9 февраля. «Самозванка». Крещенский фестиваль в Новой Опере
Новая Опера представляет оперу на исторический сюжет современного композитора Валерии Бесединой и либреттиста Святослава Беседина.
В 1773 году в Европе появился слух о прямой наследнице русского престола. Она именовала себя «принцессой Владимирской», «княжной Елизаветой Алексеевной Таракановой» и представлялась дочерью российской императрицы Елизаветы Петровны и ее фаворита графа Разумовского. Неизвестная особа активно заявляла права на престолонаследие и искала поддержки у врагов Российской Империи. Разумеется, подобные действия не остались без внимания императрицы Екатерины II. Она поручила военному и государственному деятелю графу Алексею Орлову «поймать всклепавшую на себя имя во что бы то ни стало». События, последовавшие за приказом, легли в основу сюжета оперы «Самозванка».
Авторы продолжают традицию русской оперы XIX века, связанную с именами М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского. «Самобытный, неповторимый музыкальный стиль, мелодизм, использование колорита русского фольклора <...> делает оперу Бесединых уникальным явлением в современном искусстве» (Иркиб Габитов, режиссер-постановщик Мариинского театра).
Валерия Беседина, композитор:
«После успешной премьеры балета „Суламифь“ (1997) на библейскую тему мне захотелось написать русскую оперу в исконных традициях — историю, полную драматических коллизий и противоречивых персонажей. Поскольку я всегда интересовалась русской историей, сюжет о Екатерине II появился сразу. Тем более опер о великой правительнице никогда не писали. Я искала либреттиста 12 лет, а в результате им стал мой 18-летний сын Святослав. Он серьезно изучал законы оперной драматургии и смог создать яркий, концентрированный по мысли текст со стремительно развивающимся и захватывающим сюжетом. Многие строки, написанные в 2010 году, оказались пророческими: „Нынче Европа на нас обозленная / Из-за побед наших громких, блистательных! Кто такое простит?“. Мечта автора — увидеть свое творение на большой сцене в достойной постановке в исполнении талантливых артистов. И мне кажется, что опера „Самозванка“ может рассказать миру о нынешней могучей России. Ведь настоящее искусство зачастую способно на большее, чем дипломаты и военные вместе взятые. Культура — вот истинное лицо Государства!».
Хормейстер Юлия Сенюкова
Партия фортепиано Александр Жиленков
Режиссер Надежда Столбова
Хор театра Новая Опера
Государыня Екатерина II Евгения Сегенюк
Княжна Наталья Мельник
Алексей Орлов Артём Гарнов
Канцлер Дмитрий Бобров
Крестница Софья Селезнёва
Гондольер (итальянец) Антон Бочкарёв