Александр Мосолов к 120-летию со дня рождения
В 2020 году исполнилось 120 лет со дня рождения одного из лидеров раннего русского авангарда Александра Мосолова. Его симфоническая картина «Завод. Музыка машин» — такая же визитная карточка своей эпохи, как и «Чёрный квадрат» Малевича. Стиль композиций Мосолова 1920-х годов — музыкальный конструктивизм. К теоретикам-конструктивистам в те годы близко примыкали поэт Сельвинский, писатель Шкловский, художник и фотограф Родченко, режиссёр Вертов. Среди композиторов Мосолов был едва ли не единственным, который придерживался конструктивистских идиом.
Его «Газетные объявления» манифестируют музыку факта, музыку-вещь: вот эпизод жизни маленького человека. А вот вышел следующий номер газеты, старый номер выкинули вместе с этим фактом. Но объявление обретает вторую жизнь как аппликация в музыкальном произведении. Вспомним коллажи художников-авангардистов, наклеивающих газетные вырезки и этикетки на свои полотна! А в других своих сочинениях Мосолов просто монтирует музыкальные эпизоды, подобно тому, как это делали в кино и фотографии Вертов и Родченко. Монтаж может быть нарочито небрежным, что придаёт ещё большую яркость странным, часто гротескным музыкальным образам в диапазоне от фокстрота до пародийной фуги. Или, например: вот деревня. А вот едут трактора с популярной в те годы песней «Вперёд, заре навстречу».
Как и другие авангардисты 1920-х, Мосолов подвергался критике со стороны культурного истеблишмента первой половины 30-х. Изучая и используя среднеазиатский фольклор, он делал шаг навстречу идеологам искусства. Но и сочинение музыки в духе соцреализма не уберегло композитора. Он был арестован и отправлен в трудовой лагерь. При аресте пропал целый чемодан с нотами сочинений, которых мы больше, наверное, уже никогда не услышим.
Чудом он вышел на свободу в «бериевскую оттепель», в 1938 году, продолжил сочинять добротную, академически и идеологически выверенную музыку и уже никогда не возвращался к своему опыту авангарда. Об этом свидетельствуют многочисленные сочинения для хора a cappella или для хора в сопровождении оркестра русских народных инструментов, написанные словно бы другим автором. Имя композитора было забыто до конца семидесятых годов, пока не ушли из жизни его критики.
В программе концерта в Рахманиновском зале представлены как произведения Александра Мосолова авангардного периода, воссоздающие причудливый и резкий, гротескный и временами очень печальный музыкальный мир композитора, так и хоровые миниатюры позднего периода, свидетельствующие о творческой капитуляции художника, раздавленного и подавленного тоталитарной машиной власти.
Ансамбль «Студия новой музыки»
Дирижёр — Игорь ДРОНОВ
Екатерина КИЧИГИНА (сопрано)
Мона ХАБА (фортепиано)
Наталия ЧЕРКАСОВА (фортепиано)
Струнный квартет «Студия новой музыки»:
Станислав МАЛЫШЕВ (скрипка)
Инна ЗИЛЬБЕРМАН (скрипка)
Анна БУРЧИК (альт)
Ольга КАЛИНОВА (виолончель)
Камерный хор Московской консерватории
Дирижёр — Александр СОЛОВЬЁВ
В программе:
А.Мосолов «Завод. Музыка машин», переложение для ансамбля «Тракторная бригада въезжает в колхозную деревню», переложение для ансамбля О. Бочихиной
Струнный квартет №1
«Четыре газетных объявления» на тексты из газеты Известия ВЦИК, переложение для голоса и ансамбля Э. Денисова
«Два танца» для фортепиано «Два ноктюрна» для фортепиано «Три детские сценки», переложение для голоса и ансамбля Э. Денисова
Соната для фортепиано №4 Сочинения для хора a cappella
Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского
РАХМАНИНОВСКИЙ ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИИ 8 января 2021, понедельник, 19.00