МЫ ВНЕ ПОЛИТИКИ!

Альманах «Фамильные ценности» — абсолютно оригинальное и уникальное российское интернет-издание, не имеющее аналогов: все темы, поднятые в альманахе, рассматриваются через призму фамильных ценностей.

«Фамильные ценности» информируют о ярких, интересных, достойных внимания феноменах культуры и искусства, которые могут претендовать на место в истории.

«Фамильные ценности» обновляются ежедневно.

radbell@yandex.ru

7 февраля. 63 Берлинский кинофестиваль

7 февраля. 63 Берлинский кинофестиваль

Фильмом Вонг Карвая открывается 63 Берлинский кинофестиваль. Weekend рассказывает о «Великом мастере» и девяти других картинах, обязательных к просмотру.

Смотровая десятка

«Великий мастер», (The Grandmaster) режиссер Вонг Карвай /Wong Kar Wai (Китай—Гонконг)

Эпическая драма, разворачивающаяся в 1930-е годы, основана на биографии легендарного мастера боевых искусств Ип Мана, наставника Брюса Ли. Главного героя играет постоянный актер Вонг Карвая — Тони Люн Чу Вай, героиню — китайская звезда Чжан Цзыи. Вонг Карвай готовился к съемкам этой картины 10 лет, недавно фильм с большой помпой был прокатан в Китае, а честь его международной премьеры была предоставлена Берлинале, где знаменитый режиссер возглавит международное жюри.

«Перед полуночью» (Before Midnight), режиссер Ричард Линклейтер /Richard Linklater (США—Греция)

В 1995 году обладателем «Серебряного медведя» Берлинале стал молодой американский режиссер Ричард Линклейтер. Его фильм «Перед рассветом» был объявлен манифестом «поколения Х». Молодой американец, путешествующий по Европе, и французская студентка встречаются в поезде и проводят романтический вечер в Вене, чтобы расстаться, по-видимому, навсегда. Не тут-то было. Через девять лет, в 2004-м, тот же Линклейтер и те же актеры — Итан Хоук и Жюли Дельпи — представляют на Берлинале картину «Перед закатом». Повзрослевшие герои встречаются на один вечер в Париже, они все еще любят друг друга, хотя живут на разных континентах каждый своей жизнью. Прошло еще девять лет. В конкурсе Берлинского фестиваля — «Перед полуночью». Сорокалетние представители «поколения Х» встречаются снова, теперь в Греции. Любопытно взглянуть, как режиссеру и артистам удастся в третий раз разыграть этот непритязательный сюжет.

«Темная кровь» (Dark Blood), режиссер Джордж Слейзер /George Sluizer (США)

История этого фильма тоже начинается в прошлом веке. Исполнитель главной роли — Ривер Феникс — умер 20 лет назад, вскоре после своего триумфа в картине Гаса Ван Сента «Мой личный штат Айдахо». Ему не хватило 11 дней, чтобы завершить съемки в «Темной крови» — истории молодого вдовца по имени Бой, который живет в пустыне в штате Юта, ставшей ареной ядерных испытаний, и ждет конца света. В заложники к одичавшему Бою попадает голливудская пара в винтажной машине (Джонатан Прайс и Джуди Дэвис). Материал фильма пролежал все эти годы в сейфе страховой компании, которая не так давно объявила, что намерена его уничтожить. На следующий день режиссер Слейзер нанял компетентных товарищей, вскрыл сейф и завершил картину, заменив неснятые студийные эпизоды дикторским текстом. Ему не помешали ни 80-летний возраст, ни прогрессирующая смертельная болезнь. Деньги на завершение фильма он собрал через интернет — с помощью краудсорсинга.

«Камиль Клодель, 1915» (Camille Claudel 1915), режиссер Брюно Дюмон /Bruno Dumont (Франция)

В 1988-м «Серебряного медведя» за роль Камиль Клодель получила Изабель Аджани. Та «Камиль Клодель» повествовала о сложных профессиональных и любовных отношениях талантливой скульпторши и ее наставника Огюста Родена (Жерар Депардье). В новой киноверсии этой биографии, включенной в конкурс Берлинале, центр тяжести перенесен на диалог Камиль и ее брата, знаменитого писателя Поля Клоделя, а непосредственно действие происходит в лечебнице для душевнобольных на юге Франции, где героиня провела последние годы. Как и положено, трагическую фигуру национальной культуры играет статусная звезда — на сей раз Жюльетт Бинош, но имя альтернативного режиссера Брюно Дюмона обещает зрелище не вполне конвенциональное.

«Завтра никогда не кончается» (Yesterday Never Ends), режиссер Изабель Койшет /Isabel Coixet (Испания)

Этот фильм, включенный в программу «Панорама», затрагивает актуальную ситуацию в Испании, но не сейчас, а в 2017 году, когда экономический кризис достигнет, по прогнозам авторов, своего пика. Драма родителей, потерявших сына, разыгрывается на фоне массовой безработицы, охватившей 7 млн человек, и строительства нового Лас-Вегаса буквально на человеческих костях. Режиссер Изабель Койшет не раз участвовала в конкурсах самых престижных фестивалей, а в 2009 году была членом жюри Берлинале. В ее новой ленте, снятой в жанре антиутопии, играют Хавьер Камара, известный по фильму Педро Альмодовара «Поговори с ней», и Кандела Пенья.

«Земля обетованная» (Promised Land), режиссер Гас Ван Сент /Gus Van Sant (США)

Фильм, посвященный противоречиям современной экономики, снял Гас Ван Сент, чья привычная территория — экзистенциальные драмы о молодежи с гейским акцентом. Но на сей раз он подменил другого постановщика на проекте с экологическим уклоном. Герои Мэтта Деймона и Фрэнсис Макдорманд едут в провинциальный городок, почти убитый кризисом, чтобы убедить местных жителей начать там разработки месторождений природного газа. Против портящих природу методов гидравлического бурения выступают местные активисты: главного играет Джон Красински, приложивший руку и к сценарию картины. На ее премьере в Нью-Йорке столкнулись противники и сторонники этих методов, так что кино уже доказало свою остроту, а теперь поборется за «Золотого медведя» в Берлине.

«Рай: надежда» (PARADISE: Hope), режиссер Ульрих Зайдль /Ulrich Seidl (Австрия)

«Вера, надежда, любовь» — три части проекта «Рай» знаменитого австрийского режиссера, уже наделавшие много шуму на разных фестивалях. В конкурсе Берлинале покажут последнюю часть трилогии о мифах и наваждениях современного мира. Как и в двух предыдущих фильмах, героиня «Надежды» — женщина, обуреваемая уже не сексом, не религией, а желанием похудеть, усовершенствовать свое тело. Невинная с виду мечта оказывается напрямую связана с фобиями современной цивилизации и представляет собой еще одну форму потребительского сектантства.

«Долгая счастливая жизнь», режиссер Борис Хлебников (Россия)

Российский участник конкурса — фильм Бориса Хлебникова, вольный ремейк классического вестерна Фреда Циннемана 1952 года «Ровно в полдень». В то же время название даже с чрезмерной навязчивостью апеллирует к другой культовой ленте — «Долгой счастливой жизни» Геннадия Шпаликова. Хотя на самом деле это название вдохновлено одноименной песней «Гражданской обороны». Это история современного фермера, который ведет неравную борьбу за землю, за своих товарищей и за свое человеческое достоинство с облеченными властью противниками. В новом тысячелетии российское кино нечасто попадало в конкурс Берлинале. Последний его успех связан с фильмом «Как я провел этим летом» Алексея Попогребского, с которым Хлебников дебютировал совместной картиной «Коктебель». «Долгую счастливую жизнь» продюсировала компания, которая носит название «Коктебель», а оператором выступил Павел Костомаров, уже имеющий в своем активе «Серебряного медведя» Берлинале.

«За Маркса...», режиссер Светлана Баскова (Россия)

Участвующий в секции «Форум», фильм Светланы Басковой полон жестокого сарказма в адрес кровососов-олигархов и нежности по отношению к простому рабочему человеку, хоть и сломленному системой. Рядом с героями этого народного эпоса действуют рабочие-интеллектуалы, которые организуют вместо карманных профсоюзов настоящий: фильм таким образом превращается из отстраненной метафоры в практическое руководство к действию. Баскова, конечно, не Годар, но его метод, сознательно или интуитивно, использовала. Взяла саму идею о том, что кино способно быть оружием пролетариата, причем куда более эффективным, чем булыжник. Рабочие из ее фильма обсуждают в своем киноклубе «Ветер с Востока», «Комиссар», «Рабочий класс идет в рай» — базовые фильмы политического кино. И это не только прикольно, но поистине революционно для российского контекста.

«Закрытый занавес» (Closed Curtain), режиссеры Джафар Панахи /Jafar Panahi, Камбузия Партови /Kamboziya Partovi (Иран)

Самый загадочный фильм конкурса, известный также под названием «Падре», поставлен опальным иранским режиссером Джафаром Панахи вместе со своим соотечественником и коллегой. Как именно Панахи смог участвовать в съемках, будучи под домашним арестом и не имея разрешения на профессиональную деятельность, до конца не ясно. Как и то, кто будет представлять фильм на Берлинале: самому Панахи запрещено давать интервью и выезжать за границу в ближайшие 20 лет.

Андрей Плахов, «КоммерсантЪ-Weekend»

07 февраля 2013 г.
Комментарии