Великому «цыпленку» — 75
Вчера выдающемуся музыканту Арма́ндо Э́нтони Кори́а, который всем известен, как Чик Кори́а (в переводе с английского — «цыпа»), исполнилось 75 лет.
Он родился 12 июня 1941 г. в городе Челси, штат Массачусетс. Родители музыканта — итальянского происхождения. Его отец также был джазовым музыкантом и начал учить сына музыке, когда тому было всего четыре года. Итак, пианино он начал осваивать с четырех лет, а слушать предпочитал таких исполнителей как Чарли Паркер, Диззи Гилеспи, Бад Пауэлл, Лестер Янг. Большое влияние на него оказали также произведения Бетховена и Моцарта, разбудившие композиторские инстинкты Чика.
В 1956-м, когда Кориа учился в девятом классе, он был избран «президентом» своего класса и, согласно школьной характеристике, проявил себя «самым устремлённым к успеху, самым открытым для сотрудничества и самым музыкальным». Согласно той же характеристике, он тогда, в 15-летнем возрасте, хотел «стать джазовым музыкантом и писать песни». Его бывшие одноклассники вспоминают, что он был очень скромным, что его папа руководил любительским ансамблем, который играл на всех школьных мероприятиях (для тех мест это было необычно — во всех окрестных школах просто заводили пластинки), а сам Чик играл в школьном оркестре на трубе и аккомпанировал школьному хору на рояле.
Профессиональную карьеру Чик Кориа начал в 1962—1963 годах, играя на рояле в группах, исполняющих музыку в латиноамериканском стиле. В середине 1960-х годов в сотрудничестве с трубачом Блю Митчелом сделал свои первые профессиональные записи. Первый успех Кориа приносит пластинка Tones For Joan’s Bones, записанная в стиле «хард-боп» в 1966 году. Еще большую известность в 1968 году получил альбом «Now He Sings, Now He Sobs», записанный в составе трио с Мирославом Витусом и Роем Хейнсом. Сегодня он расценивается музыкальными критиками как мировая джазовая классика.
Важнейшим этапом в жизни музыканта стало приглашение в ансамбль великого революционера джаза — трубача Майлза Дэйвиса.
Впоследствии Кореа создал собственную группу «Circle» («Круг»), однако затем начал сольную карьеру.
В 2001 году дал несколько концертов в Большом зале Консерватории, в том числе один благотворительный по сбору средств на ремонт этого зала.
Кориа является многократным (22) обладателем премии «Грэмми». На его счету 70 дисков (часть из них — дуэты и ансамбли).
Американского музыканта (фортепиано, клавишные, ударные) и композитора называют основоположником джаз-рока, чьи музыкальные эксперименты не знают границ.
В конце 1971 года Кориа создает легендарную группу Return to Forever,
в состав которой вошли басист Стэнли Кларк, саксофонист и флейтист Джо Фаррел, барабанщик и перкуссионист Аирто Морейра, вокалистка Флора Пурим. Таким составом в феврале 1972 года они записали дебютный альбом для лейбла ECM, в который вошла очень известная композиция Кориа «La Fiesta». Уже в марте были записаны очередные хиты — «500 Miles High,» «Captain Marvel». Группу не покидало вдохновение. Эта блестящая команда создавала классические и легкие джазовые мелодии с бразильскими ритмами. Они стали лучшими в 1970-е годы в стиле «фьюжн».
В начале 1973 года в группу вошли электрогитарист Билл Коннорс и барабанщик Ленни Уайт, с которыми группа нашла новое электронное звучание. Родилась новая музыкальная волна, когда рок и джазовые импровизации слились в едином звуке. Именно в этом году Кориа был назван «композитором номер один» в журнале Down Beat, а с 1975 года был лучшим исполнителем на электропианино.
В 1974 году на смену гитаристу Коннорсу пришел 19-летний Эл ДиМеола. Он внес в манеру исполнения группы энергичное, роковое и смелое звучание. С ним команда покорила новую публику и набрала толпы поклонников рока. Складывается впечатление, что Кориа отдает дань моде. Но он пошел дальше, дополняя группу струнными и духовыми инструментами, а также используя приемы классической музыки.
В 1978 году Чик Кориа стал выступать дуэтом с другим гигантом — Херби Хенкоком.
Чик и Херби играли исключительно на акустических роялях и результат получился великолепным.
Особую роль в жизни Чика Кориа сыграло сотрудничество с вибрафонистом Гэри Бёртоном. В далёком 1972 году на мало кому ещё известном европейском лейбле Editions for Contemporary Music («Издательство современной музыки»), ныне всем известном просто как ECM, был записан альбом дуэта Чика Кориа и Гэри Бёртона, озаглавленный «Кристальная тишина», «Crystal Silence».
Чик и Гэри случайно пересеклись в 1971 году в Мюнхене, где расположена штаб-квартира фирмы, на джазовом фестивале, и внезапно обнаружили, что на фестивальный джем-сешн после концерта пришли только они двое. Они попробовали играть вместе, и — что называется, «пробежала искра».
В июле 1982 года Кориа вместе с Гэри Бертоном посетил СССР. Это не были гастроли в обычном смысле этого слова, то был один из самых напряжённых моментов холодной войны, отношения между Советским Союзом и Соединёнными Штатами Америки были как никогда враждебными, и публичного концерта не было. Был совместный с советскими джаз-менами концерт в зале Союза Композиторов, на котором мне посчастливилось работать звукорежиссером. Их дуэт с Бертоном — одно из самых больших музыкальных впечатлений в моей жизни, и тут дело, конечно же не в том, что удалось воочию увидеть таких тогда уже легендарных музыкантов и даже немного поговорить с ними, а в том, как они играли...скорее даже, музыкально мыслили.
В 1985 году Чик Кориа открыл новый проект — «Elektric Band», в стиле фьюжн.
В новый бэнд вошли басист Джон Патитучи, гитарист Фрэнк Гембэйл, саксофонист Эрик Мариентал, барабанщик Дейв Уикл. Через несколько лет он собрал «Акустическое трио» с Уиклом и Патитучи.
Музыка Чика Кориа виртуозна и непредсказуема, полна живых чувств и страсти. Кориа — универсальный пианист, который безупречен в любом жанре. Его заслуга в том, что он не остановился только на джазе — он постоянно выходит за рамки и открывает новое. Он стоит у истоков направления джаз-рока.
Кажутся очень важными, особенно сегодня, мысли, которые музыкант высказал в интервью ереванскому журналисту Армену Манукяну, собкору «Джаз.Ру» в 2000 году: «...Для меня самым главным является ситуация, в которой рождается и исполняется музыка. Настоящая музыка может существовать лишь в спокойной, мирной атмосфере. Если же ситуация в стране напряжённая, люди запуганы, то страдает в первую очередь искусство, и музыка в том числе. Потому что музыка — это в первую очередь музыканты, а музыканты — это люди, которые живут в стране. Так, что если мы хотим, чтобы наша музыка процветала, мы должны создать спокойную обстановку, дать музыкантам свободу творчества, одним словом, счастливую жизнь. Это очень трудная задача, но мы должны сделать все, что в наших силах, чтобы выполнить её. А вот в какой форме найдет своё выражение творчество музыканта — уже не столь важно».
Чик Кориа неоднократно обращался к самым разным стилевым направлениям — от авангардного акустического джаза до фьюжн и пост-бопа. В конце 80-х и в 90-х годах Чик Кориа увлекся крупными концертными формами, им был создан фортепианный концерт с симфоническим оркестром (записан с Лондонским филармоническим оркестром), а также джазовые версии концертов В.А.Моцарта и другие крупные формы в манере crossover (на стыке джаза и академической музыки).
Кориа всецело посвятил себя музыке, много и плодотворно работает, зачастую занимаясь несколько проектами одновременно. Сегодня он известен как виртуозный пианист и композитор, чьи джазовые стандарты стали классическими, а стиль всегда узнаваем.
Марк Золотарь (для «Фамильных ценностей»).