал Иксанов.
Администрация ГАБТа заявляла ранее, что не ведет кампании против Цискаридзе, однако в начале июня стало известно, что прежнее руководство ГАБТа решило не продлевать с Цискаридзе контракты, срок которых истек 30 июня, как с артистом и педагогом-репетитором, о чем и уведомило его.
В начале июля этого года стало известно, что гендиректор Большого театра Анатолий Иксанов отправлен в отставку, а его пост занял Владимир Урин. Общаясь с прессой, Урин заявлял, что должен разобраться в ситуации с Цискаридзе, однако подчеркивал в то же время, что не хотел бы менять решения прежнего руководства.
Итак, новое руководство театра не продлило контракт с артистом. Однако после вмешательства министра культуры Владимира Мединского Николаю Цискаридзе разрешили в последний раз выйти на прославленную сцену в новогоднем спектакте «Щелкунчик».
Марк Золотарь (по материалам ria.ru, news2world.net, trud.ru, utro.ru).