17 июня – 15 августа. «Открытый цвет Кристофера Баркетта»
Саввинская наб, 23 корп. 1
www.classic-gallery.ru Галерея Классической Фотографии представляет выставку работ Кристофера Беркета (Cristopher Burkett, 1951) – известного американского фотографа, в работах которого техническое мастерство печати тесно переплетено с тонко нюансированным видением и ощущением достоверной передачи природы. За последние 25 лет Беркет создал выдающуюся совокупность работ, выявляющих для нас глубочайшую красоту окружающего мира — одну из самых замечательных в истории фотографии.
Галерея Классической Фотографии представляет выставку работ Кристофера Беркета (Cristopher Burkett, 1951) – известного американского фотографа, в работах которого техническое мастерство печати тесно переплетено с тонко нюансированным видением и ощущением достоверной передачи природы. За последние 25 лет Беркет создал выдающуюся совокупность работ, выявляющих для нас глубочайшую красоту окружающего мира — одну из самых замечательных в истории фотографии.
Посетители выставок Кристофера Беркета нередко с удовольствием говорят, что их ощущения сродни рассматриванию живописи, хотя им известно, что перед ними фотографии. При его этом фотографии не имитируют «живописные» эффекты мазков кисти, смешивания красок или нарочитого буйства цветов. Кристофер не просто фиксирует внешний облик вещей – подобно великим живописцам, он глубоко проникает в тайну внешнего облика природы и воплощает её в произведениях искусства, выявляющих её внутренний свет и живую структуру.
При передаче пространства в своих картинах Кристофер не полагается на иллюзии линейной или атмосферной перспективы. Скорее, подобно мастерам традиционной живописи, он задаёт объём пространства исключительно изобразительными средствами: противоборством форм и цветов, напряжением, возникающим между элементами картины. Он всегда изучает динамику развёртывания сюжета и его изобразительные пространства выглядят свежо и уникально. Сюжеты большинства работ Кристофера Беркета не имеют самостоятельной ценности; ему важна живость форм. Убедительное чувство реальности и природной достоверности его фотографий вытекает из целостности и внутренней энергии их форм. Форма даёт вещи возможность быть тем, что она есть. Латинское слово formosus обозначает одновременно «полноту формы» и «красоту». Именно форма – самый абстрактный аспект картины – ритмические взаимосвязи линий, контуров и цветов, динамичные напряжения между двумерной плоскостью и вырывающимися из неё цветными пятнами. Именно это делает фотографии Беркеета такими реальными и подлинно выглядящими.
Анри Матисс писал о художественном процессе: «Первым шагом к созданию произведения искусства служит умение видеть всё так, как оно есть в реальности, и это требует постоянных усилий».
На протяжении многих веков искусство и технология испытывали взаимное влияние, дополняя и обогащая друг друга. Платон не делал различий между ними, объединяя их словом techne, что можно перевести как «знание как». Такая концепция объединяет и раскрывает технические аспекты искусства и художественные аспекты технологии. Понимание данных закономерностей, требует от Беркета высочайшего владения технической стороной фотографии. Он добивается абсолютной материальной точности, поскольку убежден, что невозможно отделить изображение от интегрального качества его воплощения, то есть отпечатка. Бессчётные часы тратятся им на работу с контрастными масками, настройку тональных переходов, тончайших взаимосвязей цветов и выверенных ритмических интервалов. Подобно дирижёру оркестра, он добивается от каждой части подобающего места в симфонии. Беркет часто работает с контрастными цветами, их сопоставление придаёт фотографиям дополнительную насыщенность. Некоторое ощущение абстракции, возникающее при этом, нивелируется использованием автором цвета, как формы, интегрированной с другими элементами изображения и работающей на целостность восприятия произведения.
Ясность и экспансивность искусства Беркета выявляют величие и изобилие бытия, мистический поток, оживляющий всё существующее. Существование и есть действие. Природа живёт и действует – его фотографии тоже действуют своими формами, расположением цветов и линий. В них, как в прекрасной музыке, все случается в нужное время и в нужном месте, развиваясь в последовательном движении, ритмичном и естественном как сама жизнь.
Глядя на матовое стекло камеры, Беркет видит композицию «смягчённым зрением», интуитивно анализируя все её элементы и их единство. Каждая ситуация по своему уникальна, и для композиции не существует жёстких правил. Эдвард Вэстон определял композицию как самое сильное видение сюжета. И Беркет знает, когда композиция получается наиболее сильной, в этот момент изображение фиксируется на плёнке во всей его цельности. Автор проносит вдохновение момента экспозиции через весь процесс печати, никогда не кадрируя фотографии, а печатая их целиком.
Лучшие фотографии мастера обладают ощущением почти мистической связи со зрителем – это чувство можно испытать лишь при непосредственном просмотре оригинального отпечатка. В эпоху цифрового репродуцирования произведений искусства, ремесленная составляющая исчезает из квалификации фотографа, однако некоторые мастера продолжают традиции художественной цветной фотопечати. И фотографии Кристофера Беркета восстанавливают в наших глазах ауру оригинального произведения искусства. В них есть свет и жизнь, возникающие лишь под руками выдающегося мастера, в совершенстве овладевшем своим искусством.
Экспозиция состоит из 110 работ мастера разместится в двух залах галереи.