МЫ ВНЕ ПОЛИТИКИ!

Альманах «Фамильные ценности» — абсолютно оригинальное и уникальное российское интернет-издание, не имеющее аналогов: все темы, поднятые в альманахе, рассматриваются через призму фамильных ценностей.

«Фамильные ценности» информируют о ярких, интересных, достойных внимания феноменах культуры и искусства, которые могут претендовать на место в истории.

«Фамильные ценности» обновляются ежедневно.

radbell@yandex.ru

Умерла народная артистка России Ольга Аросева.

Умерла народная артистка России Ольга Аросева.

Народная артистка России Ольга Аросева, женщина, сделавшая понятие «возраст» весьма относительным, скончалась сегодня на 88-м году жизни в Москве. Об этом сообщили в Московском академическом театре Сатиры, в котором актриса работала с 1950 года.

О дате и месте похорон будет сообщено позднее. «Ольга Александровна скончалась в воскресенье вечером, поэтому до понедельника никакой информации не будет», — сказала заведующая литературной частью Театра Сатиры Нина Карпова.

«Ольга Александровна умерла в 17:50. А в 3 часа дня я ей позвонил. Но она, видимо, плохо себя чувствовала и попросила перезвонить ей утром. До этого 10 дней она лежала в больнице. Не выходила на работу с сентября и очень переживала по этому поводу. Переживала, что ее приходится заменять», — рассказал директор театра Сатиры Мамед Агаев. «В субботу я был в больнице у нее. И она пообещала, что через неделю выйдет на работу».

«Конечно же, хоронить Ольгу Александровну будут за счет Театра сатиры, которому она отдала всю жизнь. Завтра в 11:00 я встречусь с родственниками, чтобы решить вопрос с похоронами и прощанием. Предположительно, мы проводим Ольгу Аросеву в последний путь в среду или в четверг. Но точное решение будет принято только после встречи с родственниками», — отметил директор коллектива.

О.Аросева родилась 21 декабря 1925г. в Москве в семье революционера-большевика и дипломата Александра Аросева, который в 1938г. был расстрелян. Детство О.Аросевой прошло сначала в Париже, где ее отец работал секретарем советского посольства, а затем — в Швеции и Чехословакии, где А.Аросев был послом.

Ее мать ушла из семьи, когда О.Аросевой было пять лет: она сбежала из Стокгольма на Сахалин к любимому мужчине. Семейная драма в будущем помогла ее дочерям, которых не тронули после ареста отца, а отпустили к матери.

В 1933 году семья Аросевых вернулась в Москву. Позже отец был репрессирован. Она с детства поняла, что такое быть приближённой к верхам, а затем в одночасье утратить все. Юная Аросева стала одной из немногих девочек в своем поколении, кто отказался вступать в комсомол. Во взрослые годы она не превратилась ни в диссидентку, ни даже в откровенную нонконформистку, но самостоятельный, гордый нрав сохранила на всю жизнь. В школьные годы Ольга участвовала в спектаклях школьного драматического кружка, занималась в детской театральной студии Ключникова.

С началом Великой Отечественной войны Аросева поступила в цирковое училище, а затем, как и ее сестра, в Московское городское театральное училище. Но окончить его не успела, поскольку в 1946 году была принята в труппу Ленинградского театра комедии под руководством Николая Акимова, который находился в то время на гастролях в Москве. На сцене этого театра была занята в спектаклях: «Путешествие Перришона», «Старые друзья» и «С любовью не шутят».

В 1950 году Ольга Аросева вернулась в Москву и поступила в Московский театр Сатиры, где за более чем 60 лет сыграла в десятках спектаклей (правда, на рубеже шестидесятых-семидесятых была еще работа в театре на Малой Бронной). Летом этого года актриса отметила свой творческий юбилей на сцене родного театра. За свою долгую и плодотворную артистическую карьеру она переиграла множество ролей, среди них: Хун-Нян в «Пролитой чаше», Клотильду и Рашель в «Господине Дюруа», Юлия Джули в «Тени», Марселина в «Безумный день, или Женитьба Фигаро», Махонина в «Пене», Хлестова в «Горе от ума», Серафима Ильинична в «Самоубийце», Шарлотта в «Вишневом саде», Диана Леонидовна в «Молчи, грусть, молчи» и многие другие. Все роли были сыграны с комедийным блеском и удивительной точностью.

В кино Ольга Аросева дебютировала в 1948 году в фильме «Драгоценные зерна». Потом были картины «Мы с вами где-то встречались...», «Девушка без адреса» и другие. Но первым большим успехом в кино стала роль Любы в комедии Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля». Всего в фильмографии актрисы более 40 ролей, среди которых нельзя не отметить работы в трагикомедии «Интервенция», в музыкальной комедии «Трембита», в комедиях «Старики-разбойники» и «Невероятные приключения итальянцев в России». Снимали Аросеву охотно и много, только вот фильмы и роли, отвечающие масштабу ее дарования, можно пересчитать по пальцам. Всенародную известность принесла Ольге Аросевой роль в телевизионной передаче «Кабачок „13 стульев“. Законодательницу мод и предприимчивую „светскую львицу“ пани Монику любила вся страна. Ее пани Моника стала одним из самых ярких персонажей „Кабачка“ — возможно, потому что и сама Аросьева была из панского рода по материнской линии. В 1976 году, к 10-тилетию кабачка, правительство Польши присвоило всем участникам и руководителям передачи звание „Заслуженный деятель культуры Польши“.

Еще одна страница в творческой биографии Ольги Аросевой — это работа в мультипликации. Ее голосом говорят и эксцентричная Баба Яга из серии олимпийских мультфильмов «Баба Яга против» и госпожа Беладонна из «Приключений поросёнка Фунтика». Это сейчас озвучание «мультиков» стало повсеместным увлечением звезд — и голливудских, и наших, а для своей эпохи Аросева и в этом деле была среди первых: режиссеры-мультипликаторы выстраивались в очередь, чтобы она отдала свой такой узнаваемый голос их нарисованным и вылепленным из пластилина персонажам.

Аросева была многогранна, щедра и, как любят сейчас говорить. — позитивна. Отлично играла в преферанс и превосходно готовила. Она любила и жизнь, и свою работу, и всегда пользовалась взаимностью.

В одном из интервью она рассказывала, как играла спектакль в разгар октябрьских событий 1993-го года, и как благодарна была людям, пробившимся в театр сквозь все кордоны.

В 1998 году Ольга Александровна Аросева вместе с театральным критиком Верой Максимовой опубликовала книгу мемуаров «Без грима». Кроме того, актриса издала книгу своих кулинарных рецептов — «Кулинарные путешествия».

С 80-х годов работы в кино стали для Аросевой чрезвычайно редким явлением, она практически полностью переключилась на театр.

В последнее время О. Аросева была занята в трех спектаклях Театра Сатиры — «Идеальное убийство», «Как пришить старушку» и «Реквием по Радамесу».

В театре отметили, что один из спектаклей будет снят с репертуара. «Так как спектакль „Как пришить старушку“ — своего рода бенефис Аросевой, этот спектакль идти больше не будет. В „Идеальном убийстве“ у нее есть дублер».

«Уход из жизни Ольги Аросевой — большая потеря не только для Театра сатиры, в котором она прослужила более 60 лет, но и для всего российского искусства». Такое мнение высказал спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой.

«Ольга Александровна была актрисой высокоинтеллектуального класса. При всем ее внешнем театральном „хулиганстве“, она была абсолютно раскованной на сцене и в жизни. При этом отличалась редкой образованностью, знанием русской культуры и чувствовала все боли человеческой жизни», — считает Швыдкой.

По его словам, несмотря на то, что жизнь у Аросевой была достаточно трагичной, она сумела найти свой стиль в искусстве.

«Ее искусство — высший пилотаж. За это ее любили миллионы зрителей. Таких актеров очень мало. Вот почему уход Ольги Аросевой — большая потеря не только для ее родного Театра сатиры, но и для всего нашего искусства. Ведь только одно ее появление на сцене или на экране неизменно вызывало счастливую улыбку», — подчеркнул Михаил Швыдкой.

«Мы потеряли близкую и родную миллионам людей актрису. Ольге Аросевой верили, её обожали, ею восхищались как, безусловно, талантливым, искренним и невероятно лучезарным человеком, с негромким голосом и уникальной интонацией», — сказал министр культуры Росии Владимир Мединский.

«Ольга Аросева навсегда останется для нас неподражаемым примером большого таланта, женского обаяния, житейской мудрости», — отметил министр.

Она мечтала умереть на сцене — как Андрей Миронов. Но скончалась в клинике, не дожив до своего 88-летия немногим больше двух месяцев.

Народная артистка России Ольга Александровна Аросева награждена орденом Почета и орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Она — лауреат Государственной премии РСФСР 1977 года.

Марк Золотарь (по материалам novayagazeta.ru, interfax-russia.ru, vesti.ru, top.rbc.ru, itar-tass.com).

14 октября 2013 г.
Комментарии