Драма Александра Миндадзе «Паркет»
Редактор: family-values.ru Дмитрий Намычкин
Драма Александра Миндадзе «Паркет» вошла в одну из программ Московского международного кинофестиваля
С 22 по 29 апреля в столице пройдет 43 Московский международный кинофестиваль (ММКФ), во внеконкурсную программу которого — Восемь с половиной фильмов — вошел новый фильм одного из самых авторитетных сценаристов и режиссеров российского кино Александра Миндадзе. Драма «Паркет» — это история трех героев, которые встречаются на 25-летии танцевального клуба. Они не виделись четверть века и собираются повторить знаменитое танго втроем, которое много лет назад сделало их известными. Главные роли в фильме исполнили польские актеры Агата Кулеша и Анджей Хыра, а также израильская актриса Евгения Додина. Фильм снят в копродукции России, Великобритании и Польши.
В российский прокат «Паркет» выйдет 13 мая, прокатчик картины — компания «Русский Репортаж».
Трех главных героев в прошлом связывал не только танец, но и любовные отношения. Теперь судьба сводит их вновь. К ним возвращаются прежние чувства и эмоции, они тонут в них, и, погружаясь в танец и растворяясь в нем, герои теряют связь с реальностью.
Герман — длинноволосый мужчина с пронзительно голубыми глазами и в цветастом костюме, которому очень подходит его прозвище — Какаду. Валенсия — одна из его партнерш по танцу и по совместительству бывшая жена. С виду она слишком холодна и серьезна, но на самом деле внутри нее живет страстная натура. Элизабет — вторая партнерша, бывшая любовница Какаду, когда-то разлучившая его с Валенсией. Герои по-прежнему испытывают сильные чувства друг к другу: они одновременно и любят, и ненавидят.
Страсть овладевает танцорами, они погружаются в мир молодости и танго. Для них не существует ничего, кроме танца, но внезапное появление их детей, внуков, супругов разбивает иллюзии о реальность. Этот фильм не только о мучительной невозможности расставания и страхе старения, но и о смерти, которая может настигнуть в любой момент.
«Сценарий всегда начинается неожиданно. Это интуитивный поиск того, чтобы выразить себя, свое ощущение жизни, времени, мира. Таким образом, драматург в некотором роде занимается „самоэкранизацией“, но для этого все же нужны некоторые „внешние“ поводы, которые каждый раз сложно найти. Я не знаю, почему именно танцы легли в основу этого сценария. Мне тогда показалось, что это история двух реальностей: творческой и обыденной жизни. Это дилемма многих, кто посвятил свою жизнь искусству, в частности кинематографу. Условно говоря, у таких людей жизнь проходит „в пируэтах на паркете“, а одновременно с этим есть семья и любовь», — так рассказывает о рождении идеи и создании сценария Александр Миндадзе в интервью Mosfilm.ru.
По признанию создателей, кастинг проходил долго, ведь актеры должны были ко всему прочему обладать танцевальными способностями. Агата Кулеша, известная по оскароносному фильму «Ида» и «Холодной войне» Павла Павликовского, была утверждена первой, и из двух героинь предпочла Элизабет, так как никогда прежде не исполняла подобных ролей. Для актрисы танцевать было не сложно, ведь она стала победительницей танцевального польского телешоу, аналога российского «Танцы со звездами».
А вот Анджею Хыре пришлось обучаться танцам практически с нуля. Польский актер известен не только своими яркими ролями в таких фильмах, как «Земля забвения», «11 минут», «Соединенные штаты любви», но и театральными работами. В частности, он играл в спектакле «Трамвай „Желание“ с Изабель Юппер. В 2020 году Хыра исполнил роль Глеба, мужа Елизаветы Глинки, в драме Оксаны Карас „Доктор Лиза“.
Известная израильская кино- и театральная актриса Евгения Додина сыграла третью героиню, Валенсию. Одни из самых известных ее работ в фильмах «Было или не было» и «По тебе не видно», за них актриса получила призы за лучшую женскую роль на нескольких кинофестивалях. Картина с участием Евгении «Неделя и один день» режиссера Асафа Полонски была представлена в конкурсной программе Каннского кинофестиваля. Одной из недавних работ Додиной стала роль в сериале «Убивая Еву», где она сыграли мать главной героини.
Все трое главных актеров почти полгода работали с балетмейстером Сергеем Стаценко, занимающимся танго более 15 лет. Тренировки проходили в Польше.
Также в картине снимались российские актеры Владимир Мишуков, Василий Михайлов, Марина Маныч, Александр Исаков, Таави Ээльмаа.
«Паркет» стал третьим совместным проектом режиссера Александра Миндадзе и румынского оператора, «отца» румынской новой волны, Олега Муту. Он снял такие фильмы, как «Смерть господина Лазареску», «4 месяца, 3 недели и 2 дня», за который получил Золотую пальмовую ветвь Каннского фестиваля, и многие другие картины. У Муту получилось не просто запечатлеть артистов в движении, сама съемка напоминает виртуозный танец.
«Учитывая, что с легендарным оператором Олегом Муту я работаю вместе уже над третьим фильмом, он понимает меня с полуслова, а бывает, что и вовсе без слов. Ему удается интуитивно проникать в замысел сценария, при этом привносить что-то свое. Это большая редкость», — рассказывает режиссер.
Съемки фильма «Паркет» начались в феврале 2019 года в Констанце, Румыния. Главной локацией стал современный отель, в котором нашлись все необходимые для съемок объекты.
«Задача была сложной — найти для съемок красивый отель с танцполом, но где бы никого не было, чтобы там и жить, и проводить съемки. Поиск локации мы начинали с Прибалтики. Когда проехали все города и уже были в Вильнюсе, решили все-таки заехать в Польшу, а затем и в Румынию. Там нам в руки попали фотографии отеля в Констанце, который находится в 223 км от Бухареста. Мы решили посмотреть его. Констанца — курортное место, известное тем, что там жил и умер поэт Овидий. Зимой и в начале весны — несезон, поэтому гостиницы практически пустые», — говорит продюсер ленты Лиза Антонова.
Действие фильма в основном происходит в больших танцевальных залах, комнатах и коридорах, а финал разворачивается в заснеженных пейзажах. Зимние натурные съемки проходили под Тулой. «Там мы нашли идеально подходящую локацию. Только пришлось ждать снега, который был необходим для сюжета», — добавляет Лиза Антонова.
Ленты Александра Миндадзе традиционно отбирают в программы отечественных и международных кинофестивалей. В 2007 году режиссерский дебют Миндадзе «Отрыв» был представлен на Венецианском кинофестивале, а также отмечен двумя наградами Национальной премии кинокритики и кинопрессы Белый слон. Его второй фильм, «В субботу», участвовал в основном конкурсе Берлинского кинофестиваля в 2011 году, а третий, «Милый Ханс, дорогой Петр», — в конкурсе Московского международного кинофестиваля в 2015 году. Фильм стал лауреатом премий Золотой орел, Белый слон в пяти основных номинациях и Ника, как лучший фильм года.