МЫ ВНЕ ПОЛИТИКИ!

Альманах «Фамильные ценности» — абсолютно оригинальное и уникальное российское интернет-издание, не имеющее аналогов: все темы, поднятые в альманахе, рассматриваются через призму фамильных ценностей.

«Фамильные ценности» информируют о ярких, интересных, достойных внимания феноменах культуры и искусства, которые могут претендовать на место в истории.

«Фамильные ценности» обновляются ежедневно.

radbell@yandex.ru

12 ноября —  6 февраля. Крепостные таланты. Выставка приурочена к 150-летию со дня отмены крепостного права в России.

12 ноября — 6 февраля. Крепостные таланты. Выставка приурочена к 150-летию со дня отмены крепостного права в России.

Экспозиция новой выставки – это яркий рассказ о настоящих, а порой, и уникальных, талантах, вышедших из среды крепостного народа России в VIII-XIX веках. Государственный музей А.С. Пушкина (Пречистенка, 12/2)

       Посвящена выставка русским художникам, архитекторам, актерам, поэтам XVIII-XIX вв., рожденным в среде крепостного народа, но составивших впоследствии славу и гордость русской культуры.  

       Уникальную коллекцию музейных редкостей, связанных со знаменитым крепостным театром Шереметевых, представляет в музее А.С. Пушкина Московский музей-усадьба «Останкино». Публика увидит старинные чертежи останкинского театра, авторские эскизы декораций, костюмы актеров, музыкальные инструменты XVIII в., различную сценическую атрибутику – в том числе, затейливые опахала актрис, на обратной стороне которых обычно размещали тексты вокальных партий; чудом сохранившийся набор театрального грима того времени; рыцарские доспехи героев знаменитых масштабных постановок. 

       Конечно, рассказ о знаменитом театре был бы неполным без истории, наделавшей в свое время так много шума в обществе – романтической и драматической истории любви сановитого владельца крепостной труппы, богатейшего графа Николая Шереметева и актрисы его театра Прасковьи Жемчуговой (Ковалевой). В этом разделе выставки – великолепные живописные портреты прославившихся в веках влюбленных (в том числе, кисти их крепостного художника Н.Аргунова), миниатюры четы Шереметевых и их сына Дмитрия и уникальные документы из их семейного архива: «вольная» на Прасковью Ковалеву, рукопись «Жизни графини П.И. Шереметевой, рожденной Ковалевской  от древнего польского рода...» с пометками графа Н.Шереметева, запись 1801 г. в церковной книге «храма Николая Чудотворца в Сапожках , что близ старого Каменного моста»...

Еще один яркий раздел выставки, посвящен крепостным художникам. Портретное искусство было неотъемлемой частью помещичьего быта, так как всякий помещик хотел иметь изображения своих близких. Эта барская прихоть создала множество занимательных бытописателей, а подчас и талантливых художников. На выставке представлены портрет В.С. Апраксина, написанный С.С. Свинцовым (возможно, крепостным художником Апраксиных), и портрет А.Б. Бакуниной  работы «крепостного человека Бакуниных» Якова Стрешнева; портреты членов семьи Яньковых-Благово, созданные их крепостным Григорием Озеровым, и портрет А.А. Брюлловой, автором которого был любимый ученик Карла Брюллова И.И. Липин, принадлежавший графу В.А. Мусину-Пушкину. На выставке также можно увидеть работы Е.П. Житнева, ученика А.Г. Венецианова, И.К. Зайцева, В.А. Серебрякова и других крепостных художников.

Часто судьба крепостных художников, зависящих от воли помещика, складывалась трагически. Но были и меценаты, крепостные которых, закончив Академию художеств, стали знаменитостями и получили отпускную. Всем известны архитектор А.Н. Воронихин — строитель Казанского собора, освобожденный А.С. Строгановым от крепостной зависимости в  1786 году; талантливые художники В.А. Тропинин, Н.И. Уткин и О. Кипренский.  Будучи внебрачными сыновьями помещиков, Уткин и Кипренский уже в детстве получили «вольную». Тропинину же удалось сделать это лишь в 47-летнем возрасте. Творчество этих художников также представлено на выставке. 

Большой раздел экспозиции посвящен графику и акварелисту Василию Семеновичу Садовникову. Крепостной человек Н.П. Голицыной (пушкинской «пиковой дамы»), он получил вольную лишь в 1838 году, будучи уже известным художником. Среди экспонатов – портреты Н.П. Голицыной и ее дочери С.В. Строгановой, благодаря которой в 1823 году Садовников смог приехать в Петербург и посвятить себя творчеству.

На выставке экспонируются такие работы Садовникова, как виды Зимнего дворца с проходящими перед ними парадами, в разные годы написанные им по поручению Николая I и Александра II;        широко известная серия литографий  «Панорама Невского проспекта», ставшая историко-художественным документом пушкинской эпохи; интерьеры Зимнего дворца, над которыми художник работал по заказу императорской семьи.

Немало было сделано крепостными архитекторами А.А. Аракчеева для украшения принадлежавшего ему села Грузина. Листы из серии «Виды села Грузина», изданной в литографском заведении при школе кантонистов в усадьбе А.А. Аракчеева в 1821–1824 годах, имеют немалую художественную ценность. Но листам этой серии крепостными живописцами князя Н.Б. Юсупова в Архангельском было расписано 36 тарелок, две из которых можно увидеть на выставке.

Особый интерес представляют сборники стихов поэтов-самоучек, вышедших из крепостного сословия: Ф.Н. Слепушкина, М. Суханова и Е.И. Алипанова,  получившего вольную благодаря ходатайству А.С.  Шишкова. Судьба Т.Г. Шевченко и М.С. Щепкина, выкупленных из крепостной неволи благодаря вмешательству общественности, также нашла отражение на выставке.

Завершает экспозицию раздел, посвященный отмене крепостного права в России. Здесь можно увидеть портрет Александра  II и документы, посвященные крестьянской реформе 1861 года. Фрагмент интерьера кабинета украшает мебель, принадлежавшая царю-освободителю.

 

 

Благодарим Веронику Кирсанову  за помощь в подготовке материала. 

 

Веер XVIII века из коллекции музея-усадьбы Останкино

Веер XVIII века из коллекции музея-усадьбы Останкино

Веера, сценические опахала актрис, коробка с гримом XVIII в.

Веера, сценические опахала актрис, коробка с гримом XVIII в.

Витрины с музейными редкостями из усадьбы Останкино

Витрины с музейными редкостями из усадьбы Останкино

Мебель из кабинета Александра II. Из собрания музея-усадьбы Останкино

Мебель из кабинета Александра II. Из собрания музея-усадьбы Останкино

Панорама Невского проспекта. Литографии И.Иванова по оригиналам В.С. Садовникова.

Панорама Невского проспекта. Литографии И.Иванова по оригиналам В.С. Садовникова.

 

Русский фарфор XIX века. Жанровые зарисовки быта крестьян были в то время в моде.

Русский фарфор XIX века. Жанровые зарисовки быта крестьян были в то время в моде.

Украшение экспозиции - портреты актрисы Прасковьи Жемчуговой и графа Н.Шереметева

Украшение экспозиции — портреты актрисы Прасковьи Жемчуговой и графа Н.Шереметева

Фарфоровые тарелки с изображением интерьера усадьбы А.Аракчеева в Грузино по риснукам крепостных художников

Фарфоровые тарелки с изображением интерьера усадьбы А.Аракчеева в Грузино по риснукам крепостных художников

Фрагмент экспозиции выставки, посвященный крепостному театру графа Н.Шереметева

Фрагмент экспозиции выставки, посвященный крепостному театру графа Н.Шереметева

Часть экспозиции, посвященная крепостному театру графа Н.Шереметева

Часть экспозиции, посвященная крепостному театру графа Н.Шереметева

15 ноября 2011 г.
Комментарии