27 марта — в Театре Вахтангова премьера. «Бесы» от Юрия Любимова
Любимов встретился со своими «бесами»
Текст и фото: Дмитрий Намычкин.
«Бесы» — первая работа Юрия Любимова после ухода из Театра на Таганке. Режиссер в свои 94 года доказал, что по-прежнему одержим театром. Перед премьерой он встретился с журналистами и готов был перед ними сплясать, чтобы показать, что он может все и возраст не помеха.
«Я очень рад, что мы совпали с Римасом Туминасом — сказал Любимов — У нас, можно сказать, пластика одинаковая. Прекрасные спектакли Римаса стали для меня открытием, пожалуй, ни с одним русским режиссером я не находил такого общего языка, как с ним, литовцем. Не отрицаю, что в новый коллектив вливаться сложно, но я считаю театр своим, родным, я с него начинал».
«Вливаться всегда сложно, а вот выливаться — легко...», — парировал Римас Туминас.
Юрий Любимов начал репетировать «Бесов» в январе, и, буквально, за три месяца сделал спектакль. Репетиции проходили дважды в день. Причем, за такой «авральный метод» голосовал сам Юрий Любимов, и он не просто работал, а привносил кураж в репетиционный процесс.
Любимов говорит, что вернулся к «Бесам», потому что сегодня Достоевский звучит пророчески. Впервые он поставил «Бесов» 28 лет назад, в Лондоне. Нынешняя постановка отличается аскетизмом оформления. Цель — заострить внимание зрителя на тексте. Юрий Любимов подчеркивает, что выбрал для постановки «Бесов», потому что это произведение максимально демонстрирует всеобщий кризис веры, потерю нравственного, морального стержня. А это — трагедия нашего времени.
К участию в спектакле Любимов привлек, в основном, молодых артистов театра. Неожиданно появление на сцене пианиста Александра Гиндина, который вживую играет на рояле произведения Стравинского, Мартынова. Рояль — становится одним из действующих лиц спектакля. Не случайно Любимов определил жанр «Бесов» как «Концертное исполнение романа в двух частях».