МЫ ВНЕ ПОЛИТИКИ!

Альманах «Фамильные ценности» — абсолютно оригинальное и уникальное российское интернет-издание, не имеющее аналогов: все темы, поднятые в альманахе, рассматриваются через призму фамильных ценностей.

«Фамильные ценности» информируют о ярких, интересных, достойных внимания феноменах культуры и искусства, которые могут претендовать на место в истории.

«Фамильные ценности» обновляются ежедневно.

radbell@yandex.ru

Юбилей Гребенщикова

Юбилей Гребенщикова

27 Ноября легендарный музыкант Борис Гребенщиков отметил юбилей. Ему исполнилось 60 лет.

Уже не один десяток лет его называют культовым музыкантом. Он — автор сотен хитов, настоящая легенда отечественного рока, безоговорочный авторитет. Человек, которого вся страна привыкла называть первыми буквами его имени и фамилии — «БГ». На его счету — более 500 песен, 52 альбома — сольных и в составе главного коллектива Гребенщикова, группы «Аквариум», а были ещё и сторонние проекты. Он сочинял музыку к фильмам Сергея Соловьёва и Алексея Учителя, писал книги с Захаром Прилепиным и Виктором Пелевиным, переводил философские труды и устраивал персональные фотовыставки.

«Я занимаюсь замечательным делом — музыкой. И пока бог дает мне такую возможность, я хочу заниматься только этим делом, не тратя время ни на какие слова. Мне не интересно рассуждать о собственной важности или чём-то ещё. Мне интересно заниматься именно делом», — говорит музыкант.

Юбиляра поздравил Президент. В его телеграмме говорится, что Борис Гребенщиков «завоевал сердца огромной армии поклонников» благодаря не только таланту, но и «труду, неустанному творческому поиску, вере в себя и своё предназначение». Кроме того, Гребенщикова поздравили премьер-министр Медведев («Вы стали кумиром для нескольких поколений, создали глубокие, философские произведения, главная тема которых — нравственный поиск человека. Органично сочетая традиции и современность, Вы удивительно талантливо сумели рассказать о справедливости, добре и зле, прошлом и будущем, а главное, всем своим творчеством доказали: то, что когда-то считалось андеграундом — сегодня уже классика рок-культуры, — говорится в тексте поздравления.

Глава кабмина пожелал Борису Гребенщикову хорошего настроения, успехов и здоровья. К поздравлению Медведева присоединилась его супруга — Светлана) и мэр Москвы Собянин. В поздравительной телеграмме говорится: «Поэт, композитор и музыкант большого таланта, Вы внесли огромный вклад в развитие российского музыкального искусства».

Кроме того, Собянин подчеркнул, что выступления Гребенщикова в Москве «неизменно вызывают огромный интерес столичных поклонников рока и являются ярким событием в культурной жизни столицы».

Борис Борисович Гребенщиков родился 27 ноября 1953 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Его отец, Борис Александрович, был инженером, директором опытного завода Балтийского пароходства. Мать, Людмила Харитоновна, работала юрисконсультом Ленинградского дома моделей.

Заниматься гитарой Борис Гребенщиков начал еще учась в школе, в 1968 году. Первой заученной песней стала Ticket to Ride «Битлз». Свои собственные песни Бориc Гребенщиков первое время писал на английском языке, а затем стал сочинять на русском.

В 1971 году Гребенщиков поступил в Ленинградский государственный университет (ныне Санкт-Петербургский государственный университет), на факультет прикладной математики и процессов управления. Во время учебы в ЛГУ он в июле 1972 года вместе со своим школьным приятелем Анатолием Гуницким основал группу «Аквариум».

В 1973 году состоялся сценический дебют Гребенщикова — он выступил на фестивале в Юкках, где под акустическую гитару исполнил песни Кэта Стивенса.

В начале 1974 года, во время студенческих каникул, был записан первый альбом группы «Аквариум» под названием «Искушение Святого Аквариума». В течение последующих двух лет коллектив активно выступал и записывал свои песни.

В 1976 году Гребенщиков окончил университет, поступил в аспирантуру и начал работать в Научно-исследовательском институте комплексных социальных исследований (НИИКСИ) младшим научным сотрудником. Он продолжал писать песни, выступал с концертами и сотрудничал с экспериментальным студенческим театром ЛГУ. Основал самиздатовский журнал «Рокси».

В 1978 году вышел магнитоальбом Бориса Гребенщикова и Майка Науменко «Все братья — сестры». В 1980 году «Аквариум» выступил на рок-фестивале в Тбилиси, после чего популярность группы и ее лидера значительно выросла. Однако именно после этого концерта «Аквариум» был запрещен, а Гребенщикова исключили из комсомола и уволили с работы.

В начале 1990-х годов группа «Аквариум» на некоторое время прекратила свою деятельность. В это время Гребенщиков возглавил другую группу — «БГ-Бэнд». В 1993 году «Аквариум» воссоединился в обновленном составе, коллектив много выступал в странах СНГ и за рубежом. 22 мая 2005 года Борис Гребенщиков начал карьеру радиоведущего: на Радио России стала еженедельно выходить его авторская музыкальная программа «Аэростат».

В 2007 году состоялся концерт группы «Аквариум» в лондонском Альберт-холле (Royal Albert Hall). Мероприятие было организовано при поддержке фонда индийского философа, проповедника и музыканта Шри Чинмоя, духовного наставника Гребенщикова. В том же году музыкант устроил собственную выставку непрофессиональных фотографий родного города «Инфра Петербург».

В 2008 году Гребенщиков выступил с новым проектом Aquarium International, суть которого состояла в том, чтобы собирать на одной сцене с «Аквариумом» почти два десятка представителей разных стран, играющих на самых различных инструментах.

В 2009 году Гребенщиков и «Аквариум» одни из первых использовали в России модель «скачай и заплати, сколько считаешь справедливым», выложив свой новый альбом «Пушкинская, 10» на сайте Kroogi.ru.

В 2012 году, в честь 40-летнего юбилея «Аквариума», группа выложила в сеть каталог из всех 29 «естественных» студийных альбомов коллектива.

В марте 2013 года Гребенщиков выступил с заявлением о том, что группа «Аквариум» прекращает общение со СМИ и уходит в «партизаны». При этом коллектив сократит количество даваемых концертов, но продолжит работу в студийном формате.

Музыка Гребенщикова звучит в таких фильмах, как «Асса» (1987), «Город» (1989), «Дом под звездным небом» (1991), «Азазель» (2002) и многих других.

Борис Гребенщиков является автором книги «Трамонтана», в которую вошли тексты песен, написанных в XXI веке, в том числе совсем новые, неопубликованные. Тексты к выпускам радиопрограммы «Аэростата» вошли в четырехтомную музыкальную авторскую энциклопедию Бориса Гребенщикова «Аэростат».

Музыкант нередко участвует в благотворительных концертах в помощь хосписам или бездомным людям.

О феномене БГ уже много написано — и журналистами, и друзьями лидера «Аквариума», и женщинами, любившими его. Но вопрос остается открытым: как случилось, что ленинградский школьник из обычной семьи (мать юрист, отец инженер) стал духовным лидером своего поколения? Этаким гуру, чьи слова, как молитву, повторяют десятки тысяч людей в мертвой тишине стадионов и концертных залов? Разгадать эту загадку нам поможет рассказ матери рок-легенды.

«Хотя я и окончила юридический, но страстно любила литературу, театр и все время устраивала дома спектакли, театрализованные представления. В три года Борю одевала клоуном, он танцевал. Помню, мы долго репетировали, и он устал, стал сбиваться, смеяться, и я его за это сильно шлепнула. Он сразу стал серьезным и сказал: „Прости, ма“. И мы начали репетировать дальше. Может быть, тогда он впервые понял что искусство — дело серьезное.

У нас в доме всегда был очень весело. Помню, когда ему было пять лет, мы устроили бой быков. Тореадором был Боря, он выходил в испанском плаще, а быком была... соседская девочка. Она выбегала на четвереньках в маске... зайца. Все остальное у нас было по-настоящему — трибуна, гости, прекрасная дама.

Очень рано начала ему читать. К школе он прочел всего Жюля Верна, и прямо молился на капитана Немо. Однажды он пришел из школы и говорит: «Из ребят никто не знает капитана Немо. Почему все, что меня интересует, другим неинтересно?» Я говорю: «Боренька, ты очень развитой мальчик». Он мне: «А нельзя ли затормозить мое развитие?» Потому что общение с ребятами для него было гораздо важнее. У него в классе было много друзей, он никуда без толпы не ходил. И когда уже стал постарше, девушки жаловались, что Боря даже на свидание не приходит один — всегда с приятелями.

Читал он обычно в постели. Помню, я вхожу в комнату, он лежит, смотрит на меня такими сияющими глазами и прижимает к груди книгу. Я спрашиваю: «Что с тобой?». Он говорит так торжественно: «Мама, я прочел „Алые паруса“. То есть, вот эта красота, эта фантазия потрясли его.

Стихи начал писать где-то в пятом-шестом классе. Учительница, которая вела литературный кружок в школе, как-то мне сказала: «Знаете, Боря ваш будет поэтом, но не таким, которого печатают, а которого переписывают». Я всегда критиковала его стихи. Как-то, в классе восьмом, он принес мне несколько четверостиший. Про одно я сказала, что это очень мелко, про другое, что там чего-то не хватает, про третье, что оно вообще безграмотное... Он выслушал и говорит: «Ну так вот, это были стихи Пастернака, Ахматовой и Цветаевой». И ушел и больше не спрашивал у меня никаких советов, а все писал, писал, писал...

После того, как его стихотворение напечатали в «Смене», он стал ходить в литературный кружок при этой газете. Консультант кружка сидел в клубах дыма, тяжело кашлял и говорил им: «Поэзия — это проклятие, если вы можете бросить, то бросайте сейчас, пока не поздно...» Боря приходил домой и говорил: «Боже, как он ужасно отзывается о наших стихах». Я говорю: «Боренька, а как же ты?» Он: «Мама, после тебя мне никакая критика не страшна». Так что я в некотором роде его закалила.

Я всегда ему говорила, что мужчина должен обязательно выполнять ту работу, без которой жить не может.

Пошел в физико-математическую школу. По физике он шел лучше, но ему больше нравилась математика. И он поступил в университет на математический факультет. Помню, пришла к ним на любительский спектакль и увидела, как он увлеченно, азартно играет. Боже мой, что я делаю, подумала я, ребенок пошел на математический факультет, но ведь это не его, как обидно. И поэтому, когда на третьем курсе, он заявил, что его дело — это искусство, я подумал: а кто виноват? Не я ли сама устраивала все время спектакли, показы мод, и все, что угодно?

Как сам он говорит, его «перевернули» битлы. Для него, как и для многих, это было потрясением. Он и английский по этим пластинкам изучал. Примерно в то же время, когда появились битлы, Боря с бабушкой нашли на помойке гитару. Купили струны, натянули. Бабушка когда-то в молодости играла на гитаре и показала ему, как надо.

По характеру Боря весь в отца. Отец научил его уважительно относиться к людям, к любым, самым опустившимся. Порядочность, интеллигентность, скромность, деликатность, мягкость — все эти качества перешли к Боре от отца. Люди ценят в нем эти качества, и он как-то притягивает к себе хороших, порядочных людей. Это самое большое счастье, я считаю. Потому что именно друзья, люди, которым нравится его музыка, поддерживали его, когда Борю выгнали из университета, где он работал в математическом центре, за концерт в Тбилиси.

Выгнали и с работы, и из комсомола исключили, то есть, сразу за борт вышвырнули. Потому что исключенному из комсомола в 80-м году на работу по специальности было не устроиться. А у него были жена-студентка, ребенок. Никто даже не подумал о том, как они будут жить, на что.

Он тогда, конечно, понял, чего стоит вся эта система, но не озлобился.

Я говорила ему, чтобы он пимал эти комсомольские песни, как почти все делают.

Но однажды я пришла на его концерт и увидела реакцию публики на песни Бори.

Это было так замечательно, что я про себя подумала: «На что я его толкала? Чтобы он заслужил презрение этих ребят? Боже мой! Да лучше застрелиться!» И я ему сказала: «Ты знаешь, один такой концерт — это оправдание всей жизни».

Боря верит в Бога, хотя у нас в семье никто религией не увлекался. Ходит в православную церковь, и среди священников у него очень много друзей.

А вот что говорят разные люди о Гребенщикове.

Алексей Кортнев:»Сегодня он наш самый человечный человек. Я ставлю его выше всех существующих у нас сегодня сочинителей. Когда мы с Максом Леонидовым напиваемся, то всегда поем песни Гребенщикова и признаемся друг другу, что мы все живем в эпоху БГ».

Елена Ваенга:»Я считаю, что было бы неплохо когда-нибудь по какой-нибудь программе, хотя бы на выбор, преподавать детям русскую поэзию по Борису Борисовичу Гребенщикову. У меня душа от него отдыхает. Есть стирка для вещей, а есть стирка для души — вот музыка Бориса Борисовича душу умывает и ополаскивает! Я на него смотрю, мне жить хочется. Солнечный человек. Ходят же по земле! А музыка у него — просто полный высед».

Дэвид Браун (Brazzaville): «насколько я успел заметить, русская душа — это очень глубокая штука, и Гребенщиков, мне кажется, выражает ее через рок-н-ролл. И если у музыканта есть роль в русском обществе — она, наверное, и заключается в том, чтобы взять повседневную рутинную жизнь и выразить ее в песне. Так, чтобы можно было сказать: „Черт, я знаю, о чем говорит этот парень!“ У Гребенщикова получается».

Константин Меладзе: «Я считаю Гребенщикова совершенно выдающимся музыкантом. Человеком, который не просто производит совершенно потрясающую музыку, но и разговаривает с миром с помощью песен. У него очень глубокая музыка.Я взял альбом „Беспечный русский бродяга“, просто поставил в машине — у меня снесло крышу от неимоверной, разнообразной, мастеровитой музыки. Настолько все блестяще сыграно, настолько блестяще и с пониманием спето... Там очень много стилей: от романсов до конкретного панка и какой-то кислотной электронной музыки. Каждая песня — как отдельный музыкальный рассказ. Собственно, после этого я стал его много слушать. Он плетет музыку удивительными нитями — получается поразительный ковер, многоцветный, многообразный. Музыкантище с большой буквы, глыба».

По мнению известного петербургского философа Александра Секацкого, творчество Гребенщикова и «Аквариума» было не просто музыкой, но претендовало на нечто большее.

«Мы еще не поняли по-настоящему вклад рок-культуры в современную цивилизацию. Ясно лишь, что без рока 60-х и 70-х современность была бы другой по самым существенным своим параметрам. А та версия культуры, которая была предложена Курехиным, Цоем и Гребенщиковым осталась чарующей недорассказанной сказкой. Ее перебили бандитские перестрелки, нищета и лихорадочные поиски денег», — считает Секацкий.

Тем не менее, он уверен, что эта сказка никуда не исчезла, ее еще предстоит дожить «нежным и отчаянным душам, которым рано или поздно будет предоставлен соответствующий шанс».

Итальянский дирижер и директор петербургского «Мюзик-Холла» Фабио Мастранджело: «Российская публика, я считаю, очень интеллигентная. И если кто-то имеет большой успех в России — это очень большое достижение для любого человека. Добраться до важности Гребенщикова в обществе могут единицы».

По его словам, в особенности о широте личности музыканта, который уже несколько лет проводит фестиваль в помощь петербургскому приюту для бездомных, говорит то, что он склонен к благотворительности, «а это присуще людям самого высокого класса».

Вклад Гребенщикова в отечественную музыкальную культуру велик, и его масштабы примерно себе представляет если не каждый, то почти каждый. Но не меньшей его заслугой является просветительская миссия, которую он на себя добровольно взвалил, взявшись рассказывать отечественным слушателям о том, что происходит в мире музыки. С ним можно и нужно не соглашаться (особенно по части его необъяснимой любви к англоязычной инди-жвачке, которую массово производят по обе стороны Атлантики), но его заслуги, кругозор, эрудиция и музыкальный вкус позволяют ему иметь об этом свое особенное мнение.

Вот список самых любимых и нелюбимых исполнителей Гребенщикова.

Любимые музыканты БГ:

Джордж Харрисон

Конечно, здесь следовало бы указать весь коллектив The Beatles, которых БГ, не мудрствуя лукаво, считает величайшей группой XX века, коей она, безусловно, и является. Но его особенно теплое отношение к Джорджу Харрисону, обычно упоминаемом лишь после дежурных дифирамб «главным» «битлам» — Леннону и Маккартни, — трудно не заметить. И, разумеется, обусловлено оно не одним только фактом личного знакомства бессменного лидера «Аквариума» с Харрисоном — скорее, их духовной близостью. Не вполне адекватно оцененное современниками творчество Джорджа действительно достойно куда большего внимания, и Гребенщиков делает все возможное для того, чтобы окружающие это наконец поняли. И за это, как говорится, спасибо.

Дэвид Боуи

Для того чтобы понять, сколь высоко Борис Борисович ценит творчество одного из ярчайших балагуров прошлого века, достаточно обратить внимание, с каким уважением он каждый раз упоминает его имя — а делает он это в своих передачах очень часто. «Его песни порождают такие чувства, о которых, пожалуй, не каждый и знает», — небезосновательно отмечает Гребенщиков. Как и в случае с близким другом Боуи Игги Попом, чтобы это понять, нужно обладать острейшим чувством прекрасного.

Донован

Культовый в шестидесятых годах и подзабытый сегодня шотландец Донован, стоявший у истоков фолк-революции, достоин всеобщей любви и уважения. А Борис Гребенщиков рассказывает об этом весьма убедительно. Сам Донован когда-то советовал начинающим музыкантам выбрать двух-трех своих любимых артистов — и выучить все, что они делали. Наверняка этим способом руководствовались не все, но БГ как-то признался, что и сам однажды к этому пришел. Доновану, вероятно, выпала честь попасть в число этих ориентиров.

Рой Орбинсон

Про Роя Орбинсона БГ говорит просто: «человек, давший рок-н-роллу сердце». Американец, не утонувший в агрессивной волне «британского вторжения» действительно является одним из самых выдающихся среди великих музыкантов своей страны, которых в то время там каждый год появлялось столько, что сегодня хватило бы на несколько десятилетий. Так что лучше дать слово юбиляру: «Его песни — законченное в себе совершенство».

Булат Окуджава

Об отечественной музыке Борис Борисович говорит редко и мало, но если уж о ком-то говорит, то (как правило) — с необычайной любовью. Хотя, по мнению БГ, в СССР со свежей и интересной музыкой дело обстояло туго (что, конечно, совсем не так), к некоторым музыкантам, певшим на русском языке, он относится с ностальгической любовью. Особенно это касается трех бардов — Окуджавы, Высоцкого и Клячкина. Из которых Окуджава явно занимает первую строчку. Гребенщиков его называет — ни много ни мало — «духовным отцом послевоенного поколения».

Нелюбимые музыканты БГ

Роджер Уотерс

Про творчество великих «Pink Floyd» Борис Борисович долгое время предпочитал вообще ничего не говорить, чтобы не провоцировать то, что сегодня на интернет-сленге называется «холиваром». Однако слушатели все-таки заставили его посвятить группе целую передачу. В ней БГ рассказал, что «пафосная скорбь» Уотерса, который, как известно, не один альбом посвятил проблемам современного ему общества, его мало задевает (интересно, что при этом Борис Борисович с большим уважением отзывается о стихах Ильи Кормильцева, который тоже писал о проблемах общества — но общества не западного, а советского), как, впрочем, и психоделические эксперименты Сида Барретта.

Фредди Меркьюри и «Queen»

Похоже, Борис Борисович никак не может — вопреки своей знаменитой формуле «я не знаю никого, кто неправ» — простить группе «Queen» выступления в Южной Африке во время культурного бойкота этой страны передовым человечеством. Иные объяснения для очевидной нелюбви БГ к творчеству Меркьюри и компании подыскать трудно — ведь то, что «Queen», как и «The Beatles», не обделены вниманием радиостанций таковым быть просто не может.

Марк Нопфлер и «Dire Straits»

«Я очень люблю Марка Нопфлера, только много слушать не могу», — с присущей ему иронией как-то сообщил БГ, намекнув на то, что музыка «Dire Straits» кажется ему неоправданно меланхоличной. Впрочем, это, по его собственному признанию, не мешает ему с удовольствием слушать кое-какие песни.

Ян Кертис и «Joy Division»

Вообще исполнители, обращающиеся к темам страдания и душевного сумрака, всегда вызывают у Бориса Борисовича явную настороженность (в связи с чем хочется выразить ему особенную благодарность за «Русский альбом» — едва ли не лучшую пластинку «Аквариума»). Очень красноречиво об этом говорит, например, отеческая благосклонность БГ к творчеству Ника Дрейка. И хотя он не отказывает музыке «Joy Division» в праве на обладание «холодной красотой», лишний раз ее все-таки старается не касаться.

Егор Летов

Закончим второй список, как и первый, отечественным музыкантом. Заочные отношения БГ и Игоря Федоровича Летова — двух крупнейших величин советской рок-культуры — тема для целого исследования. Слишком по-разному они воспринимали реальность и творчество, слишком по-разному понимали «Свет» и шли к нему, что было слишком им очевидно. Своеобразным постскриптумом ко всей этой истории вышел сингл «Гражданской Обороны» с кавер-версией «Электрического пса» БГ, которую Летов, в молодости не скрывавший своего ироничного отношения к «Аквариуму» (чего только стоит песня «КБГ-рок») давно любил и ценил. А Борис Борисович, интеллигентно и едко парируя уже не совсем актуальные удары, поднятые из архивов журналистами, все же, похоже, испытывал к Игорю Федоровичу своеобразное — но — уважение.

Отмечает круглую дату БГ на сцене — он дал и еще даст несколько концертов в Москве и родном Петербурге.

А зрители Первого канала смогут увидеть камерный, студийный концерт рок-легенды под названием «Огонь Вавилона»: Борис Гребенщиков со своими музыкантами исполнит как давно известные, так и новые песни. Не пропустите: сегодня ровно в полночь.

Марк Золотарь (по материалам 1tv.ru, vmdaily.ru, Reproduktor.net, ria.ru, uznayvse.ru, intermedia.ru).

29 ноября 2013 г.
Комментарии