31 октября. Базельский симфонический оркестр. Солируют Юрий Башмет,Елена Васильева, Николай Диденко
Концертный зал имени Чайковского
Абонемент № 4 «Европа музыкальная»
Концерт проводится в рамках Российско-Швейцарского фестиваля «Culturescapes-2012»
Базельский симфонический оркестр давно завоевал репутацию одного из ведущих оркестров Швейцарии, о его международном признании свидетельствуют разнообразные маршруты гастролей, а также обширная дискография и престижные награды, которыми были удостоены записи коллектива. Многие авторитетные дирижёры современности сотрудничали с оркестром. А когда в 2009-м Базель-симфони возглавил известный американский дирижёр и пианист Дэннис Рассел Дэвис, известный своим пристрастием к авангарду, то Базельский симфонический стал одним из наиболее признанных в Европе интерпретаторов современной музыки.
Репутацию одного из самых неординарных и экспериментирующих дирижеров Д.Р. Дэвис завоевал своими интерпретациями музыки самых разных современных композиторов, среди которых Лучано Берио, Аарон Копленд, Ханс Вернер Хенце, Филип Гласс, Майкл Найман, Джон Кейдж. В 1980-м за запись сюиты А.Копленда «Весна в Апалачах» с Камерным оркестром Сент-Пола (США) дирижёр был удостоен премии «Грэмми» за лучшую запись камерной музыки. Стремясь пропагандировать новое музыкальное искусство, Д.Р. Дэвис стал в 1997 году одним из основателей Оркестра американских композиторов – единственного в своём роде симфонического коллектива, специализирующего на современной музыке США. Новое в искусстве стало приоритетом и его репертуарной политики с Бруклинским филармоническим оркестром. Взлет европейской карьеры Д.Р. Дэвиса связан с руководством Штутгартской оперой (1980-1987), где большой резонанс имели его постановки сочинений американского авангардиста Филиппа Гласса. Затем дирижёр возглавлял оркестр Бетховенхалле в Бонне, симфонический оркестр Венского радио, Брукнеровский оркестр Линца. Утвердившись в репутации дирижёра-авангардиста, Д.Р. Дэвис, однако, регулярно поражает меломанов интереснейшими и глубокими обращениями к классике, среди которых один из самых масштабных и резонансных – антология из 37 дисков с записью всех 107 симфоний Й. Гайдна, осуществлённая в рекордные сроки (за год с небольшим) со Штутгартским симфоническим оркестром и выпущенная в 2009-м.
В московском концерте со своим Базельским симфоническим оркестром, Дэннис Рассел Дэвис также отдаст дань классике, обратившись к Торжественной увертюре «1812 год» П.И. Чайковского. Но основную часть программы составит музыка современности. Совместно с Юрием Башметом будет исполнен посвящённый ему Концерт для альта с оркестром Альфреда Шнитке, ставший едва ли не самым известным опусом композитора, благодаря удивительной музыке медленной части. В работе над записью Девятой симфонии Шнитке Д.Р.Дэвис познакомился и с композитором Александром Раскатовым. Ему была доверена расшифровка и окончательная редакция последней, Девятой симфонии Шнитке. Теперь на московском филармоническом концерте музыка Раскатова будет откликаться на звучание Альтового концерта Шнитке.
Воспитанник Московской консерватории (класс А.С. Лемана) и аспирантуры (класс Т.Н. Хренникова), Александр Раскатов в 90-е по приглашению франкфуртского издательства «M.R. Belaieff» уехал в Германию. Исследователи характеризуют стилистику его творчества как «умеренный западнический авангардизм-постмодернизм», однако, подобно произведениям его кумира Шнитке, музыка Раскатова представляет сплав авангарда и полистилистики. А сам Шнитке с интересом относился к опытам Раскатова по объединению современных техник композиции с принципами русского фольклора и православного церковного пения. Сегодня музыка Раскатова звучит на лучших сценах мира: его опера «Собачье сердце» по Булгакову успешно прошла в Национальных оперных театрах Амстердама и Лондона, а в 2013-м намечено её исполнение в миланском «Ла Скала», где со времен Шостаковича и Прокофьева не звучала новая русская музыка. Раскатов пишет «под заказ» Лондонскому филармоническому оркестру под управлением Владимира Юровского. Специально для фестиваля «Сulturescapes» создан и опус «Magnum Mysterium», представляющий собой полистилистическую вокально-симфоническую фантазию на тексты средневековых трактатов Парацельсия, религиозно-мистические откровения Якоба Бёме, символизм Осипа Мандельштама и лирику Федора Тютчева. Воплотить композиторский замысел оркестру Базеля призваны помочь сопрано Елена Васильева – супруга композитора, как никто понимающая его стилистику, и один из самых успешных и востребованных на Западе отечественных певцов новой генерации – бас Николай Диденко. Некоторым пояснением к замыслу мистерии может стать выдержка одного из интервью композитора: «В музыке должна быть некая тайна, которая не поддается словесному постижению… В России мы хотели быть «авангардистами», а на Западе хочется лучше узнать самого себя, откуда ты, где твои корни. Композитор – это как бы сорт маятника: чем больше амплитуда его раскачивания (Россия – Европа или Восток – Запад), тем богаче его музыкальный мир. И тем больше людей он заражает вирусом своего «я»…» О «заразительности» музыки Раскатова москвичи смогут судить на филармоническом концерте Базельского симфонического оркестра под управлением Дэнниса Рассела Дэвиса.
Исполнители:
Базелльский симфонический оркестр
Дирижёр — Дэннис Рассел ДЭВИС /США/
Солисты:
Юрий Башмет (альт)
Елена Васильева (сопрано)
Николай Диденко (бас)
В программе:
А. Раскатов — Magnum Mysterium на тексты Парацельсия, Я. Беме, О. Мандельштама, Ф. Тютчева (2012)
По заказу CULTURESCAPES /Российская премьера/
А. Шнитке — Концерт для альта с оркестром (Посвящается Ю.Башмету)
П. Чайковский — Торжественная увертюра «1812 год»