Призы «Кинотавра»: «Труба», «Географ» и «Интимные места»
Дмитрий Намычкин
«Кинотавр — 24 » раздал свои призы в городе Сочи в Зимнем театре. Александр Роднянский (Президент фестиваля) объявил фестиваль закрытым и выразил надежду, что лучшие фильмы российского производства и, в первую очередь, отмеченные фестивалем будут показаны в кинотеатрах. «У нас из кинопроката изъято все, кроме киноаттракционов и локальных комедий, а фильмы иного свойства, даже вовсе не претендующие на эксперимент с киноязыком, воспринимаются как радикальные авторские жесты». Концепция фестиваля направлена не только на продвижение кино, но и подстегивает молодых авторов снимать качественные фильмы. Во время фестиваля проводились мастер-классы, питчинг, эстафету показов подхватил Кинорынок, собравший директоров региональных кинотеатров, прокатчиков и т.д. Свое серьезное и уважительное отношение продемонстрировало большое количество звездных гостей, представляющих отечественный кинематограф.
Главный приз кинофестиваля «Кинотавр» получила картина Александра Велединского «Географ глобус пропил» по повести пермского писателя Алексея Иванова, сорвавшая после показа бурные и продолжительные аплодисменты. Приз прокатчиков тоже взял Александр Велединский, что не удивительно, пожалуй, только эта картина из всей фестивальной программы повернулась «лицом к зрителям» и этого не могли не отметить прокатчики. Главный приз «За лучшую мужскую роль» предсказуемо достался Константину Хабенсеому, сыгравшему в этой истории неудачника-учителя. Приз им. М. Таривердиева «За лучшую музыку к фильму» оказался в руках Алексея П. Зубарева («Географ глобус пропил»), сотрудничающего с Велединским во всех его картинах. Но надо отметить, что в этом году авторской музыки в фильмах, практически, не было. В основном, звучали цитаты из произведений разных композиторов, групп и т. д. «Музыка уходит из кино», — прокомментировала Вера Таривердиева, вдова композитора.
Спецдиплом жюри был выдан молодым актерам из картины «Жажда» Дмитрия Тюрина (За энергию и обаяние»), а за сценарий награду получил Денис Осокин («Небесные жены луговых мари», режиссер Алексей Федорченко). Эта же картина отмечена призом «За лучшую операторскую работу» (оператор Шандор Беркеши).
«За лучшую режиссуру» приз получил режиссер Виталий Манский с фильмом «Труба». Единственная документальная лента, допущенная в конкурс наравне с игровыми, доказала, что грань между этим жанрами постепенно стирается. Большой неожиданностью стало награждение «За лучший дебют» картины молодых режиссеров Наташи Меркуловой и Алексея Чупова «Интимные места». Солидное жюри, возглавляемое Алексадром Миттой, не отвернулись от революционных для нашего кинематографа «Интимных мест», обнаживших интимные места в прямом смысле и интимные отношения, про которые у нас было не принято говорить в кино. Откровенность в кадре актрисы Юлии Ауг, получивший приз «за лучшую женскую роль» ею самой была объяснена так: «Я — актриса, и все мое тело — инструмент. И я не имею права его не использовать полностью, если передо мной стоит такая задача».
Приз Гильдии киноведов и кинокритиков «улетел» в «Трубу» Виталия Манского. Дипломы от них же — картинам «Интимные места» и «Небесные жены луговых мари».
Приз зрительских симпатий программы «Кино на площади» логично получил фильм «Легенда №17», режиссера Николая Лебедева, доказавший свою востребованность еще в прокате.