МЫ ВНЕ ПОЛИТИКИ!

Альманах «Фамильные ценности» — абсолютно оригинальное и уникальное российское интернет-издание, не имеющее аналогов: все темы, поднятые в альманахе, рассматриваются через призму фамильных ценностей.

«Фамильные ценности» информируют о ярких, интересных, достойных внимания феноменах культуры и искусства, которые могут претендовать на место в истории.

«Фамильные ценности» обновляются ежедневно.

radbell@yandex.ru

Фильм «Орлеан» — в кинотеатрах с 17 сентября

Фильм «Орлеан» — в кинотеатрах с 17 сентября

Материал подготовил Дмитрий Намычкин

«Орлеан» — кино для тех, кто любит сильные эмоции, кто приходит в кинотеатр, чтобы погрузиться в особенный кинематографический мир, который нельзя увидеть в реальной жизни. Этот мир создан через яркие характеры, через ироничные образы, через черный юмор, через гениальную работу художников. Ты погружаешься в этот мир, живешь в нем два часа именно на стыке двух эмоций — сильного потрясения и смеха одновременно. Это такой эмоциональный коктейль по названием «лед и пламень», который рассчитан на людей, любящих переживать эти самые сильные эмоции» (продюсер Игорь Мишин)

О чем:

Затерянный во времени и пространстве провинциальный городок Орлеан. Жизнь здешних обитателей проста и незамысловата, как и миллионов людей на нашей планете. Появление в городишке странного господина по профессии экзекутор неожиданно производит эффект разорвавшейся бомбы. Он открывает глаза жителям Орлеана на, казалось бы, понятные каждому вещи: за «скелеты в шкафах» каждого из нас рано или поздно приходится платить. И теперь жизни красотки-парикмахерши Лидки, хирурга местной больницы Рудольфа, следователя Неволина и других горожан никогда не будут прежними.

Про сценарий:

Новый фильм лауреата премии «Золотой орел» («Спартак и Калашников», «Орда»), обладателя наград Московского международного кинофестиваля («Орда») Андрея Прошкина «Орлеан» снят по мотивам одноименного романа знаменитого сценариста Юрия Арабова.

«Как- то Арабов мне сказал, что у него есть история и предложил почитать, может, меня заинтересует. Я был в восторге: мы только что завершили „Орду“, она ему понравилась, и, конечно, согласился почитать новую историю. Прихожу домой, открываю письмо, а там „Орлеан“. Через несколько дней я заставил себя прочитать сценарий, чтобы как-то аргументировать свой отказ, но вместо отказа я наоборот совершенно влюбился в эту историю», — рассказывает Андрей Прошкин.

О жанре:

Фильм «Орлеан» снят в необычном жанре — на стыке черной комедии и мистического триллера. Яркие роли, афористичные диалоги, черный юмор, сочетание привычной реальности, гротеска и мистики — вот основа этого фильма, который заставляет зрителя два часа удивляться, ужасаться и смеяться одновременно.

«Я думаю, что главное, куда меня Арабов сдвинул, это гротеск. Моя картина „Миннесота“ была на грани психологического реализма и чего-то такого более специфического. В „Орде“ очень силен этот гротеск, а „Орлеан“ — следующий шаг. Когда я читал „Орлеан“ как сценарий, у меня в голове очень быстро сложилось ощущение, что это может быть интересно», — отмечает Андрей Прошкин.

Режиссер Андрей Прошкин пригласил на картину своих постоянных коллег — художника-постановщика Юрия Карасика, работавшего с режиссером на съемках картины «Миннесота» и мини-сериале «Переводчик», а также прославленного оператора, обладателя премий «Ника», «Золотой орел» и «Белый квадрат» Юрия Райского.

«Мы с Юрой и Андреем „дышим в одну трубку“. Все, что мы придумывали, мы придумывали вместе и вместе воплощали. Один что-то придумывает, другой — подхватывает, и вместе все это реализуем, поэтому мне на „Орлеане“ работалось очень легко», — говорит Карасик.

О поиске героев:

После формирования съемочной группы, решившей выступить в новом для себя жанре, необходимо было найти исполнителей главных ролей — эксцентричных жителей вымышленного Орлеана и таинственного экзекутора. Андрей Прошкин еще на стадии прочтения сценария определился с актрисой, которая могла бы исполнить роль яркой и порочной парикмахерши Лидки. Этой актрисой стала трехкратный лауреат премий «Ника» и «Золотой орел» Елена Лядова.

«Я посмотрел картину Андрея Звягинцева „Елена“ и был в восторге от того, как там играет Лена Лядова. Я с Леной дружил и работал до этого. И мне сразу показалось, что может быть интересно ей предложить такую необычную для нее и для меня роль — Лидки-парикмахерши», — рассказывает Андрей Прошкин.

Елена Лядова с легкостью согласилась на предложение Прошкина принять участие в фильме «Орлеан».

«Андрей захотел, чтобы меня увидели другой, за что я ему благодарна. Это смело с его стороны. Я думаю, мы оба ощутили некую свободу творчества в новых очертаниях. Это острохарактерная роль, она совсем не героическая и не страдальческая. Именно такую хулиганскую работу мы хотели с Андреем провернуть, — говорит актриса — Это была потрясающая компания. Мне кажется, у нас сложилась такая отличная компания придурков — в хорошем смысле актерском. Иногда, конечно, мне хотелось побольше хулиганства какого-то, раз уж получила острохарактерную роль, хотелось жечь по полной. Но Прошкин — режиссер очень аккуратный».

Лядова отмечает, что впервые работала в таком жанре и называет фильм «Орлеан» настоящим подарком для актеров.

«Этот фильм об обычных человеческих ценностях, о совести, если хотите. Фильм получился внятный, понятный, спасибо Юрию Арабову за это произведение. Мне было интересно читать его мысли, хотелось залезть ему под кожу», — отмечает актриса.

Режиссер также сразу понимал, что одну из ролей в «Орлеане» должен сыграть много снимавшийся у Прошкина актер Виталий Хаев («Миннесота», «Орда», «Переводчик»).

«Хаев, по-моему, последние несколько лет для меня судьба, поэтому я не столько думал, кого звать, сколько думал, какую роль найти Хаеву», — отмечает Прошкин.

В итоге Виталий Хаев исполнил роль мрачного «орлеанского» следователя Неволина.

«Любые предложения Андрея для меня бесценны, я на них на все соглашаюсь, они всегда интересны и неординарны. Так получилось и в этот раз. В сценарии Юрия Арабова было очень здорово прописано, какой мой герой. Тем не менее у меня с Андреем было немало разговоров по поводу Неволина, того, как он существует, как он принимает мир, про его двойственность, его „располовиненное“ лицо — это по сути два человека в одном. Исчадие ада и абсолютный ангел, который верит в следующее пришествие Христа, и в этом его драма и трагедия», — говорит Виталий Хаев.

Другой ключевой персонаж картины — хирург Рудольф — долго не мог найти своего экранного воплощения. Спасением для Прошкина стали гастроли екатеринбургского «Коляда-театра» в Москве. В спектакле «Борис Годунов» заглавную роль играл артист Олег Ягодин, лидер труппы Николая Коляды, переигравший чуть ли не все классические театральные роли.

«Я видел Олега, но совсем немного о нем знал. О нем очень хорошо отзывалась наша ассистентка, но мне казалось, что его будет маловато. Наверное, потому, что история этого персонажа ближе всего к нам — авторам. Этот персонаж — такое альтер-эго, поэтому никак мы не могли его найти. И слава богу, в Москву на свои ежегодные гастроли приехал театр Николая Коляды, который я знал очень плохо. И когда я увидел Олега в роли Бориса Годунова, для меня это сразу было очень убедительно. Мы устроили пробу, которая была абсолютно убедительна для всех», — отмечает Андрей Прошкин.

Олег Ягодин рассказывает, что сразу же захотел сыграть в этом фильме после того, как прочитал сценарий, где был неожиданный для российского кино черный юмор. Правда, Ягодин был удивлен, что ему предложили сыграть именно хирурга Рудольфа.

«Мне казалось, что это взрослый человек, уже поживший, потрепанный жизнью, я все думал, как мне это сделать, начал толстеть, живот все время выпячивал, думал, это поможет, но не помогло — все равно какая-то молодцеватость осталась. Работать тем не менее было несложно, я уже привык, что везде и всегда играю каких-то подонков. Конечно, я долго притирался к группе, для меня это был первый опыт такого большого кино. Я раньше снимался, но не так глобально. Но все получилось. Оказалось, что не так уж это и сложно», — говорит Ягодин.

Неожиданно для режиссера в кастинге «Орлеана» появился и молодой актер Павел Табаков, сыгравший в фильме влюбленного в Лидку паренька Игоря.

«У Олега Табакова есть замечательная студия, в которую отбирают на обучение школьников из всей страны. Там было несколько ребят, которые нам были интересны, и туда пошла наша ассистентка по актерам. Я посмотрел фотографии и увидел одно замечательное лицо, а мне говорят „Это сын Табакова“. Я то думал, что это мальчик из какой-то невероятной глубинки. Паша оказался, на мой взгляд, невероятно способным и чутким человеком», — отмечает режиссер.

На роль странного господина экзекутора, который нарушает привычное течение жизни Орлеана, Андрей Прошкин долго искал подходящую кандидатуру. На помощь пришел продюсер Игорь Мишин, который предложил попробовать актера Виктора Сухорукова.

«Поначалу мне казалось, что это не совсем мое решение, но если продюсер так настаивает, надо, наверное, попробовать. И Виктор Иванович меня абсолютно убедил — и нашей встречей, и особенно пробами. Он меня абсолютно поразил своей самоотверженностью в работе и абсолютной вовлеченностью в работу — то, что называется словосочетанием „старая школа“, — говорит Андрей Прошкин.

Виктор Сухоруков рассказывает, что всегда интересовался творчеством режиссера Прошкина и сценариста Юрия Арабова, так как оба они работают на стыке реальности и парадокса.

«Это мой мир, мое пространство — парадоксальное, гротесковое, противоречивое, где мужчины, женщины, дети, старики — они все некие создания, некие существа, и вообще я сторонник и в театре, и в кино историй, где существует слово „вдруг“. Я сторонник, чтобы в каждой роли был сюжет. Если его нет, то его надо придумать, тогда сюжеты ролей сталкиваются друг с другом, высекая интересную фактуру сюжета целого произведения», — говорит Сухоруков.

За свое участие в фильме «Орлеан» он тоже благодарит это самое «вдруг», счастливый случай и судьбу.

«Я репетировал спектакль в театре Вахтангова и мы сидели с актерами в гримуборной. Вдруг слышу, что Сережа Маковецкий разговаривает с кем-то по телефону, и я понимаю, что он кому-то отказывает. Его уговаривают принять участие в фильме, а он отказывается, потому что он полностью отдал себя эпохальной работе с Сергеем Урсуляком над картиной „Тихий Дон“. Потом я спрашиваю, у Маковецкого, что это за предложение. Он рассказал, что режиссер Андрей Прошкин затевает фильм по сценарию Юрия Арабова. А вечером мне звонит один из продюсеров — Наталья Гостюшина — и говорит: „Виктор Иванович, вот мы вам хотим предложить роль“. Не знали они, что я уже понимал, что позвали меня не играть, а спасать положение, потому что картина, как мне было известно, уже была на всех порах в съемочном процессе», — вспоминает Сухоруков. Прочитав сценарий «Орлеана», я сказал, что должен здесь быть. Это событие, сенсация. Я играл много странных ролей, но такой роли у меня не было».

О саундтреке

Знаменитое лондонское трио The Tiger Lillies работает в мрачном комедийно-трагическом жанре и исполняет композиции в стиле панк-кабаре, что как нельзя лучше подходило к стилистике картины.

«Я увидел объявление, что 3 декабря в клуб „16 тонн“ приезжает группа The Tiger Lillies. Я говорю Прошкину, поедем познакомимся, покажем куски фильма. Мы все это сделали, группа посмотрела тизер фильма и согласилась написать саундтрек. Это, конечно привнесло тот дополнительный эффект, который на старте ни я, ни Андрей не могли ожидать от картины. И сейчас этот музыкальный ряд, очень необычный голос лидера группы Мартина Жака, и тексты, дали какой-то поразительный результат, поэтому фильм получился сильнее, чем мы его делали», — рассказывает продюсер Игорь Мишин.

«Я очень долго переживал, что получается странная история: русская картина музыкально построена на англоязычных песнях, а потом мы на все это плюнули. И я очень благодарен продюсерам за то, что они договорились с The Tiger Lillies записать саундтрек. Частично мы использовали то, что у нас было. Частично они написали новую музыку специально для фильма. И мне кажется, что, невзирая на алогичность — английские песни в русском фильме, — в итоге все получилось художественно органично», — считает Андрей Прошкин.

Написанные для фильма композиции номинантов на премию «Грэмми» The Tiger Lillies легли в основу нового альбома трио — Orleans. Но в процессе съемок совместная работа постановщиков «Орлеана» с британскими музыкантами могла бы и не состояться.

«После того как мы договорились, что они пишут оригинальную музыку к картине, они прислали 13 демо, где были напеты тексты. Мы перевели их, и оказалось, что в половине песен тексты очень жесткие и в издевательской манере высмеивают и героев фильма, и авторов картины. Мы попросили Мартина сделать тексты помягче. Он все переписал, Андрей Прошкин слетал в Берлин в студию, где все свели и идеально расписали треки по картине. Прошкин счастливо возвращается из Берлина, а через два дня от Мартина приходит письмо, что они отзывают все права на альбом и не разрешают использовать его для фильма», — вспоминает продюсер Игорь Мишин.

После такого вся съемочная группа начала нервничать и днями напролет переписывалась с музыкантами. В итоге вопрос был решен беспрецедентным образом. Группа отдала права на использование новых песен, но обязала разместить в финальных титрах фильма надпись следующего содержания: «Морально-нравственная позиция группы The Tiger Lillies не совпадает с позицией авторов фильма».

Режиссер: Андрей Прошкин

Сценарий: Юрий Арабов

Продюсеры: Игорь Мишин, Наталья Гостюшина

Оператор: Юрий Райский

Художник-постановщик: Юрий Карасик

Жанр: фантасмагория греха

В ролях: Елена Лядова, Виталий Хаев, Виктор Сухоруков, Олег Ягодин, Павел Табаков, Тимофей Трибунцев.

11 сентября 2015 г.
Комментарии