7-12 сентября. Кинофестиваль Датская Волна — 3
Москва, кинотеатр 35mm
(Покровка, 47/24, м. Курская, Красные ворота) Фестиваль приурочен к Государственному визиту Королевы Дании Маргрете II и Принца-консорта Хенрика, в сопровождении кронпринца Фредерика, в Российскую Федерацию
Одни сочувственно вздыхают, другие злорадствуют: «Датская волна захлебнулась!». И правда – фильмов с лейблом «Догма-95» не встретишь уже даже на фестивалях, а разговоры о «скандинавской революции» как-то сами собой сошли на нет. Но как не заметить, что датчане, поумерив бунтарские амбиции, потихоньку внедрились в мировое кино, став своими даже в Голливуде! Никто и не думает о Ларсе фон Триере как о представителе Дании: это – всемирный феномен. Лоне Шерфиг снимает блестящие фильмы в Великобритании, Сюзанна Биер собирает «Золотые глобусы» и «Оскары», а Николас Виндинг Рефн, которого еще вчера считали причудником-маргиналом, объявляется в Каннах лучшим режиссером. Не хуже дело обстоит с актерами: лица и имена Мадса Миккельсена, Ульриха Томсена, Николая Лие Кааса или Йеспера Кристенсена знают далеко за пределами Европы.
Пока лучшие из лучших завоевывают экраны мира, их более скромные соотечественники упорно продолжают возделывать свой сад – неизменно цветущий, поскольку кино по-прежнему остается в Дании национальным приоритетом. Что изменилось за последние годы? Пожалуй, лишь одно: датчане, наконец, признали себя кинематографической нацией и начали осмыслять этот факт. Уже и сам фон Триер становится комическим киногероем («Эрик Ницше: ранние годы»). В программе этого года можно отыскать фильм о сценаристе («Правда о мужчинах»), о режиссере («Все будет хорошо») и об актере («Смешной человек») – хотя рядом с ними есть и пекари («Семья»), и рыбаки («Человек из Нуука»). Юмор, здравомыслие, склонность к парадоксам и семейные ценности – неизменный рецепт обаяния датчан, явленный и в полном метре, и в анимации, и в документалистике («Красная капелла»). Да и в самой жизни.
Фестиваль откроет Его Королевское Высочество Кронпринц Дании Фредерик
РАСПИСАНИЕ
7 сентября, среда
18:00 Открытие
Выступление DJ Rosa Lux
Смешной человек / Dirch
8 сентября, четверг
19:30 Смешной человек / Dirch; Q&A с Майклом Рейксом и Ларсом Ранте
9 сентября, пятница
19:30 Правда о мужчинах / Sandheden om mænd
10 сентября, суббота
17:00 Красная капелла / Det røde kapel
19:00 Все будет хорошо / Alting bliver godt igen
11 сентября, воскресенье
17:00 День Гнева / Vredens dag
19:00 Семья / En familie
12 сентября, понедельник
19:30 Человек из Нуука / Nuummioq
ГОСТИ ФЕСТИВАЛЯ
МАЙКЛ КРИСТИАН РЕЙКС, продюсер
Майкл Кристиан Рейкс родился в 1969 году в городе Слангеруп. Почти все детство провел в Брюсселе. В 1992 году закончил институт кино и медиа Копенгагенского университета. Последние 12 лет является ведущим датским телепродюсером и продюсером документального кино. Сотрудничая с двумя крупными вещательными компания DR и TV2, продюсировал множество успешных международных телепроектов. В 2003 году начал работу со студией Nordisk Film и стал продюсером таких известных документальных картин, как «Преодоление» (Overcoming, 2005, реж. Томас Гисласон), «Призраки Сите-Солей» (Ghosts of Cité Soleil, 2006, реж. Асгер Лет), а также художественного фильма «Мир Карлы» (Karla's World, 2007, реж. Шарлота Саш Боструп). В 2008 году основал компанию Koncern Film, на которой спродюсировал картину «Аплодисменты» (Applaus, 2009, реж. Мартин П. Зандвлиет), получившую множество призов на международных кинофестивалях. В 2011 выходит второй совместный фильм режиссера Мартина П. Зандвлиета и продюсера Майкла Рейкса – «Смешной человек» (Dirch). Также в 2011 году Рейкс приступил к сотрудничеству с Cosmo Film, что значительно расширяет его творческие возможности и позволяет работать как над датскими, так и международными проектами.
ЛАРС РАНТЕ, актер
Ларс Ранте родился в 1969 году в Копенгагене. Учился актерскому мастерству в театре в Оденсе. Принимал участие в театральных постановках многих известных театров Дании. Также снимался на телевидении. Особенную популярность принесла ему роль Якоба в телесериале «Лето» (Sommer, 2008). Среди работ в кино – роли в фильмах «Зеленые мясники» (De grønne slagtere, 2003, реж. Андерс Томас Йенсен), «Братья» (Brødre, 2004, реж. Сюзанна Биер), «Пусть маленькие дети...» (Lad de små børn..., 2004, реж. Паприка Стеен), «В твоих руках» (Forbrydelser, 2004, реж. Анетт К. Олесен), «Адамовы яблоки» (Adams æbler, 2005, реж. Андерс Томас Йенсен), «Мухи на стене» (Fluerne på væggen, 2005, реж. Оке Сандгрен), «Смешной человек» (Dirch, 2001, реж Мартин П. Зандвлиет).
ХЕНРИК БО НИЛЬСЕН, директор Датского киноинститута
Хенрик Бо Нильсен родился в Дании в 1961 году. Изучал право в университете Орхуса в 1980-84 гг. В 1983-1991 гг. занимал различные руководящие должности в гуманитарных областях. В 1991-2007 гг. – издатель и генеральный директор ежедневной газеты Information. С 2007 года – директор Датского киноинститута. Также занимает руководящие должности в Европейском центре изучения кино, Европейской киноакадемии, организации «Культура для детей и юношества», Датском киноклубе, датском комитете ЮНЕСКО и др. Является соавтором нескольких актуальных книг и по-прежнему сотрудничает с газетой Information как колумнист.
ROSA LUX, диджей
Rosa Lux, музыкальный продюсер и диджей, взяла свой творческий псевдоним в честь известной революционерки Розы Люксембург. Важная часть клубной сцены Копенгагена, имеет собственный ночной клуб и является членом скандально известного коллектива Dunst. Только что выпустила дебютный альбом, первый сингл с которого, Min Klub Først, был большим летним хитом. Выступает как диджей с 2002 года, эклектично смешивает тек-хаус, техно, дип-хаус и балеарик. Принимает участие в организации фестиваля электронной музыки Strøm.
ФИЛЬМЫ
Смешной человек / Dirch
Дания 2011, 109 мин.
Режиссер Мартин Зандвлиет
В ролях: Николай Лие Каас, Юли Сангерберг, Ларс Брюгманн, Анника Окер, Лаура Кристенсен, Мортен Кирксков
«Смешной человек» — кинобиография одного из важнейших персонажей датской культурной истории прошлого столетия, артиста Дирка Пассера. Участник популярного комического дуэта, он стал безусловной звездой 1960-х, а после смерти своего партнера Килда Петерсена продолжил сольную карьеру: в частности, его роль в «Тетке Чарлея» до сих пор считается эталонной. Дирк был абсолютной звездой на сцене, оставаясь за кулисами застенчивым, неуверенным в себе человеком. Это и позволило сделать из его жизнеописания увлекательный сценарий, превращающий артиста в трагикомический типаж, сродни тем, которых он всю жизнь играл на сцене и в кино: одинокого мужчину в поисках ответа на вопрос «кто я такой?». На роль Пассера приглашен самый востребованный, изобретательный и неординарный датский актер – Николай Лие Каас, чья карьера началась с ролей в «Идиотах» фон Триера и «Реконструкции» Боэ, а со временем привела его в масштабные международные проекты вроде «Ангелов и демонов» Рона Ховарда. Редкий случай, когда исполнитель конгениален сыгранному им герою.
День Гнева / Vredens dag
Дания 1943, 97 мин.
Режиссер Карл Теодор Дрейер
В ролях: Керстен Андресен, Сигурд Берг, Альберт Хёберг,Харольд Хольст, Эмануэль Йоргенсон, Софи Надсен
«День гнева» — напоминание о славной истории датского кино, один из ключевых шедевров величайшего режиссера Дании, кумира Ларса фон Триера и многих других современных скандинавов, Карла Теодора Дрейера. Эта картина снималась в труднейших условиях, став следующей работой Дрейера после эпохального «Вампира»: на завершение «Дня гнева» потребовалось больше десяти лет, а съемки велись во время оккупации Дании нацистами. Дрейер возвращается к своим любимым темам, затронутым еще в «Страстях Жанны д’Арк»: противостояние индивидуума обществу, сильные женщины против безжалостных и лицемерных мужчин, обреченность человека на одиночество и непонимание. В медленном, торжественно-ритуальном ритме он рассказывает об охоте на ведьм в Скандинавии XVI века. Героиня изменяет мужу-пастору с его сыном; после внезапной смерти нелюбимого супруга ее обвиняют в колдовстве. Каждый персонаж картины – и жертва, и палач, каждый несчастлив и потому готов приговорить другого к пыткам и костру. В 1943-м году критики объявили провалившийся в прокате «День гнева» неудачей мастера, а сегодня он считается одним из важнейших фильмов ХХ века.
Правда о мужчинах / Sandheden om mænd
Дания 2010, 91 мин.
Режиссер Николай Арсель
В ролях: Туре Линдхардт, Тува Новотни, Росалинд Мюнстер, Сигне Эгхольм Ольсен, Хеннинг Валин Якобсен, Карен-Лизе Мюнстер, Ханс Хенрик, Воетманн
«Правда о мужчинах» сделана Николаем Арселем – молодым режиссером, на счету у которого несколько коммерчески успешных картин, включая нашумевшую «Игру королей». Однако самым значительным его достижением на сегодняшний день остается сценарий к шведской экранизации «Девушки с татуировкой дракона» Стига Ларссона. Возможно, поэтому главным героем новой картины он сделал сценариста, переживающего кризис среднего возраста. У него есть хорошая работа на телевидении и любящая подруга, но он своей жизнью категорически недоволен: кроме когда-то успешного мультфильма он не создал ничего путного, и женщину своей мечты так и не встретил. Этот фильм – о трагикомических поисках себя, вечная притча о синей птице. Самые безумные авантюры убедят мятущегося неудачника в том, что счастье он разрушил собственными руками, так и не просчитав драматургических законов своей тривиальной судьбы.
Награды и фестивали:
Номинация на национальную кинопремию «Бодил» – лучший фильм, лучшая женская роль второго плана
Номинация на премию «Роберт» – лучший фильм, лучший режиссер, лучшая операторская работа, лучшая работа художника-постановщика, лучшая работа художника по костюмам, лучший монтаж, лучший сценарий, лучшая песня, лучший звук, лучшие визуальные эффекты, лучшая женская роль второго плана
Премия «Зулу» — лучшая актриса второго плана, номинации – лучший фильм, лучшая мужская роль, лучшая женская роль второго плана
Красная капелла / Det røde kapel
Дания 2009, 88мин.
Режиссер Мадс Брюггер
Документальный
«Красная капелла» – возможно, самый отвязный и неожиданный проект студии Ларса фон Триера Zentropa, справедливо названный критиками «чем-то средним между “Идиотами” и “Боратом”». Тележурналист и документалист Мадс Брюггер приезжает в Северную Корею с культурной миссией – гастролями комической труппы датских корейцев, никогда в жизни не бывавших на исторической родине. Один из комиков – придурковатый толстяк, не знающий ни слова по-корейски, второй – заторможенный субъект в инвалидной коляске. Их подлинная задача – испытать границы терпимости тоталитарного режима, взорвать его при помощи абсурдных действий (чего стоят только скетчи о принцессе на горошине и даме-трансвестите), а заодно совершить турпоездку по самой большой театральной декорации мира, каковой им представляется Пхеньян. Очень смешная и крайне неполиткорректная картина получила приз на фестивале «Санденс» как лучший документальный фильм.
Награды и фестивали:
Кинофестиваль «Сандэнс» – главный приз жюри в международном конкурсе документальных фильмов
Кинофестиваль Nordisk Panorama – приз за лучший скандинавский документальный фильм
Все будет хорошо / Alting bliver godt igen
Дания 2010, 90 мин.
Режиссер Кристофер Боэ
В ролях: Йенс Альбинус, Игорь Радославлевич, Марианна Янкович, Томас Хёйте Меерсон, Эслем Сагланмак, Беньямин Боэ Расмуссен
Это четвертая картина Кристофера Боэ, талантливого фрондера, которого еще во время учебы в Копенгагенском киноинституте профессора и критики объявили новым Ларсом фон Триером. Формальные изыски и любовь к пижонским манифестам – налицо, и человек одаренный, однако лидером или основоположником даже среди молодых он пока не стал – держится особняком. Его новейшая работа – уже не отстраненная притча, вдохновленная Бергманом и Феллини, а забавная сатира на датскую кинематографию. Самовлюбленный режиссер-невротик никак не может дописать сценарий в срок; ему в руки попали доказательства преступлений датских военных в горячих точках, и теперь он убежден, что за ним охотятся спецслужбы. Разумеется, постепенно выясняется, что причины паранойи – в нем самом. Главную роль сыграл лучший Гамлет современного датского театра и любимец фон Триера («Идиоты», «Самый главный босс») Йенс Альбинус. Сотрудничающий с Боэ еще со студенческих времен оператор-виртуоз Мануэль Кларо отныне известен и работой над «Меланхолией».
Награды и фестивали:
Номинация на национальную кинопремию «Бодил» – лучшая женская роль второго плана
Номинация на премию «Роберт» – лучший фильм, лучшая операторская работа, лучшая работа художника-постановщика, лучшая работа художника по костюмам, лучшая мужская роль, лучший монтаж, лучший грим, лучшая музыка к фильму, лучшие визуальные эффекты
Номинация на премию «Зулу» – лучшая женская роль второго плана
Человек из Нуука / Nuummioq
Гренландия 2009, 95 мин.
Режиссеры Торбен Беч, Отто Росинг
В ролях: Ларс Росинг, Анкуннгуанк Ларсен, Юли Бертельсен, Мариус Ольсен, Мака Клейст, Амос Эгеде
«Человек из Нуука» — первый гренландский фильм, и это уже достаточная причина, чтобы вписать его в историю кинематографа. Не прибегая к помощи Датского киноинститута продюсеры нашли финансирование на стороне, движимые национальной гордостью: их задача была непростой – доказать, что Гренландия хороша не только своими пейзажами, но и людьми, которым свойственны особенный стоицизм и специфическое нордическое мужество. По сюжету, молодой человек, живущий в свое удовольствие, проводящий свободное время на охоте или рыбалке с компанией верных друзей, однажды влюбляется в прекрасную незнакомку... а через день узнает, что у него неоперабельная опухоль мозга. Пытаться ли продлить жизнь, подвергаясь унизительной и мучительной терапии, или смириться со своей участью, прожив последние месяцы в свое удовольствие? Пока герой ищет решение этой дилеммы, зритель может наслаждаться видами самой маленькой и уютной столицы мира – Нуука – и невероятными, в самом деле, пейзажами.
Награды и фестивали:
Кинофестиваль «Сандэнс» — участник программы
Международный кинофестиваль в Палм-Спрингс – приз FIPRESCI
Семья / En familie
Дания 2010, 102 мин.
Режиссер Пернилла Фишер Кристенсен
В ролях: Йеспер Кристенсен, Лене Мария Кристенсен, Йохан Филипп Асбек, Анне Луиз Хассинг, Лине Круусе, Коко Хьярдемоль, Густав Фишер Кьерулфф
«Семья» сделана Перниллой Фишер Кристенсен – новейшей представительницей датской женской режиссуры. Эта предприимчивая девушка еще не добилась таких успехов, как Лоне Шерфиг или Сюзанна Биер, но уже получает награды на международных фестивалях. В частности, эта картина на Берлинале была удостоена приза жюри критики ФИПРЕССИ. В центре ленты – классический конфликт датского (и не только) кино между карьерой и семьей. Героиня – молодая галеристка, живущая с любящим бойфрендом. В первых кадрах картины ей предлагают работу мечты в далеком Нью-Йорке, но, не успев отпраздновать радостную новость, девушка узнает, что ее отец тяжело болен. У умирающего старика, властного и капризного, есть лишь одна идея фикс: передать семейный бизнес, известную на весь город пекарню, любимой дочери. Предсказуемая интрига разыграна прекрасными актерами естественно и ненавязчиво. Особенное внимание на себя обращает Йеспер Кристенсен. Шестидесятитрехлетний артист, заслуживший на родине признание ролями в социальных драмах («Скамейка», «Окей») сегодня чаще снимается за пределами Дании («Квант милосердия», «Расплата»), что делает каждое его появление в датском кино еще более ценным. Его роль в «Семье» – в числе лучших.
Награды и фестивали:
Берлинский кинофестиваль – приз FIPRESCI
Международный кинофестиваль в Вальядолиде – приз за лучшую мужскую роль
Международный кинофестиваль в Лос-Анджелесе – приз за лучший художественный фильм
Международный кинофестиваль Festroia – приз за лучшую операторскую работу
Международный кинофестиваль в Лондоне – участник программы
Благодарим Анну Четверикову за предоставленную информацию