Второй Международный кинофестиваль «Кино друзей»
Фильм «Белые львы» Лазаря Ристовски открывал программу «Смех сквозь слезы» (балканские комедии), но хочется пожелать зрителям обратить внимание на «черную» комедию «Бал-кан-кан» Дарко Митревски (копродукция Македонии, Хорватии и Италии), в свое время на ММКФ удостоенную специального приза от русских критиков. Ее покажут в «Художественном» 1 апреля.
Сербский рэп и жажда революции
Собственная кинокомпания Лазаря Ристовски была создана под первый режиссерский проект, комедийную мелодраму «Белый костюм», вышедшую на экраны в 1999-м. Фильм выдвигали на «Оскар» еще от страны под именем Югославия (неважно, что в шорт-лист он не вошел). На днях же в «Художественном» представили второй режиссерский фильм Лазаря Ристовски, премьера которого на родине автора состоялась лишь в прошлом году. Жаль, что сам актер, режиссер, сценарист и продюсер, одним словом, звезда сербского кино, сам не смог приехать в Москву. Вообще у нас в России он бывал часто, в 2005-м, например, был гостем кинофестиваля «Золотой витязь» в Челябинске.
Лазар Ристовски для сербов – почти как Богдан Ступка (еще один участник кинофорума «Кино друзей») для украинцев. Воплощение национального характера. Яркая, харизматическая личность. Потрясающий драматический актер (он выходил на театральную сцену около 3000 раз), в багаже которого Шекспир и Бабель, например. В кино – незабываемые персонажи в фильмах Кустурицы («Подполье») и Горана Паскалевича (такие как «Бочка пороха» и трагический «Сон в зимнюю ночь», за исполнение главной роли в котором Ристовски получил пять международных наград).
«Белые львы», авторский проект, где Ристовски снова выступает в нескольких ипостасях, несут на себе печать создателя. Он даже в первой сцене фильма имени своего не меняет, он Лазар Ристовски как и в жизни. Увы, отсутствие четкой сценарной конструкции и неумение организовать пространство по-режиссерски, не пошли на пользу фильму. В «Белых львах» действуют маргиналы, бандиты и шлюхи, которых вынесло на поверхность мутное новое время. Главный герой, бывший философ, подрабатывает ночным сторожем на территории прогоревшего завода. То есть понять, есть ли реальная работа, весьма затруднительно. Качает мышцы, поддерживает уровень адреналина сеансами созерцания полногрудой красотки. Его мать в психушке, сын работает стриптизером. Подружка, бывшая оперная певица, теперь пытается найти себя на свадьбах и похоронах. У одного из главных криминальных авторитетов картины, кличка – Аммиак.
Все эти люди стали такими не от жизни хорошей, несколько наивно убеждает нас автор. И в «Белых львах» (метафора, символизирующая редкий в природе тип) не найти линейного повествования. Впечатление, что фильм снимался не в 2011-м, а лет двадцать назад. У нас похоже выглядели кооперативные фильмы 1990-х. При том, что потенциал самого Ристовски позволяет выходить на иной уровень, нежели рассуждения о разоренных фабриках, заводах, и о том, что «мы жаждем перемен». Если б диалоги не были настолько бедны... А актеры не так заигрывались бы бутафорией. «Белые львы» — это странная помесь между «Небесами обетованными» и «Жмурками». Правда, Ристовски обошелся без продажных депутатов, «слуг народа», зато бандюков, «чернухи» здесь в избытке. В финале его герой исполняет рэп, камертоном которого стали слова «Рев-рев-революция!».
Фильм открывал программу «Смех сквозь слезы» (балканские комедии), но хочется пожелать зрителям обратить внимание на «черную» комедию «Бал-кан-кан» Дарко Митревски (копродукция Македонии, Хорватии и Италии), в свое время на ММКФ удостоенную специального приза от русских критиков. Ее покажут в «Художественном» 1 апреля.
У Лазаря Ристовски есть новелла «Как я получил «Оскар». Очень хочется верить, что яркому, безмерно одаренному сербскому кинематографисту, удастся осуществить мечту.
Автор текста: Оксана Гаврюшенко
Информ. поддержка «ФЦ»