МЫ ВНЕ ПОЛИТИКИ!

Альманах «Фамильные ценности» — абсолютно оригинальное и уникальное российское интернет-издание, не имеющее аналогов: все темы, поднятые в альманахе, рассматриваются через призму фамильных ценностей.

«Фамильные ценности» информируют о ярких, интересных, достойных внимания феноменах культуры и искусства, которые могут претендовать на место в истории.

«Фамильные ценности» обновляются ежедневно.

radbell@yandex.ru

Съемки нового фильма «Берцы» Кати Шагаловой продлятся до середины мая.

Съемки нового фильма «Берцы» Кати Шагаловой продлятся до середины мая.

Катя Шагалова («Однажды в провинции» — приз ФИПРЕССИ на ММКФ-2008,) снимает фильм по собственному сценарию. Производством, при поддержке Министерства культуры, занимается кинокомпания «Студия „Пассажир“», продюсер — Лиза Антонова.

Сценарий Кати Шагаловой был опубликован в августе прошлого года в журнале «Искусство кино», и любопытные уже сейчас могут прочитать историю маленькой семьи: мама Надежда, ее друг Владимир и двое ее взрослых детей — журналист Сергей и неадекватная дочь Василиса, живущими в небольшой квартире в спальном районе Москвы. На втором плане Света, влюбленная в Сергея, Ирина, в которую неожиданно влюбился он сам. И каждый из них — прямое воплощение грустного высказывания одного из персонажей картины: «Да, жизнь — баба неласковая...но сдаваться нельзя».

В драматической истории существенную роль играют высокие армейские ботинки на шнурках, «берцы». Их подарил Сергею друг и пообещал, что они приведут его куда надо. И, кажется, что действительно привели: Сергей встретился с Ириной. И все было у них хорошо, но случилось так, что «берцы» оказались выброшенными во двор, к мусорным бакам. А без них жизнь Сергея вновь резко изменилась...

В 3-ем павильоне «Мосфильма» выстроены декорации (художник Денис Бауэр «Однажды в провинции») квартиры главных героев.

В тот день снимался эпизод знакомства Надежды и Ирины. В тесном коридоре режиссеру надо уместить Татьяну Лютаеву (Надежда), Ирину (Ксения Лаврова-Глинка), Василису (Мария Антонова) и Сергея (Тимофей Каратаев).

Сергей: — Это... это она. До сих пор не знаю имени.

Ирина: — Ирина.

Надежда: — Я Надя. Мама его. Это Василиса, Вася. Его сестра. А он вообще-то Сергей. Да, Сергей? Это ты?

Сергей: — Да. Мам, Ира будет со мной жить.

Глядя на реакцию Надежды, можно понять, как она старается быть вежливой и не показывать перед незнакомой женщиной, да еще существенно старше ее сына, своего удивления.

Все получилось с первого дубля. Катя Шагалова и ее съемочная группа одобрительно смеются и хвалят Татьяну Лютаеву, которой удается балансировать на грани комического и драматического, но просят сыграть еще один дубль — контрольный. Актриса точно повторяет психологическое состояние своей героини, и вновь группа, наблюдающая сцену на мониторе, дружно смеется.

Между перестановкой камеры возникает небольшая пауза, появляется несколько минут, чтобы расспросить Катю Шагалову о ее новом фильме:

«Последние пару лет я снимала сериалы по заказу телевидения — „Источник счастья“, „Примета на счастье“ для канала Россия, „Найти мужа в большом городе“ для Первого.

Потому с большой радостью вернулась на съемочную площадку снимать кино для большого экрана. Учитывая общую ситуацию, я и не надеялась, что смогу снимать авторское кино. У меня были предложения после «Однажды в провинции», но мы не совпадали, а снимать то, что не близко тебе, считаю неправильным. Сценарий «Берцы» писала сама для себя, и потому на съемочной площадке у меня нет внутреннего конфликта между автором и режиссером. Я писала о том, что волнует меня сегодняшнюю, о том, что в наше время люди стали бояться чувствовать, они избегают разговоров о чувствах. Людям проще закрыться или спрятаться. Лайкают в социальных сетях под чужими текстами, и этого им достаточно для общения. Такая упрощенная реакция на чувства не может заменить настоящей жизни. Но ведь беда в том, что от недочувстванности, от недосказанности клубок проблем только увеличивается. Поэтому в окружающем мире столь депрессивная, тяжелая атмосфера. Для меня «Берцы» — честный разговор о чувствах. Да, в фильме любовь приносит героям и боль. Но если ее опасаться, то и хорошие эмоции проходят мимо. И в чем тогда смысл жизни?».

Едва Катя Шагалова успевает договорить свой монолог, как ее ассистенты сообщают, что все готово для новой сцены.

Вновь режиссер дает классическую команду: «Мотор! Начали!». Теперь в кадре Василиса и Сергей. И продолжение эпизода знакомства семьи Надежды с Ириной уже не кажется столь забавным. Диагноз Василисы, сестры Сергея — шизофрения, и ей придется по воле автора совершать много неадекватных поступков, повлиявших на судьбу Сергея, Ирины и матери. Сестренка в коридоре уже настроена весьма агрессивно.

Сергей: — Такие дела, Вася. Начинаем новую жизнь.

Василиса: — Ты где ее нарыл, бабку эту? Долго искал?

Сергей: — При себе свое мнение, ладно?

Василиса: — Нет, я спрашиваю: где?

Исполнительница роли Василисы Мария Антонова — красивая брюнетка. Судя по сценарию, фильм «Берцы» предоставляет отличный шанс для молодой питерской актрисы проявить себя и запомниться.

Одобрив первый дубль, Катя Шагалова стремительно входит в декорацию и что-то тихо говорит Марии и также стремительно возвращается к монитору. Дубль второй и видно, как меняется выражение глаз Василисы. Ее героиня уже не столь ироничная, а интонация становится колючей. Катя Шагалова одобряет этот вариант и вновь просит повторить все для контрольного дубля.

Объявляется обеденный перерыв. Татьяну Лютаеву уже ожидают журналисты. Выпускница ВГИКа (мастерская Алексея Баталова) знакома нашим зрителям с 1987 года, когда в прокате появился фильм «Гардемарины, вперед!», в котором она блистала в роли Анастасии Ягужинской. Затем Татьяна вышла замуж и переехала в Литву и с 1988 года стала не только ведущей актрисой Вильнюсского русского драматического театра, но и организовывала популярные в республике фестивали нового русского кино. В Москву она вернулась в 2004 году. Но литовский язык не забывает, так как не прервала связей с Вильнюсом. Да и дома есть с кем поговорить — дочь Агния Дитковските (популярная в России актриса, жена Андрея Чадова) и сын Доминикас.

Татьяна Лютаева играет мать двоих детей, поэтому возникает вопрос, облегчает ли это понимание поступков, чувств героини:

«В жизни как раз гораздо проще, потому что свое, а в кино ты играешь то, что написано в сценарии. И надо искать мотивы не собственные, а героини. Но мне нравится работать с Катей, мне нравится ее склад ума, ее умение слова превратить в визуальный ряд. Я у нее снимаюсь уже в третьем фильме и всегда знаю, чего она хочет добиться от меня. А от сценария я в таком восторге, там ничего не надо, как обычно, переделывать, доделывать, перестраивать. Роль Надежды — это редчайший для актрисы подарок. И для меня очень дорого, что я была единственной утвержденной актрисой без проб. Я рада, что по моему совету Катя, обратила внимание на Машу Антонову. Мне понравилось с ней сниматься у Бахтиёра Худойназарова сериале „Гетеры майора Соколова“. Я уже не раз убеждалась, что Катя умеет вокруг себя собирать команду. Например, в „Берцах“ впервые снимаюсь с Алексеем Барабашем и Ксюшей Лавровой-Глинкой. Сразу видно, что они мои люди».

Продюсер фильма «Берцы» соучредитель студии «Пассажир» Лиза Антонова. Она ведет сразу несколько проектов, и потому ее на съемочной площадке нет. Лиза надеется, что фильм «Берцы» и его потенциальные зрители найдут друг друга: «Производство фильма осуществляется при поддержке Министерства культуры России, а это означает, что проект „Берцы“ прошел сито экспертной комиссии и получил высокие баллы. Можно считать, что профессиональная аудитория уже одобрила будущую картину. Но я могу сказать, что не стоит рассматривать все фильмы только с позиции массовой зрительской привлекательности. Мне кажется, если сценарий интересен мне, то эта история обязательно понравится кому-то еще. Я уже не раз убеждалась в том, что когда делаешь кино для себя, сторонники твоего дела обязательно находятся».

Работа над фильмом «Берцы» завершится в 2014 году. Дата выхода в прокат будет объявлена дополнительно.

11 мая 2013 г.
Комментарии