Подлинность недавно найденных работ Караваджо вызывает сомнения
Работы, предполагаемым автором которых назван Микеланджело Караваджо, были открыты в миланском замке Сфорца двумя итальянскими искусствоведами Маурицио Куруза и Адрианой Федриголли. И, хотя их гипотеза была официально обнародована 5 июля, этому предшествовало два года работы по изучению найденных произведений. Свои предположения ученые подкрепили двухтомным трудом, который уже можно приобрести в Интернете, более того, был запущен сайт «Молодой Караваджо», который доступен и на русском языке. Однако авторство произведений до сих пор доказано не было. По всей видимости, этот процесс потребует еще немало времени, а пока многие эксперты ставят под сомнение тот факт, что мы неожиданно обрели сотню новых полотен живописца.
Ранее сообщалось, что работы станут доступны широкой общественности в пятницу, 6 июля. Однако, как рассказала корреспонденту «НИ» Виктория Маркова, доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник ГМИИ имени Пушкина, до сих пор ей так и не удалось ознакомиться с находкой: «Картины мне увидеть не удалось, поэтому поверить в их подлинность пока невозможно. До тех пор пока у нас в руках нет произведений, мы не знаем, что это такое. Все, что сейчас говорится, — это только обещания. Пока эта история вызывает много вопросов».
В этой истории действительно очень много странного. Во-первых, коллекция в миланском замке Сфорца насчитывает 1378 работ учеников известного художника Симоне Петерцано, одним из которых и являлся Караваджо. И все эти произведения находятся в открытом доступе с 1924 года, однако все это время никому из специалистов и в голову не приходило, что автором части из них может быть именно Караваджо. Но Куруза и Федриголли фанатично заявляют, что в мастерской просто не могли не остаться какие-то его работы. Вопрос только в том, какие именно.
Во-вторых, по заявлению «первооткрывателей», из 100 «новых» работ Караваджо 80 является рисунками. Однако до настоящего момента исследователям не известен еще ни один рисунок, набросок или эскиз художника. Следовательно, установить их подлинность будет еще более проблематично, так как их буквально не с чем сравнить. Но необходимо заметить, что самая ранняя известная на сегодняшний день работа Караваджо — «Больной Вакх», 1593 год — относится к римскому периоду его творчества. В столицу Караваджо отправился в 18 лет, как раз после окончания своего обучения в Милане, где и нашлись работы. То есть, если картины действительно окажутся подлинными, ученым удастся закрыть огромную историческую брешь в творчестве итальянского живописца.
Катерина Серебренникова newizv.ru