МЫ ВНЕ ПОЛИТИКИ!

Альманах «Фамильные ценности» — абсолютно оригинальное и уникальное российское интернет-издание, не имеющее аналогов: все темы, поднятые в альманахе, рассматриваются через призму фамильных ценностей.

«Фамильные ценности» информируют о ярких, интересных, достойных внимания феноменах культуры и искусства, которые могут претендовать на место в истории.

«Фамильные ценности» обновляются ежедневно.

radbell@yandex.ru

14 апреля объявили основную часть каннской программы, где классик сидит на классике и классиком погоняет.

14 апреля объявили основную часть каннской программы, где классик сидит на классике и классиком погоняет.

Вот анонсы кураторских достижений главного кинофестиваля планеты.

Фильм открытия

«Красивые люди» / Café Society (реж. Вуди Аллен)

о сюжету картины молодой человек (Айзенберг) приезжает на западный берег Америки, чтобы работать в кино. Там он влюбляется (в третий раз герой Айзенберга сдается перед чарами героини, сыгранной Кристен Стюарт). На календаре 1930-е.

Нет никакой случайности в том, что Вуди Аллен откроет Каннский кинофестиваль. Режиссер страшно популярен и коммерчески успешен во Франции (впрочем, как и в России), его прошлогодний фильм «Иррациональный человек» заработал на родине кино больше 6 миллионов долларов. Кроме того, это третий фильм Аллена, открывающий Канны.

Основной конкурс

«Тони Эрдманн» / Toni Erdmann (реж. Марен Аде)

Представительница пресловутой «берлинской школы» Марен Аде для Канн фигура новая: одна из трех женщин в конкурсе, единственная немка, попавшая сюда уже с третьей режиссерской работой. И, надо сказать, вполне заслуженно — ее предыдущий фильм «Страсть не знает преград» (в оригинале — «Все остальные») был одной из лучших картин нулевых, во всяком случае, в Германии — скромной по форме, но цепкой по содержанию. Этот тонко выстроенный рассказ давал точный портрет диетического времени и в деталях наблюдал превратности любви и классовых противоречий. Сюжет ее нового фильма, опять поставленного по собственному сценарию, — об отце, пытающемся наладить отношения со взрослой дочерью, — обещает сохранить схожую оптику.

«Хульета» / Julieta (реж. Педро Альмодовар)

Главную героиню в фильме играют сразу две актрисы: одна отвечает за молодость, другая — за трудное сегодня, в котором от Хульеты сбежала восемнадцатилетняя дочь Антиа. Чтобы вернуть ребенка, Хульете нужно разобраться с собственным прошлым. Страшно встревоженный офшорным скандалом Альмодовар спрятался от мира и почти не дает интервью; если так пойдет дальше, «Хульета» станет одной из самых таинственных картин конкурса. В этом контексте кажется примечательным тот факт, что первоначальным названием фильма должно было стать слово «Тишина».

«Американский мед» / American Honey (реж. Андреа Арнольд)

Стремительно освоив два главных жанра британского кино — кухонный реализм и костюмную экранизацию — и предложив нестандартные вариации обоих, Андреа Арнольд взялась за главный жанр уже американский, а именно роуд-муви. Известно, что главная героиня — подросток, как в «Аквариуме»; в компании сверстников она едет через центральные штаты. Других подробностей толком нет, но уже эти воодушевляют.

«Персональный покупатель» / Personal Shopper (реж. Оливье Ассайас)

«Неизвестная» / La fille inconnue (реж. Жан-Пьер и Люк Дарденны)

Совсем свежий (съемки закончились в декабре 2015 года) фильм Дарденнов не мог не попасть в Канны. Это снова фильм о женщине, чувстве вины и справедливости. Главную роль исполнила Адель Энель, в этом году также снявшаяся в «Сеансах» Мэддина, которого в каннском списке, впрочем, нет. По сюжету доктор Дженни пытается установить личность пациентки, которой отказали в операции, отчего она и умерла.

«Это всего лишь конец света» / Juste la fin du monde (реж. Ксавье Долан)

Молодой, но смертельно больной писатель возвращается в родные края после двенадцатилетнего отсутствия, чтобы рассказать семье о своей грядущей смерти.

Неумолимо приближающийся к тридцатилетию каннский ветеран Ксавье Долан как совсем уже большой автор оперирует в новой карине бескомпромиссно звездным актерским составом: главный герой — Гаспар Ульель, а на подхвате Марион Котийяр, Венсан Кассель, Натали Бай. По обыкновению ждем новостей о душистом саундтреке. Следующий проект режиссера будет уже англоязычным — с Джессикой Честэйн, Сьюзан Сарандон и Натали Портман.

«В тихом омуте» / Ma loute (реж. Брюно Дюмон)

Брюно Дюмон, один из главных героев авторского кино последних 20 лет, в свое время мощно трансформировавший его язык, с «Малышем Кенкеном» неожиданно и ловко метнулся в сторону комедии — и совершенно не утратил при этом своей антропологической въедливости. «В тихом омуте» составляющие все те же: французская провинция, умалишенные, загадочные исчезновения, придурковатый инспектор — только действие перенесено в начало века и фокус смещен на вырождающуюся буржуазию. Судя по трейлеру, эксцентрики будет еще больше, фильм костюмный, так что основной интерес в том, удастся ли режиссеру снова соблюсти непростой баланс и не впасть окончательно в самопародию. Важная деталь — в одной из главных ролей Жюльет Бинош, второй раз у Дюмона после «Камиллы Клодель, 1915».

«Патерсон» / Paterson (реж. Джим Джармуш)

По синопсису кажется, что новый фильм Джармуша больше всего похож на то, чем он занимался в восьмидесятые: главный герой — поэт, он водит автобус, живёт в Патерсоне, штат Нью-Джерси, и самого его зовут Патерсон. Если это действительно кино для поклонников ранних работ режиссера, то этим сюжет картины, должно быть, и ограничится. Кроме того, главного героя играет Адам Драйвер, которому на роду было написано сняться у Джармуша. Странная подробность заключается в том, что «Патерсона» спродюсировал Amazon; впрочем, фильм, кажется, стоит копейки даже по Джармушевым меркам.

«Вертикальное положение» / Rester vertical (Реж. Ален Гироди)

В конкурс попали целых четыре французских режиссера — обычная для Канн ситуация; но если трое из них — старые герои (Дюмон, Ассайяс и Николь Гарсиа), то четвертый — Ален Гироди, который еще до недавних пор слыл маргиналом. Три года назад его солнечный гей-триллер «Незнакомец у озера» стал сенсацией «Особого взгляда», и теперь постановщик переведен в высшую лигу. Все, что известно о содержании нового фильма Гироди, — это две реплики режиссера: «действие будет происходить в самом сердце Франции» и «задача фильма — сделать невозможное возможным». Очень интересно посмотреть, что он имеет в виду.

«Я, Дэниел Блейк» / I, Daniel Blake (реж. Кен Лоуч)

Обычно британцы уходят, не попрощавшись, а Кен Лоуч — наоборот: попрощался, но не уходит. Совсем недавно лауреат «Золотой пальмы» (за «Ветер, что качает вереск») показывал в Каннах свой последний фильм «Зал Джимми», но прошло два года, и вот еще один — про плотника в годах, который пытается добиться у государства пособия по болезни, но сталкивается с бесчеловечной бюрократией. Как можно заметить, 79-летний Лоуч продолжает работать над теми же социальными вопросами, которым посвятил всю свою жизнь. Сценарий написал Пол Лаверти, постоянный соавтор Лоуча.

«Семейные фотографии» / Bacalaureat (реж. Кристиан Мунджиу)

«Новая румынская волна» не такая уж и новая, однако принципам своим остается верна. Да и из тренда не выходит — оба новых фильма лидеров румынского кино Кристи Пую и Кристиана Мунджиу попали в каннский конкурс. О новой работе последнего известно немного, кроме того, что это семейная драма о проблемах воспитания в маленьком городе, где все друг друга знают. Но даже этой информации достаточно, чтобы понять — зрителей снова ждет метафорический социальный хоррор о проблемах румынского общества.

«Лавинг» / Loving (реж. Джефф Николс)

Джефф Николс начал фестивальный год в Берлине с фантастикой про мальчика с горящими глазами, а продолжит в Каннах с уже новой картиной. «Лавинг» — это реальная история из 1958 года. Фильм сделан по мотивам документальной ленты канала HBO. Главные герои — супруги Лавинг, белый Ричард и черная Милдред, — попадают за решетку из-за цвета кожи. Такой брак в Вирджинии того времени считается противозаконным. После февральского расового скандала в Голливуде Лазурный берег может стать хорошим местом для старта оскаровской кампании-2017.

«Горничная» / Agassi (реж. Пак Чхан-Ук)

Фильм обещает зрителю: коварного соблазнителя, дружбу хозяйки и горничной, которая постепенно перерастает в любовь, ужасный обман, сумасшедший дом и прочие душещипательные подробности. Викторианскую историю («Горничная» поставлена по популярному британскому роману «Бархатные пальчики», который переведен и на русский язык) Пак Чхан-Ук перенес в Корею 1930-х, во времена японской оккупации, и, кроме того, укрепил мужскую линию.

Говорят, что Пак Чхан-Ук решил стать режиссером после того, как увидел в 22 года «Головокружение» Хичкока. Что ж, «Горничная» по описанию кажется вполне себе хичкоковским фильмом.

«Сьерра Невада» / Sieranevada (реж. Кристи Пую)

отличие от Кристиана Мунджиу, который находки румынской «волны» (документальная манера, долгие планы, бытовая драматургия) ставит на службу все-таки достаточно конвенциональному кино, Пую всегда был радикалом — в том числе и в вопросах хронометража. Его предыдущая «Аврора», оставившая в 2010 году каннскую публику в недоумении, длилась три часа, в течение которых произносилось от силы реплик десять. Про длительность нового фильма пока ничего не известно, но здесь, похоже, все будет построено как раз на диалогах. Сюжет следующий: успешный невропатолог приезжает на семейный ужин, чтобы почтить память недавно умершего отца.

«Она» / Elle (реж. Пауль Верхувен)

Пауль Верхувен не снимал ничего большого десять лет (со времен «Черной книги»), а теперь, кажется, забрался куда-то на территорию Ханеке. «Она» снята по мотивам романа Филиппа Джиана (кажется, русифицированное название пытается отразить графику первоисточника, который называется «Oh...») На роль изнасилованной неизвестным бизнес-леди Мишель Верхувен хотел было взять сначала Николь Кидман, потом Шарон Стоун, но что-то не срослось, и тут голландцу повезло невообразимо: в «Она» сыграла Изабель Юппер, которая не только прочитала роман еще до того, как ей поступило предложение роли, но еще и называет Верхувена «одним из своих любимых режиссеров». Сам постановщик в своих интервью на актрису буквально молится и говорит, что ничего подобного своему новому фильму не делал со времен «Робокопа». Все это интригует не хуже черного человека, влезающего в дом главной героини.

«Неоновый демон» / The Neon Demon (реж. Николас Виндинг Рефн)

Название говорит само за себя. Николас Виндинг Рефн — автор нескольких выдающихся кинокартин в жанре психоделического боевика (последняя была про тайский бокс), «Неоновый демон» — кино о жизни топ-моделей: общего, казалось бы, немного, но трейлер дает понять, что фильм будет такой же синти-поп-поэмой о ночной Калифорнии, какой был «Драйв», принесший Рефну каннский приз за режиссуру. По жанру это, кажется, скорее хоррор, чем что-либо еще. Из других хороших новостей: играют Эль Феннинг и Киану Ривз, а музыку, как и к двум последним фильмам Рефна, написал Клифф Мартинес.

«Водолей» / Aquarius (Клебер Мендонса Фильо)

Новый фильм Клебера Мендонсы Фильо у Cahiers du cinéma в списке самых ожидаемых проектов 2016-го года. Это вторая полнометражная картина известного бразильского кинокритика после более чем успешного дебюта «Звуки вокруг», хотя снимает он почти 20 лет, и даже не раз уже успел удостоиться ретроспективы (например, в Роттердаме). Лента рассказывает о вышедшем на пенсию музыкальном критике, матери троих детей, обложившейся книгами, фильмами и пластинками в доме, который называется «Водолей». Как и в «Звуках вокруг», не обошлось без фантастики: героиня умеет путешествовать во времени.

«Особый взгляд»

«Капитан Фантастика» / Captain Fantastic (реж. Мэтт Росс)

Обязательный санденсовский фильм в каннской программе этого года — второй режиссёрский опыт актёра Мэтта Росса, кино о проблемах отцовства с Вигго Мортенсеном в главной роли. По сюжету герой Мортенсена — контркультурщик-интеллектуал, который живёт семейной жизнью вдали от цивилизации, в глухом лесу. Смерть жены заставляет его вернуться в мир вместе с шестью детьми. Ситуация антропологического эксперимента решается средствами американского независимого кино, что может быть по-своему интересно — учитывая то, как разработана тема в американской культуре от Торо до Унабомбера.

«(М)ученик» (реж. Кирилл Серебренников)

Человек, который десять лет назад устами одного из своих персонажей рассказал нам, где именно находится русское кино, впервые попал в Канны, причем в качестве единственного представителя русского кино. Как и «Изображая жертву», «(М)ученик» — кинематографическая версия одного из успешных спектаклей самого Серебренникова. Первоисточник написан современным немецким драматургом Мариусом фон Майенбургом, в центре сюжета — школьник, который считает, что обладает знанием об абсолютной морали и находится в закономерном конфликте с окружающим миром. Для Серебренникова Канны станут одним из двух визитов на юг Франции за эту весну: он готовится показать свою постановку «Мертвых душ» на Авиньонском театральном фестивале.

Вне конкурса

«Большой и дружелюбный великан» / The BFG (реж. Стивен Спилберг)

Добро, детство, дружба и сантименты. Стивен Спилберг снимает кино по Роальду Далю. Несколько обезображенный и преувеличенный с помощью CGI обладатель премии «Оскар» за роль Рудольфа Абеля Марк Райленс играет титульного героя — великана с добрым сердцем. Фильм этот полностью сделан на студии Disney, что для Спилберга, конечно, необычно. Повлияло ли это как-то на авторский почерк самого влиятельного режиссера Америки, все увидят, когда лента выйдет в широкий прокат 1 июля 2016 года.

«Плач» / Goksung (реж. На Хонг-чжин)

Режиссер «Преследователя» и «Желтого моря» немного сбавляет обороты и вместо очередного бешеного боевика везет в Канны триллер про серийные убийства в деревне. Убийца травит жертв грибами, полицейские прибегают к помощи шамана, идет дождь. Похоже на корейский фильм «Семь».

«Финансовый монстр» / Money Monster (реж. Джоди Фостер)

Драма о финасах и захваченном в заложники телеведущем от автора фильма про отпиленную руку и плюшевого бобра. Проект попахивает социальной критикой (в роскошном, голливудском изводе): плохой Уолл-стрит, сауроновское око современного телезверя, вздохи по потерянной американской мечте. Спасти зрителя от смертельной скуки, кажется, могут Джордж Клуни в роли безответственного гада и Джулия Робертс, у которой с Клуни на экране все обычно клеится.

«Славные парни» / The Nice Guys (реж. Шейн Блэк)

Этот фильм можно полюбить уже за ролик. Самая ожидаемая комедия лета от бесшабашного Шейна Блэка, которого по праву можно назвать главным специалистом в жанре buddy movie. Фильм выйдет в кино по всему миру сразу после Канн, 20 мая. У нас под названием «Славные парни» (!) — в середине июня.

Специальные показы

«Смерть Людовика XIV» / La mort de Louis XIV (реж. Альберт Серра)

«История моей смерти» Альберта Серры, объединившая в один сюжет две фигуры из разных эпох, была больше всего похожа на осыпающуюся фреску, цифровой слепок прошедших веков европейской культуры. В новом фильме Серры (это его третий раз в Каннах, причем снова вне конкурса) в заглавии опять слово «смерть» и это вряд ли случайно. На этот раз дряхлую цивилизацию олицетворяет Людовик XIV в исполнении не кого иного, как Жан-Пьера Лео. Зная особенности эстетики Серры, можно предполагать, что король будет умирать медленно и долго, часа два-три. Что может быть более захватывающе.

«Рак» / Le Cancre (реж. Поль Веккиали)

Вне конкурса покажут фильм одного из наших постоянных героев Поля Веккиали — семейную драму с мощным актерским составом (Катрин Денёв, Матьё Амальрик, Эдит Скоб, сам Веккиали). Несмотря на такое количество звезд, это очень маленькое, домашнее кино, в духе всех последних лент режиссера.

«Изгнание» / Exil (реж. Ритхи Пань)

Ритхи Пань — режиссер камбоджийского происхождения, чья семья погибла от режима Красных кхмеров, а сам он чудом бежал сначала в Тайланд, потом в Париж. Неудивительно, что кинематографической миссией этого человека стал рассказ о тоталитарном прошлом Камбоджи. Его эссе на эту тему уже неоднократно демонстрировались в Каннах, и последнее, первое автобиографическое, «Исчезнувшее изображение», в 2013 году победило в программе «Особый взгляд». О новом фильме неизвестно ничего, кроме того, что предметом его является статус изгнанника. Судя по всему, это будет поэтическая работа. Изгнание, как сообщает синопсис, похоже на Хэллоуин.

Ночные показы

Gimme Danger (реж. Джим Джармуш)

Второй каннский фильм Джармуша, как следует из названия, рассказывает о группе The Stooges. Джармуш и Игги Поп давнишние приятели, и о фильме говорят уже лет шесть. А год назад в своем интервью i-D Игги Поп обмолвился, что Джармуш готов показать ему какую-то начальную версию картины.

Алексей Артамонов, Василий Степанов, Андрей Карташов (журнал «Сеанс»).

25 апреля 2016 г.
Комментарии