Мрачные тени Тима Бёртона
Режиссер Тим Бёртон перенес на большой экран культовый телесериал «Мрачные тени», а в звездный актерский состав готической комедии вошли Джонни Депп, Мишель Пфайффер и Хелена Бонэм Картер.
В 1750 г. Джошуа и Наоми Коллинз вместе с их сыном юным Барнабасом отплыли из Англии, чтобы построить рыболовную империю в Коллинспорте, прибрежном городке Мэна, названного так в их честь. Спустя двадцать лет Барнабас (Джонни Депп) стал «королем горы» или, по крайней мере, Коллинспорта. Владелец поместья Коллинвуд Мэнор, он богат, властен и слывет неисправимым Казановой... пока не совершает роковую ошибку, влюбившись в красавицу Жозетт Дю Пре (Белла Хиткот) и разбив сердце Анжелики Бушар (Ева Грин). Будучи ведьмой в буквальном смысле этого слова, она обрекает его на судьбу, худшую, чем сама смерть, — обращает его в вампира и хоронит заживо.
Два века спустя Барнабаса случайно освобождают из склепа, и тот оказывается в очень изменившемся мире 1972 года — странный мужчина попал в еще более странную эпоху. Он возвращается в Коллинвуд Мэнор и находит в запущении это некогда величественное здание. Жалкие потомки его семьи сохранились лишь немногим лучше родового гнезда, и у каждого из них есть свои «скелеты в шкафу».
Только главе семьи Элизабет Коллинз Стоддард (Мишель Пфайффер) Барнабас доверяет историю своей подлинной личности и сущности. Но его странные и «слегка» устаревшие манеры тут же вызывают подозрения у психиатра доктора Джулии Хоффман (Хелена Бонэм Картер), которая даже не представляет, с какими именно «сложностями» она имеет дело.
Барнабас решает вернуть семье былую славу, и лишь одно мешает ему в этом — весьма уважаемая жительница Коллинспорта по имени Энджи... странно похожая на очень старую знакомую Барнабаса Коллинза.
В Коллинвуде также проживают брат Элизабет, неудачник Роджер (Джонни Ли Миллер), ее дочь-бунтарка Кэролин Стоддард (Хлоэ Грейс Морец) и не по годам развитый сын Роджера десятилетний Дейвид Коллинз (Гулли МакГрат). Многострадальным дворецким поместья является Вилли Лумис (Джеки Эрл Хейли), новым человеком в доме стала няня Дейвида Виктория Винтерс (Белла Хиткот), которая загадочным образом оказывается просто зеркальным отражением Жозетт, истинной любви Баранабаса.
Бёртон снял фильм по сценарию Сета Грэм-Смита, написанного по сюжету Джона Огаста и Грэм-Смита на основе телесериала, созданного Дэном Кёртисом. Продюсерами выступили оскароносные Ричард Д. Занук («Алиса в Стране чудес», «Шофёр мисс Дейзи»), Грэм Кинг («Ранго», «Отступники»), а также Джонни Депп, Кристи Дембровски и Дейвид Кеннеди. Исполнительными продюсерами стали Крис Лебензон, Найджел Гостелов, Тим Хэдингтон и Брюс Берман.
В съемочную группу вошли оператор-постановщик Брюно Дельбоннель, оскароносные художник-постановщик Рик Хайнрикс («Сонная лощина») и художник по костюмам Коллин Этвуд («Алиса в Стране чудес»), а также монтажер Крис Лебензон. Музыку к фильму написал четырежды номинированный на Оскар® Дэнни Элфман («Харви Милк», «Крупная рыба», «Люди в черном», «Умница Уилл Хантинг»).
«Уорнер Бразерс Пикчерз» при участии «Виллидж Роадшоу Пикчерз» представляет фильм производства «Инфинитум Найхил/Джи Кей Филмз/Занук Кампани» режиссера Тима Бёртона «Мрачные тени». В мировой прокат в обычных кинотеатрах и в формате IMAX картина будет выпущена компанией «Уорнер Бразерс Пикчерз», подразделением компании «Уорнер Бразерс Энтертейнмент», а на некоторых территориях — студией «Виллидж Роадшоу Пикчерз».
http://www.darkshadows-movie.ru/
«Есть то, что ты должен знать о семье Коллинз — мы держимся несмотря ни на что».
Обаятельный древний вампир, перед которым невозможно устоять. Загадочная юная дева, которую странным образом притягивает к нему. Ревнивая мегера, соблазнительница и ведьма. Странная семья, проживающая в мрачном старом доме с секретами на каждом углу.
Вот лишь несколько важнейших элементов мегапопулярного сериала конца 1960-х годов, который расшевелил «болото» дневной телесетки. В эпоху, уже отмеченную значительными общественными потрясениями, «Мрачные тени» со своей уникальной смесью готики, романтики и мелодрамы сотрясли основы «мыльной оперы». Неожиданно для всех школьники стали спешить с занятий, чтобы следить за перипетиями в семье Коллинз.
Одним из фанатов сериала был и Тим Бёртон, который вырос и сам расшевелил пару «трясин», став режиссером, известным своим уникальным видением.
Еще один поклонник оригинала Джонни Депп, сыгравший Барнабаса Коллинза, вспоминает: «Сериал был единственным в своем роде, по крайней мере, в дневное время, учитывая его вампиров, привидений и ведьм. Мне всегда нравился этот жанр, даже когда я был совсем юным парнишкой, поэтому, когда мне подвернулись „Мрачные тени“, я уже не мог их упустить».
Перенося «Тени» на большой экран, Бёртон хотел сохранить дух оригинала, в то же время признавая, «что уловить его было достаточно трудно»: «Это не тот случай, когда можно переснять первоисточник покадрово, ведь там больше 1200 серий, и интонации в них постоянно менялись, но они вдохновили нас».
Став частью «Мрачных теней», свою мечту исполнила и Мишель Пфайффер, которая называет себя «отчаянной поклонницей» сериала. «Я была просто одержима, — признается актриса. — Это было первое шоу про вампиров по телевизору. Моя мама скорее всего разрешила бы его смотреть, учитывая, что оно шло днем, а значит его можно было смотреть детям, но мне всегда казалось, что я все-таки нарушаю правила, потому что оно было пугающим и чувственным тоже, особенно для того времени».
Хелена Бонэм Картер вспоминает: «Во время съемок Мишель круглые сутки крутила сериал в гримерке. Я признаю, что он очень необычен для своего времени. Но сейчас мне сложно представить, что он мог напугать Тима и Джонни».
Сет Грэм-Смит, написавший сценарий и придумавший сюжет вместе с Джоном Огастом, говорит: «Мы хотели, чтобы у нас были пугающие моменты, а также романтика, страсть и комедия. По мне все веселье заключалось в адской смеси юмора и хоррора».
За значительную часть юмора отвечает вырванный из привычной ему среды Барнабас Коллинз, родившийся в XVIII веке повеса, разбивший сердце бессердечной ведьме по имени Анжелика. Когда Барнабас говорит о своей любви к другой, утонченной Жозетт, Анжелика решает отомстить обоим, забрав жизнь Жозетт и обрекая Барнабаса на вечное существование вампира. Незавидная участь, ведь после этого она хоронит его заживо в гробу навеки... или по крайней мере на предсказуемое будущее.
Почти 200 лет спустя невезучие строители случайно освобождают Барнабаса из его несостоявшейся могилы. Мир в 1972 г. разительно отличается от того, что оставил Барнабас. Бёртон, бывший подростком в 1970-х годах, говорит: «Мы не высмеиваем эту эпоху, просто показываем ее с другой точки зрения».
Странный незнакомец в странные годы, Барнабас возвращается в единственное место, которое он знает, — когда-то величественный Колинвуд Мэнор. Он видит дом в жутком запустении и находит остатки когда-то гордой фамилии в почти столь же плачевном состоянии. По словам Бёртона: «Все закручивается вокруг этой семьи, немного необычной, так сказать. Я имею ввиду, что существует некая внутренняя динамика, которая свойственна каждой семье, и именно она меня заинтересовала».
«Его зовут Барнабас Коллинз, и он лучший человек,
когда либо рождавшийся в нашей семье».
Изначально вампир Барнабас Коллинз был придуман Дэном Кёртисом и сыгран Джонатаном Фридом. Появившийся спустя почти год после начала сериала персонаж быстро поднял рейтинг «мыльной оперы» и вскоре стал определяющим для шоу.
«Барнабас просто перевернул мир — положительный герой-вампир, — говорит Грэм-Смит. — Сейчас это звучит не так уж и странно, но в конце 60-х это было немыслимо».
Гример Джоел Харлоу отвечал за перевоплощение Деппа в Барнабаса, тесно работая с Бёртоном над запоминающимся образом. Они провели несколько тестов, прежде чем найти идеальную цветовую палитру для неживого, но странно привлекательного персонажа. Для того чтобы добиться мертвенно-бледного вида требовалось несколько слоев специально заказанного жирного грима. «Когда ты видишь его на площадке или экране, кажется, что он белый, — говорит Харлоу. — На самом же деле столько всего намешано». Для контраста с бледной кожей, Харлоу нарисовал Деппу темные круги под глазами и впалые щеки, чтобы придать ему более неживой вид.
Самая известная отличительная черта вампира — клыки, и у Деппа был выбор, с какими работать. Харлоу поясняет: «У нас были изогнутые и прямые, короткие и длинные. У нас даже был набор с клыками, как у змеи, которые показываются из-за зубов. А еще у нас были такие, что когда Депп открывал рот, клыки показывались наружу».
Еще один запоминающийся элемент образа — ногти на удлиненных пальцах. «Руки помогли мне окончательно перевоплотиться в персонажа, — отмечает Депп, — хотя я должен был заново учиться, как брать предметы, когда мои пальцы заканчивались почти в восьми сантиметрах от места соприкосновения. Да, потребовалось время, но я привык, а эта деталь завершила образ».
«Семья — вот настоящее богатство».
Когда Барнабас возвращается в Коллинвуд, только один человек знает, кто он на самом деле, в том числе и то, что он вампир, — это глава семьи Элизабет Коллинз Стоддард. Говоря семье, что он их дальний родственник, она объясняет его странное поведение тем, что он из Англии.
«Мне кажется, Барнабас видит в Элизабет родственную душу, — говорит Депп, — ведь она старается сохранить гордое имя семьи и, также как и он, стремится вернуть ему былую славу».
Мишель Пфайффер, сыгравшая Элизабет, добавляет: «Для нее очень важно то, какое впечатление они производят. Она очень гордая, защищает семью, несмотря на то, что для них настали тяжелые времена. Они странные, но я не думаю, что кто-нибудь из них это понимает».
Пфайффер вспоминает свои действия, когда она услышала, что Тим Бёртон планирует снять художественный фильм по ее когда-то любимому телесериалу: «Я пришла в восторг и сделала то, что никогда не делаю: я позвонила ему и попросила роль в фильме. На данном этапе сценария еще не было, и я сказала: „Я не знаю, есть ли там что-то, хотя бы приблизительно мне подходящее, но я хочу, чтобы ты знал, что я — огромная поклонница сериала“. Я знала, что я бы не простила себе, если бы поступила иначе, потому что я действительно хотела быть частью этого».
Пока Элизабет из последних сил пытается удержать семью на плаву, есть некто, кто хочет окончательно ее утопить: ведьма по имени Анжелика Бушар, в ХХ веке больше известная как Энджи. Ева Грин сыграла женщину, которая знает, что такое затаить злобу. «В ней все грандиозно: ее боль, ее страсть, ее месть, — отмечает актриса. — Она — поразительно яростный персонаж, но она не кажется мне злой. Ее сердце было разбито, и когда Барнабас возвращается, она не может с этим справиться. Анжелика находится на вершине успеха, но при этом очень уязвима, и именно Барнабас — ее слабое место. Она уверена, что он любит ее так же сильно, как и она его, просто не хочет этого признавать. Она хочет обладать им, владеть каждой его частичкой».
Анжелика менялась с течение времени. В XVIII веке она была темноволосой служанкой. Будучи Энджи, исполнительным директором «Эйнджел Бей», она — блондинка, успешная деловая женщина. «Тим хотел, чтобы она выглядела, как воплощение американской мечты, — говорит Грин. — В ней все совершенно. Слишком. Идеальный макияж, красные губы, платиновые волосы. Она выглядит гламурно, но изысканно. Однако после освобождения Барнабаса этот фасад начинает постепенно разрушаться».
Еще хуже то, что она проиграла мужчину всей своей жизни одной и той же женщине... дважды. Новая гувернантка Коллинзов Виктория Винтерс чрезвычайно похожа на давнюю любовь Барнабаса Жозетт Дю Пре, женщину, которая украла его сердце два века назад, заплатив за это своей жизнью.
«Когда Барнабас видит Викторию, старая любовь просыпается вновь, — говорит Грэм-Смит. — А Вики со своей стороны сама не может понять, почему ее так тянет к нему. Рядом с ним она чувствует себя как дома».
В Коллинвуде есть еще одна женщина, заинтересовавшаяся Барнабасом, правда чисто профессионально. Хелена Бонэм Картер сыграла доктора Джулию Хоффман, психиатра, которую наняли помочь самому юному члену семьи Дейвиду пережить смерть матери. Предполагалось, что она пробудет в Коллинвуде месяц. Это было три года назад. Все это время доктор Хоффман постоянно жила в поместье, где она могла рассчитывать на неограниченное количество алкоголя.
Бонэм Картер говорит: «К тому моменту она как раз достигла черты, когда ее присутствие в доме больше не приветствуется. Но тут появляется любопытный персонаж, Барнабас, так называемый дальний родственник. Доктор Хоффман гордится тем, что хорошо разбирается в людях. С самого начала она подозревает, и довольно обоснованно, что он не тот, за кого себя выдает».
«Я думала, что мне предложат роль сексуальной ведьмочки, но мне сказали, что я похожу на доктора Хоффман, что я нашла...м-м-м... интересным, — улыбается актриса. — Это отличная роль, дама выглядит очень необычно с ее яркими оранжевыми волосами и глупыми накладными ресницами. Я просто влюбилась в героиню, ну как я могла отказаться?!».
Доктор Хоффман — не единственный работник Коллинзов с пагубным пристрастием к алкоголю. Джеки Эрл Хейли представил дворецкого Коллинвуда Вилли Лумиса, на которого возложена невыполнимая обязанность в одиночку присматривать за старым поместьем... поэтому он ее и не выполняет.
В поместье Коллинзов есть и та, кто не хочет иметь ничего общего с давно потерянным родственником, — Кэролин Стоддард, которую сыграла Хлоэ Грейс Морец. Первое впечатление Кэролин о Барнабасе можно выразить одним словом «чудак». А когда он спрашивает ее, как ухаживать за современной молодой женщиной, очевидно Викторией, их разговор лишь укрепляет это убеждение.
Юный кузен Кэролин, Дейвид, не разделяет ее мнение о Барнабасе. Сам не зная почему, он ощущает привязанность к английскому родственнику, возможно потому, что Барнабас — единственный, кто не осуждает Дейвида, заявляющего, что он разговаривает с духом своей погибшей матери. Мальчика сыграл Гулли МакГрат.
Не помогает Девиду и то, что его отец, Роджер Коллинз, — законченным эгоист, который, кажется, мало интересуется собственным сыном. «Он — праздный человек, — говорит Джонни Ли Миллер, представивший Роджера. — Я думаю, когда-то он был любящим отцом, но его жена умерла, и он никогда не будет прежним. Вообще-то, он не особенно приятный персонаж».
Не имея времени для репетиций до начала съемочного процесса, Бёртон придумал способ, как познакомить актеров с их персонажами. Он собрал их вместе на фотосессию, где они воссоздали известную фотографию исполнителей оригинального сериала, стоящих на фоне Коллинвуда.
Бёртон вспоминает: «За день до съемок, мы одели всех в костюмы и сделали то фото. Это было потрясающе. Буквально за 30 секунд актеры нашли своих героев. Прекрасный способ настроить всех на нужный лад».
Явись нам, крошечная певица!
Когда дар убеждения Барнабаса начинает восстанавливать семейное состояние, он решает, что пора заявить об этом, устроив грандиозный бал, ну, или «вечеринку». Большая зала Коллинвуда заполнилась пульсирующим диско, светом зеркального шара и танцорами в клетках.
Все население Коллинспорта посетило это событие, включая гостей, вернувшихся в Коллинвуд после долгого отсутствия: Джонатана Фрида, Лару Паркер, Кэтрин Лей Скотт и Дейвида Селби, любимых актеров телесериала. Кульминацией вечеринки стал концерт Элиса Купера, который оказался далеко не такой «Элис», как ожидал Барнабас. Купер был рад снова оказаться в 70-х и поработать с Бёртоном и Деппом.
«Добро пожаловать в Коллинвуд. Представьте,
каким он был в лучшие дни».
Площадки и костюмы перемещают нас во времени, причем многие из них используются фактически вместо визуальных эффектов.
В центре повествования находится фамильная империя Коллинзов: город Коллинспорт и старое поместье Коллинвуд. С обеими площадками было непросто не только из-за их масштабов, но и потому, что обе должны были пережить множество изменений в течение фильма.
Изначально создатели фильма планировали найти уже существующую деревню в Англии или самом Мэне, чтобы та «сыграла» Коллинспорт. Художник-постановщик Рик Хайнрикс говорит: «Мы рассматривали фотографии, рыскали по всей Англии, но было очевидно, что мы не найдем прибрежной деревушки, в которой есть все, что нам нужно. В ней должно было быть очень много специфических деталей, поэтому я понял, что мы должны ее построить». Хайнрикс и его команда сконструировали Коллинспорт 1972 года с нуля на студии «Пайнвуд», использовав огромную огражденную площадку на ее территории и уже установленный зеленый экран.
Ключевым компонентом архитектуры Коллинспорта стали два противоборствующих консервных завода: «Эйнджел Бей», комплекс красных и белых деревянных зданий с одной стороны залива, прямо напротив расположенного на другой стороне полуразвалившегося «Консервного завода Коллинзов», который мы видим постепенно восстанавливающимся в течение фильма.
Над городом возвышается стоящий на холме Коллинвуд. Разрабатывая дизайн строения, Бёртон и Хайнрикс черпали вдохновение из оригинального телесериала и архитектуры реального дома в Ньюпорте, штат Род Айленд.
Одноэтажный фасад здания был построен в сосновом бору в Бурн Вудс, графство Сурррей: подъездная дорожка, фонтан и внешняя стена почти 100 метров длиной. Дополнительно была создана полноценная конструкция, детально изображающая Коллинвуд «в миниатюре» — в масштабе 1:3, более 10 метров в высоту.
Все интерьеры разместились в павильонах «Пайнвуда». «Мы хотели, чтобы он выглядел как великолепный дом, переживающий тяжелые временам, — комментирует Хайнрикс. — Чтобы добиться этого, мы вырезали из дерева множество декоративных элементов. Когда Барнабас впервые заходит в дом, он касается некоторых предметов, рассуждая, насколько умелые руки создали их. Чтобы его заявления не были голословными, мы вложили немало труда, создавая красивую и тщательно проработанную обстановку».
Учитывая близость к морю и семейный бизнес, Хайнрикс продумал дизайн поместья, руководствуясь морскими мотивами как в экстерьере, так и в интерьере: рыб, русалок и других водных существ можно увидеть по всему дому в предметах мебели и декоре, включая морских коньков, Нептуна и его свиту на камине. Большую залу украшают «волнующийся» узор плитки на полу, потрясающая хрустальная люстра и полдюжены портретов Коллинзов, включая Барнабаса и его родителей.
Бёртон хотел, чтобы «Мрачные тени» визуально передавали атмосферу эпохи, поэтому он показал оператору-постановщику Брюно Дельбоннелю несколько классических «вампирских» фильмов того периода.
Когда же дело дошло до одежды и моды двух веков, Бёртон обратился к Коллин Этвуд. Она говорит: «Я начала с XVIII века, потому что найти материалы по нему все-таки сложнее. Я проанализировала две эпохи на предмет сходства и использовала то, что нашла и там, и там».
Работая над дизайном одежды Барнабаса, Этвуд стремилась отразить блистательный XVIII век в его одежде 70-х годов века XX. «Я хотела сохранить элегантность более ранней эпохи, — поясняет она. — Его плащ с капюшоном — это аналог плаща героя оригинального сериала, лишь немного измененный. Теперь у него ярче выраженный силуэт».
Для призрака Жозетт Этвуд создала платье, копирующее фасон XVIII века, но сшитое из нейлона с нанесенным на него алюминиевым напылением и украшенное лентами, развевающимися на ветру. Оно потрясающе выглядело и под водой, что было особенно важно, поскольку, чтобы добиться наиболее «призрачного» вида, Бёртон снимал Хиткот в подводном резервуаре Пайнвуда». После чего команда по визуальным эффектам просто удалила воду из кадров.
Для Анджелики XX века Этвуд хотела, чтобы ее одежда отражала силу героини, на создание образа ее вдохновила строчка в сценарии, в которой говорилось, что Энджи словно «сошла с рекламы „Вирджиния Слимс“.
Съемочный процесс вызвал ностальгию у некоторых создателей фильма и членов съемочной группы, особенно тех, кто помнил первоисточник, на котором основан их фильм.
Бёртон рассуждает: «Я хотел навести мосты между старым и новым и изобрести нечто забавное для обоих поколений. Времена изменились, но мне кажется, что эти персонажи бессмертны».