Формирование эндаумент-фонда Государственной Третьяковской галереи
Редактор: family-values.ru
Государственная Третьяковская галерея и Благотворительный фонд Владимира Потанина на площадке информационного агентства ТАСС, открытой на Петербургском международном экономическом форуме, объявили о формировании эндаумент-фонда.
Создание эндаумента — важнейшее событие для обеспечения стабильной деятельности Третьяковской галереи по двум направлениям: пополнению коллекции музея и развитию малых музеев. Первым взносом в этот фонд стало крупное пожертвование Благотворительного фонда Владимира Потанина, продолжившее историю многолетнего сотрудничества с музеем. Взнос составил 100 млн рублей.
О необходимости создания эндаумента руководство Третьяковской галереи задумывалось уже давно. Однако с окончательным решением удалось определиться лишь осенью 2018 года, после того, как на Санкт-Петербургском культурном форуме состоялся круглый стол «Меценатство будущего: лучшие практики и эффективные механизмы государственно-частного партнерства». Дискуссия была организована Благотворительным фондом Владимира Потанина и представила опыт шести стран в сфере целевых капиталов. Фонд Потанина ведет системную работу по продвижению модели эндаумента в России с момента принятия соответствующего законодательства в конце 2006 года. Во многом благодаря личному участию Владимира Потанина эндаументы стали появляться в России: в 2006 году учредитель фонда возглавил Комиссию по вопросам развития благотворительности, милосердия и волонтерства Общественной палаты Российской Федерации, деятельность которой значительно улучшила законодательную базу в этой сфере.
Руководство Третьяковской галереи сделало расчет необходимой стартовой суммы для эффективного эндаумента. Благотворительный фонд Владимира Потанина внес первое значительное пожертвование, достаточное для формирования фонда целевого капитала такого крупного музея как Третьяковская галерея.
Было выделено две цели, на которые будут тратиться доходы от эндаумента. Первая — это пополнение коллекции музея: Галерея получит возможность использовать определенный доход на самостоятельную закупку произведений искусства. Вторая важнейшая цель — реконструкция и поддержание в достойном состоянии малых музеев Третьяковской галереи. Эти музеи — дома, квартиры, мастерские — находятся не в лучшем виде и с каждым годом разрушаются все больше. В настоящее время пять из семи малых музеев закрыты на реконструкцию, а финансирования на них критически не хватает. Задержки в реконструкции и ремонте чреваты тем, что эти пространства придут в полную негодность и потребуется значительное увеличение бюджета на исправление ситуации. Миссия Третьяковской галереи — сохранить, обновить и передать будущим поколениям эти пространства в достойном для современной музейной практики состоянии.
Развивать приоритетные проекты Третьяковская галерея планирует вместе с партнерами эндаумента, характерными особенностями которого являются доверие доноров фонда, прозрачность и контроль распределения средств. Для результативности эндаумент-фонда большое значение имеет выбор правильной управляющей компании, которая сможет соблюсти эффективный баланс между высоким процентом и надежностью вложения. Руководство Третьяковской галереи провело анализ рынка управляющих компаний и выбрало две организации, отвечающие высоким критериям отбора, каждая из которых будет управлять одним из двух целевых капиталов, обеспечивая большую финансовую гибкость и самодостаточность финансового потока.
В истории Галереи уже был опыт, аналогичный эндаумент-фонду, внедренный по завещанию Сергея Михайловича Третьякова, одного из основателей музея: он оставил капитал, проценты с которого направлялись на приобретение произведений русских художников для музея. Создавая эндаумент-фонд, Третьяковская галерея продолжает прерванные некогда традиции меценатства и благотворительности, заложенные его основателями. Положительный опыт Галереи может инициировать интерес к фондам целевого капитала других российских музеев и способствовать развитию музейного дела в России.
З.И. Трегулова: «Третьяковская галерея открыта к новым инструментам фандрайзинга в современной экономической реальности, чтобы обеспечить эффективность следования главной миссии нашего музея — сохранять, исследовать и популяризировать русское искусство. Для нас невероятно важен запуск эндаумент-фонда, который поможет в этой работе. Я счастлива, что Благотворительный фонд Владимира Потанина, наш постоянный партнер, опять, как и в случае с запуском долгосрочной программы „Меценаты и дарители — Третьяковской галерее“, стал первым, кто нас поддержал, сделал стартовое вложение и дал ценнейшие профессиональные советы по работе с эндаументом. Я надеюсь, что пример Фонда Потанина вдохновит и других людей, для кого важно развитие музея и сохранение для будущих поколений русского искусства в целом».
В.О. Потанин: «Я рад, что у одного из ведущих российских музеев — Третьяковкой галереи — теперь есть свой эндаумент-фонд. Это важнейшее стратегическое решение музея, и я рад возможности поддержать его на старте. Третьяковская галерея сегодня по праву считается одним из самых динамично развивающихся российских музеев. Горжусь, что часть инновационных решений — публичные дискуссии о культурном лидерстве, гостиная Арзамаса в Новой Третьяковке, рестарт поддержки меценатами пополнения коллекции — реализуется музеем в партнерстве с моим благотворительным фондом. Надеюсь, создание эндаумента откроет новые возможности для сохранения наследия и пополнения коллекций, поможет обеспечить развитие галереи и ее малых музеев на долгие годы вперед. Верю в долгосрочную перспективу этого инструмента, который успешно работает в России на протяжении 10 лет».
Третьяковская галерея уже многие годы тесно сотрудничает с Благотворительным фондом Владимира Потанина. Среди последних масштабных проектов, реализованных Третьяковской галереей при поддержке фонда, — серия публичных дискуссий с мировыми экспертами «Культурное лидерство в современном мире», создание в залах Третьяковской галереи на Крымском Валу «Гостиной Новой Третьяковки и Arzamas.academy», а также дар музею знаменитой работы Эрика Булатова «Картина и зрители» (2011–2013), которая заняла важное место в обновленной экспозиции искусства ХХ века.