23-29 мая — В «Зеркало» смотрят участники V Международного кинофестиваля им. А. Тарковского
Иваново, Юрьевец, Плес, Кинешма, Родники, Шуя.
Кино, которое смотрит в зеркало будущего
Это «Зеркало», в которое предлагается заглянуть — очень большая ответственность перед собственным изображением. Потому что это «зеркало» Андрея Тарковского.
Все, что будет происходить на малой родине великого режиссера в рамках V юбилейного кинофестиваля «Зеркало» - в Иваново, Юрьевеце, Плесе, Кинешме, Шуе и Родниках – связано с вопросами и ответами, которым Тарковским посвятил всю свою жизнь.
Новая команда фестиваля (президент Павел Лунгин) при поддержке губернатора Ивановской области Михаила Меня поставила перед собой задачу — аккумулировать творческое наследие Тарковского, и превратить фестиваль в одно из самых важных событий на кинематографической карте России и мира.
Их рвение поддержали иностранные звезды, для которых имя Тарковского – мировой бренд. Кто-то учился на его фильмах, кто-то работал вместе с ним. Для одних — он великий художник гармонии, для других – новатор, экспериментатор. Он — и философ, и религиозный учитель, и мятущаяся душа, и провидец, и стоик. Каждый находит в Тарковском то, что ищет, потому что мир этого художника безграничен.
Председателем жюри фестиваля «Зеркало» станет Рэйф Файнс, что поднимает статус фестиваля на очень высокий уровень. Актер, посланник доброй воли ЮНИСЕФ, лауреат американских театральных премий «ТОНИ», дважды номинант на премию «Оскар», актер труппы Королевского Шекспировского театра – впервые окажется не в столичном городе. На сегодняшний день в фильмографии Файнса — 48 картин, среди которых фильмы Стивена Спилберга, Питера Гринуэя, «Роберта Олтмана, Иштвана Сабо, Дэвида Кроненберга, Мартина Макдонаха, а также серия фильмов о Гарри Поттере. В этом году Файнс дебютировал как режиссер с фильмом „Кориолан“ по одноименной пьесе Шекспира, где сыграл одну из ролей.
Член жюри — исландская актриса Гудрун Гисладоттир. Это она в 1986 году сыграла роль Марии в «Жертвоприношении» Андрея Тарковского. Сегодня в ее фильмографии актрисы – 20 картин.
Член жюри — польский режиссер Михал Лесчиловски. Он тоже знает Тарковского не понаслышке, в 1986 году дебютировал в кино, как монтажер, в фильме «Жертвоприношение» Тарковского. В 1988 году снял как режиссер документальный фильм “DIRECTED BY ANDREY TARKOVSKY» о съемках «Жертвоприношения». Всего смонтировал 50 фильмов известных режиссеров.
Член жюри — продюсер Лоран Даниелу, в настоящее время – управляющий директор REZO FILMS INTERNATIONAL - одной из ведущих независимых кинопрокатных компаний Франции. Он хорошо знает и любит российское кино. В пакете REZO — российские картины: «Царь» и «Остров» Павла Лунгина, «Адмирал» Андрея Кравчука, «Все умрут, а я останусь» Валерии Гай Германики, «Александра» Александра Сокурова.
Главная задача конкурсной программы 5-го кинофестиваля “Зеркало», сообщает пресс-релиз фестиваля (составитель – программный директор фестиваля Алексей Медведев) — собрать на одной площадке лучшие работы наследников Тарковского по прямой. Это, прежде всего те режиссеры, которые соединяют в своих фильмах авторское и жанровое начала, те, кто продолжает поиски новых форм в монтаже и сюжетосложении, и те, кто не боится говорить в своем творчестве о самом важном.
В конкурсе этого года польский режиссер Лех Маевский оживит средствами кино и компьютерной графики живописный мир Брейгеля («Мельница и крест»). Документалист Ван Бин обратится к игровому кино, чтобы рассказать о самых мучительных страницах недавней китайской истории («Канава»). Латиноамериканская новая волна будет представлена черной комедией чилийца Пабло Ларраина «Посмертно». Одна из лучших современных европейских актрис Сандра Хюллер («Серебряный медведь» за роль в фильме «Реквием») покажет свою новую работу в фильме голландца Нанука Леопольда «Броуновское движении». А самой ожидаемой премьерой станет показ «Туринской лошади» венгерского классика Белы Тарра – наиболее значительного произведения авторского кино за последние годы.
Для широкого зрителя — внеконкурсная программа «Свои. Российское кино 2010-2011» (куратор – продюсер, журналист Елена Слатина).
Это двадцать фильмов, в большинстве своем, неизвестных российскому зрителю в силу проблем, связанных с коммерциализацией кинопроката. Зато их знают и чествуют международные кинофестивали.
В программе «Свои» собраны как фестивальные хиты, так и яркие зрительские картины последнего года, которые и дают представление о состоянии современного отечественного кино. Среди них: «Неадекватные люди» (Р. Каримов), «Парни с Марса» (С. Осепьян), «Жить» (Ю. Быков), «Овсянки» (А Федорченко), «Обратное движение» (А. Стемповский), «Кто я?» (К. Шипенко), «Generation П» (В. Гинзбург), «Иванов» (В. Дубровицкий), «Самка» (Г. Константинопольский), «Я тебя люблю» (П. Костомаров, Н. Расторгуев), «Щелкунчик и Крысиный король» (режиссер Андрей Кончаловский ) и др.
Не менее внушительной выглядит специальная анимационная программа «Где и когда», составленная из новых мультфильмов, отмеченных национальными и международными киносмотрами. Наряду с маленькими изящными миниатюрами, как Друг детства», «Еще раз!», «Подарок», «Девочка-дура», «Девочка, которая порезала пальчик» — будет показан полнометражный фильм «Гадкий утенок» Гарри Барина. Этот рукотворный мюзикл на музыку Чайковского с текстами Юлия Кима был удостоен «Ники», как лучший анимационный фильм года.
Традиционно на фестивале будет работать документальный экран. Поклонников документалистики ждут встречи не только с фильмами, но и с их создателями.
«Легкое дыхание» фестивалю придаст программа короткометражных фильмов. В нее вошли работы студентов и выпускников ведущих российских киношкол. Какие-то фильмы уже известны зрителям по другим фестивалям и кинофорумам, другие впервые будут представлены именно в рамках «Зеркала». Всего – около двадцати произведений. Один из фильмов-участников «Легкого дыхания» будет награжден денежным призом, лично учрежденным Павлом Лунгиным. Также победителю будут выданы сертификаты на кинопленку и услуга проявки, благодаря которым он сможет приступить к реализации своего следующего проекта. Таким образом, в «Зеркале» отражается будущее кинематографа.