2 июля. 10.30. кинотеатр Художественный. Первые итоги 33 ММКФ.
Жюри российской критики (Дина Радбель, Ольга Галицкая, Евгения Леонова, Игорь Перунов, Давид Шнейдеров, Мария Безрук) под председательством Эльги Лындиной отвечали за основной конкурс фестивальной программы. В результате подсчета голосов польский фильм «Иоанна» Феликса Фалька набрал 10 баллов, «Месть. История любви» Вонг Чинг По уступил ему всего на один балл, набрав – 9 .
Таким образом, главный приз «Слон» с формулировкой «За благородную простоту и человечность» ушел к поляку, а гонконгский режиссер получил диплом с формулировкой «За провокационное изложение философской истории».
Выбор таких двух полярных картин — правильный ход со стороны критиков. Накормлены и овцы, и волки. Тот, кто тяготеет к доброму, четкому, старомодному кино – порадовались за «Иоанну».
Но с другой стороны, такое разночтение подтвердило, что и среди критиков есть овцы и волки. Не мешает вспомнить, что режиссера Феликса Фалька считают представителем «кинематографа морального беспокойства». Но, увы, именно «Иоанна» меньше всего беспокоит морально.
Главная героиня картины Иоанна (блестящая актриса Уршула Грабовска) с риском для жизни спасает еврейскую девочку от гестапо. Таких сюжетов в кино было множество. И никаких открытий — ни в подаче материала, ни в художественном переосмыслении – режиссер не сделал. Но в контексте переосмысления поляками истории, и, прежде всего, войны и антисемитизма, фильм звучит очень убедительно. Очень точно подметил кинокритик Валерий Кичин: «Иоанна» — как привет из далекого прошлого великого польского кино. Некогда актуальный, до боли знакомый мотив, долетевший из других десятилетий, но ослабевший и растерявший все богатство обертонов и гармоний. Слушать такой мотив невыразимо грустно, но это уже не имеет отношения к тому, о чем фильм».
«Месть. История любви» - самый кровожадный фестиваль конкурсной программы МММК. Убийца действует со зверской жестокостью. Двум беременным женщинам вспороты животы... Плоды извлечены и брошены в реку... Кажется, такое понять, простить – невозможно. Но это делает не маньяк, не садист. Убийцей правит Любовь и Месть. Месть за поруганную и израненную Любовь.
Фильм делится на 5 глав. Режиссёр на пресс-конференции подчеркнул, что ему хотелось создать некое подобие книги. Отсюда – заголовки, описание, цитаты, очень напоминающие библейские высказывания.
Дмитрий Намычкин