Темная Башня
Экранизация самого масштабного и амбициозного произведения Стивена Кинга. Наш мир — не единственный из существующих. Заклятые враги Роланд Дискейн (Идрис Эльба), последний из ордена стрелков, и Уолтер О’Дим (Мэттью МаКонахи), известный также как Человек в черном, ведут извечную борьбу. На кону — мифическая Темная Башня, последний оплот и надежда вселенной, без которой мир будет повержен в полный хаос и разрушение. Силам добра и зла суждено столкнуться в последней схватке, ведь Роланд Дискейн — единственный, кому под силу остановить Человека в черном, прежде чем тот разрушит Темную Башню.
Миры Темной башни
Арсель и оператор РасмусВидебак работают вместе уже над пятой картиной. При этом Видебак получил премию BodilAward (датский аналог премии «Оскар»®) за фильм КОРОЛЕВСКИЙ РОМАН. О работе на съемках фильма ТЕМНАЯ БАШНЯ оператор рассказывает: «В картине множество самых разнообразных локаций. Мы начинали с замкнутости квартиры Джейка, где крупные планы психологически сближали зрителя с героем, словно пытаясь забраться в голову к мальчику. А затем маленький герой оказывается в несоразмерно огромном мире, и мы вместе с ним переносились в ослепительную белизну пустыни».
«Все локации так или иначе связаны между собой, будь то камерные сцены в мире Джейка, которые мы снимали налобными камерами, фокусировавшимися на рисунках, или впечатляющие ландшафты Срединного мира и масштабные ночные сцены в лесу, когда на съемочной площадке работало более двухсот человек одновременно, — продолжает Видебак. — Это действительно можно назвать новым стилем съемок — мы перепробовали все, от псевдодокументалистики до безумного экшена».
Как и многие другие фильмы по произведениям Стивена Кинга, ТЕМНАЯ БАШНЯ достаточно реалистична, несмотря на сверхъестественные элементы, скрытые в нашем повседневном мире. За визуальную составляющую фильма отвечал художник-постановщик Кристофер Гласс. «Наша главная задача состояла в том, чтобы перенести зрителя в мир, скрупулезно описанный в свое время Стивеном Кингом», — говорит он.
Поскольку действие картины происходит и в современном Нью-Йорке, и в Срединном мире, Арсель искал способ подчеркнуть контраст между этими мирами, которые связаны Темной Башней. «Современный мир я решил показать камерно — мы сконцентрировали внимание на Джейке и людях, которые его окружают», — объясняет режиссер. — После первых 15 минут фильма картинка раскроется, словно в широкоформатном кино, открывая взгляду масштабные декорации».
По словам Гласса, контраст между Срединным и современным мирами был настоящей мечтой любого художника. «В фильме множество всевозможных ландшафтов и сцен, приключений и путешествий, — говорит он. — Зрители из Нью-Йорка попадут в Срединный мир, а потом доберутся до самой Темной Башни. Было очень интересно работать над фильмом, в котором странное сочетается и чередуется с привычным».
При этом Гласс утверждает, что труднее всего было сделать мир, столь тщательно описанный Кингом в своих книгах. «Всегда непросто работать над локациями, описанными во всемирно известных литературных источниках, — отмечает художник. — Необходимо самому пережить то, через что проходит любой читатель, поскольку мы хотели отдать должное первоисточнику. При этом локации должны быть интересны современным зрителям, даже если они не знакомы с творчеством писателя. Фанаты Кинга давно в воображении нарисовали все локации и с замиранием сердца ждут, что на экране эти локации будут точь-в-точь такими, какими они их себе представляли. Наша задача состояла в том, чтобы оправдать ожидания всех и каждого потенциального зрителя».
Арсель описывает Срединный мир, как фантастическую версию Земли. «Этот мир существует в параллельной от нас вселенной. Разумеется, он отличается от Земли — и инопланетными ландшафтами, большую часть которых составляют пустыни, и уникальными персонажами: стрелками, магами, мутантами и монстрами».
Часть фильма снималась в Южной Африке, где можно было найти совершенно уникальные ландшафты. Менеджеры по подбору локаций предложили кинематографистам пустыню Кару, где были выстроены декорации Срединного мира. Затем съемочная группа переместилась к горе Седарберг, где на территории национального заповедника располагались красивейшие пещеры и необычные красные скалы. «Срединный мир в основе своей представляет пустыню, хотя есть оазисы, — говорит Гласс. — Есть и остатки древней цивилизации, разбросанные по всей планете. Занятно, цивилизация, которая для нас является будущей, в Срединном мире стала древней».
«В Южной Африке мы нашли невероятные пустыни — почти такие, как на Марсе, — продолжает художник. — Они уходят за горизонт. Я такого никогда в жизни не видел. Мне кажется, в съемках в Африке есть что-то поразительно романтичное и авантюрное».
Виноградник неподалеку от Кейптауна художники и декораторы превратили в деревню Мэнни. Долину, скрытую от глаз высокими горами, превратили в небольшое поселение — убежище для тех, кто пережил войну и ищет мирной жизни в неспокойном мире.
«Ник описывал секту Мэнни, как нечто среднее между аманитами и древними племенами, — говорит Гласс. — Ник стремился к реализму, хотел создать что-то наподобие Пыльного Котла в Америке в 1930-е, что-то типа декораций фильма ГРОЗДЬЯ ГНЕВА. Работая над палитрой, мы черпали вдохновение в работах Эндрю Уайета, картины которого передавали все тяготы выживания в безжизненных природных условиях».
Гласс много изучал всевозможные культуры народов всего мира, начиная с Монголии и Восточной Европы, и заканчивая Сибирью и немногочисленными поселениями, находящимися за полярным кругом.
Команде Гласса потребовалось около двух месяцев для постройки деревушки — площади в окружении хлипких деревянных домов. «Мы целенаправленно выбирали землистые оттенки, благодаря которым деревня фактически сливалась с окружающими ее холмами и горами, — объясняет выбор палитры Гласс. — Фактически, цвет работал как камуфляж, делая селян невидимыми и обеспечивая относительную безопасность от внешнего мира».
Алый Король, представляющий силу зла, которой так стремился услужить Уолтер, также внес свою лепту в разработку дизайна. «Это дьявольское существо живет в другом измерении, — говорит Арсель. — Многое о нем мы почерпнули в книгах, в частности, знак Алого Короля — искаженный глаз. Мне представлялось, в каком мире должен был жить Алый Король — это было место наподобие вулкана. Я нашел способ реализовать эту фантазию — тьма и огонь, которые стали частью кошмаров Джейка. Все, что, так или иначе, связано с миром антагонистов, выполнено в темных или огненных тонах. На протяжении своего путешествия Роланд часто будет сталкиваться с черным и красным цветами».
До своего путешествия в Срединный мир Джейк жил в Нью-Йорке и жутко мучился от странных снов и видений, которые никак не мог объяснить. Кинематографисты решили подчеркнуть одиночество мальчика соответствующими интерьерами. «Джейк — самый обычный мальчишка, поэтому мы решили, что зажиточные районы Нью-Йорка не очень подойдут, — объясняет Гласс. — Он превратил свою комнату в настоящий мир, в котором мог путешествовать благодаря своему воображению. В это невозможно не поверить».
Свои странные видения Джейк тщательно зарисовывал. У мальчика накопилось довольно много таких рисунков. Несмотря на то, что Гласс — профессиональный художник, ему было невероятно сложно создать эти зарисовки. «Взрослому очень непросто сделать детский рисунок, — признается он. — Я пробовал даже рисовать левой рукой, но необходимого результата так и не добился».
Однако выход в конечном итоге был найден — Гласс объявил кастинг начинающих художников и выбрал двух 15-летних мальчишек, поручив им работу, о которой можно только мечтать. «Мы показали им наши наброски, затем вывели в соседнюю комнату и предложили нарисовать то, что они запомнили, — рассказывает Гласс. — В результате они по памяти пытались воспроизвести то, что Джейк видел в своих кошмарах и, проснувшись, быстро зарисовывал, пока сон был еще свеж в памяти».
В фильме нашлось место локациям, в которых сталкиваются наш и Срединный миры, например, «Дикси-Пиг» — местечко в современном Нью-Йорке, где можно найти вампиров и тахинов.
«Дикси-Пиг» — маленький городок в большом городе. Менеджеры по подбору локаций нашли в Кейптауне заброшенный многоэтажный торговый центр со спиральной планировкой этажей, напоминающей многоярусную парковку. Гигантское здание с подвала до чердака было превращено в съемочную площадку, в лабиринтах коридоров и небольших комнатушек нашлось место для самых разнообразных торговцев. Были здесь и мясники, разделывающие необычные туши; и магазин масок; и операционная по трансплантации кожи; и полный опасных существ птичий рынок; и аквариум; и лавка травника; и школа, в которой тахины учились человеческому поведению; и клуб, в котором коротали время Сейр (Джеки Эрл Хейли) и другие головорезы; и, конечно, верхние этажи, на которых располагались пыточная и парикмахерская.
Обычно кинематографисты стремятся к реалистичности, но в случае с «Дикси-Пиг» все запреты были сняты. «Это была одна из тех локаций, где можно было отпустить свое воображение», — улыбается Гласс.
Команда Гласса задрапировала все здание, создав панорамную декорацию. Таким образом, Арсель мог выбрать абсолютно любой ракурс съемки. «Мы не пропустили ни единого уголка, — вспоминает Гласс. — Камера могла находиться где угодно. Можно было даже переходить с этажа на этаж, не прерывая съемочный процесс — синхронность выстрелов и взрывов не нарушалась. Каждая сцена была по-своему динамична, поэтому нам пришлось подойти к процессу создания декораций творчески».
Локация играла немалую роль в фильме, поскольку именно в «Дикси-Пиг» происходит кульминационное сражение. «Это кинематографическое крещендо, в котором Уолтер и Роланд сходятся лицом к лицу, — говорит Арсель. — Уолтер знает, что Роланд идет по его следу, и приготовился к этой битве».